Что такое пиринговые сети и с чем их едят?

Александр Юрьевич , 20 февраля 2006 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Не давно на днях купил себе свеженький журнал "Upgrade" и наткнулся на очень, по - моему мнению, интересную статью. А рассказывалось в ней про пиринговые сети, что это и с чем их едят! Думаю, что эта информация будет не безинтересна людям, любящим бесплатный контент, к тому же который можно без особого труда находить с помощью несложных манипуляций.

И так, что же такое пиринговые сети? По своей сути - это одноранговые децентрализованые сети, работающие по принципу Peer to Peer(в переводе "равный с равным"),то есть не по принципу клиент - сервер, а клиент - клиент, где клиент выступает, так же и сервером.


Немного истории:
Подавляющее большинство было радо существующему порядку вещей до тех пор, пока 18-летний студент Северо-Восточного университета Бостона по имени Шон Феннинг не выдал простую и оттого гениальную мысль - а что будет, если одним махом получить доступ ко всем музыкальным файлам, хранящимся на компьютерах университета, где юноша с трудом отучился полтора года? "Было бы неплохо!" - ответил себе Шон и, как вы знаете, начал развивать идею, суть которой сводилась к следующему - файловые серверы отвергались по определению, равно как и предварительный процесс поиска таких хранилищ в Сети.

Согласно идее Феннинга, в системе должен наличествовать центральный сервер, который обязан собирать и хранить информацию о музыкальных файлах, имеющихся на пользовательских машинах. Студент поделился открытием с отцом, а папаня, не будь дурак, идею подхватил и организовал компанию Napster, ставшую всемирно известной. И вроде медиамагнаты, подсчитав убытки от разбазаривания музыкального контента, в конечном итоге разорили семейную компанию.

Но было поздно: идея свободного обмена информацией овладела массами, а, как известно, свято место пусто не бывает. Однако речь если в последнее время и шла о P2P, то только в контексте разнообразных клонов Gnutella (BearShare Pro, LimeWire, XoloX, Morpheus и других). Безусловным достоинством этих децентрализованных (в отличие от почившего Napster) сетей являются следующие моменты. Во-первых, работу подобных обменных сетей практически невозможно прибить, поскольку отсутствует центральный сервер. Если же остановить работу нескольких отдельно взятых клиентов, то ничего не изменится, каждая пользовательская машина в текущий момент времени связана с несколькими другими, одновременно храня в памяти информацию о нескольких десятках "коллег по несчастью". Во-вторых, анонимность участников P2P-сети.

Таким образом, не стоит предрекать конец Р2Р-сетей, что бы там не говорили и не писали многочисленные апологеты охраны авторских прав. Однако с технической точки зрения децентрализованные системы обладают рядом недостатков, главным из которых является упоминавшееся преимущество - отсутствие центрального сервера. По этой причине такие сети работают медленнее своих централизованных собратьев. Ко всему прочему, машины клиентов свободных систем вынуждены пропускать через самое себя массу поисковых запросов от других пользователей, и если вы работаете через диалап, то перспективы получения искомого контента далеко не самые радужные. Но, тем не менее, пиринговые сети живут, радуя своих клиентов свободным обменом информации. Рассмотрим несколько Р2Р-сетей и клиентских программ, которые наиболее популярны среди пользователей рунета.

eDonkey


Отцы-основатели этой Р2Р-сети учли печальный опыт Napster и построили свое творение на основе распределенных серверов. В этом случае подразумевается работа большого количества серверов, обменивающихся информацией друг с другом. Безусловно, такая схема имеет гораздо больше шансов остаться на плаву, учитывая бесплатность программного обеспечения для клиентов и сервера, а также тот факт, что сами серверы разбросаны по всему миру. Среди российских пользователей клиентская программа получила ласковое прозвище "ослик", или - еще проще - "осел", благодаря смешной ослиной морде, являющейся логотипом сети.



На первый взгляд, работа в такой сети довольно парадоксальна: чем больше пользователей загружают один и тот же файл, тем лучше для всех. Нет нужды объяснять, что, например, FTP-сервер в случае наплыва страждущих получить какой-либо контент ждет скоропостижная смерть. А вот в сети eDonkey (www.edonkey2000.com) все совсем наоборот.
Дело в том, что искомый файл разбивается на небольшие части и загружается из нескольких одновременно доступных источников (для контента, пользующегося большим спросом, всегда найдется десяток-другой постоянных обладателей, и в конечном итоге скорость загрузки ограничивается шириной вашего канала).Более того, клиентская программа помимо вашей загрузки постоянно "озабочена" доступом к частям файла и других пользователей. Таким образом, контент сети eDonkey довольно быстро расходится по рукам, благодаря загрузке из множества источников.

eMule


Предыдущие версии "ослика" вызывали многочисленные нарекания пользователей, однако разработчики не спешили внимать гласу народа, по каковой причине группа европейских программистов в середине 2002 года занялась расшифровкой протокола работы eDonkey и созданием собственного клиента для этой сети.



eMule использует те же порты, что и eDonkey (4661-4665), каковые должны быть открыты; прекрасно уживается со старыми версиями eDonkey и без проблем откликается на "ослиные" ссылки. Немаловажный момент - обе версии eMule (обычный и Plus) локализованы. В целом eMule весьма схож с eDonkey, но гораздо более информативен. Так, например, при подключении к серверам и в процессе работы можно наблюдать динамически меняющиеся данные о, например, недобросовестных клиентах.

