Маршрут № 397

Natalia, 30 июля 2007 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Стоит московское лето, в разгаре отпускной сезон. Все едут отдыхать за границу, а каких-то сорок, тридцать лет тому назад все мечтали отдохнуть на турбазе, в походе.

Перед Вами дневник молодой девушки, которая шла на веслах от базы «Ладога на Клязьме» под Владимиром до базы «Мстера». Этот путь в 300 километров был пройден за 10 дней. Прошло с той поры много лет, и сегодня я с большим удовольствием перелистаю с Вами странички этого дневника.

23 июня, суббота. Приехали со Светой на базу «Ладога на Клязьме», познакомились с Олей. Поселили нас в домике, где будет жить наш маршрут 397. После ужина дядя Вася из соседней комнаты пригласил играть в карты. Приехали Женя с Таней. Вечером пошли на танцы. Спросила Женю: «А где же твоя девушка?» Он