К безусловным преимуществам eMule можно отнести: возможность получения списка серверов не только от сервера, но и от других клиентов; полезную систему рейтинга, обеспечивающую определенный консенсус между процессами скачивания и закачивания; встроенную функцию предварительного просмотра фильмов, если загружены куски файла с началом и концом фильма; встроенный IRC-клиент; гибкое регулирование скорости upload с вашего ПК, то есть исходящий трафик можно разбить на относительно равные порции между заданным числом качающих.

KaZaA Lite


Данный Р2Р-клиент для работы в сети FastTrack давно стал объектом головной боли музыкальных компаний. На сегодняшний день он является одним из наиболее популярных (ежемесячно распространяется порядка двух с половиной миллиардов нелицензионных копий оригинального медиаконтента).



KaZaA сочетает в себе эффективный набор функций и возможностей, присущих лишь некоторым аналогичным клиентам, с рекордно высоким количеством зарегистрированных пользователей, что позволяет каждому из юзеров, вне зависимости от соединения с интернетом и личных интересов, добиться максимальной отдачи от работы в пиринговой сети, затрачивая при этом минимальные промежутки времени.Интерфейс программы абсолютно понятен и не вызывает никаких сложностей. Система фильтрации нежелательных находок позволяет изначально исключать сомнительные результаты поиска по размеру и названию файла, в то время как дополнительные настройки значительно упрощают регулирование интернет-канала и подбор подходящих сетевых партнеров. Причем без труда находится и русская музыка. Процесс копирования файла, благодаря опциям сегментирования и докачки, как правило, не заставляет долго себя ждать - искомый вами документ с большой долей уверенности окажется хотя бы у нескольких из трех миллионов подсоединенных пользователей. Ознакомиться же с загруженным контентом можно тут же - к нашим услугам встроенный медиаплейер. Также имеется поддержка скинов, столь любимых сетевым народом. Пожалуй, единственным недостатком KaZaA я бы назвал ограничение по битрейту для МР3-файлов - не более 128 кбит/с.

BitTorrent


Предпочитающих BitTorrent вряд ли можно сравнить с пользовательскими массами KaZaA или eDonkey или eMule, однако и принципы работы этого проекта не требуют максимально возможного числа участников. BitTorrent - это сеть, предназначенная для обмена, в первую очередь, большими файлами. Так, например, в службе Napster центральный сервер хранил имена пользователей и названия файлов, которыми те желали обменяться. В сетях FastTrack и eDonkey подобных серверов нет и архитектура сети предполагает максимальную децентрализацию. Архитектура BitTorrent предусматривает наличие у файла, выкладываемого в сеть, единственного владельца, который и заинтересован в его распространении. Другими словами, имеется некий сервер (tracker), выступающий в роли хранилища небольших "торрент"-файлов (о них чуть ниже) и управляющий распределенной загрузкой. Обратите внимание на термин "распределенная загрузка": на сервере-трекере нет предлагаемого контента - файл находится у одного из клиентов, пожелавших поделиться с ближними.



Пример: допустим, вы, уважаемый читатель, в силу своего альтруизма решили поделиться с народом неким контентом. Для этого вы при помощи специальной утилиты создаете небольшой (обычно 20-40 килобайт) "торрент"-файл, содержащий служебную информацию об имени файла, его размере, хэш-коды сегментов (по умолчанию размером 256 кб) и адрес распространителя, у которого, в свою очередь, должен быть запущен трекер-сервер для отслеживания количества загрузок файла в сети P2P, после чего отправляете такой "торрент"-файл на один из серверов (который и занимается распределением загрузки). Ваш покорный слуга, обуреваемый жаждой пресловутой халявы, находит ссылку на созданный вами "торрент"-файл, после чего либо щелкает по ссылке в браузере, либо сохраняет "торрент"-файл на свой жесткий диск и запускает его. После этого открывается клиентская программа, каковая и начинает процесс загрузки контента. Впоследствии, по мере того как файл по частям уходит с компьютера первоначального владельца в Сеть, пользователи начинают загружать его фрагменты друг у друга. Немного терминологии: Seed - пользователь, владеющий контентом, выступает в роли "раздатчика" (иными словами, это пользователь, предлагающий upload); Peer - пользователь-халявщик, загружающий контент и, в свою очередь, предоставляющий возможность загрузки фрагментов неполного файла другим страждущим.

Дистрибутив BitTorrenta
Утилита для создания "торрент-файлов"
KazaA
eMule
eDonkey

Уфф..Ну вроде всё!!! Написал - как мог.Извините что уж так длинно.=)
Обсуждение публикации на форуме
4 комментария, последний 24 февр. 2006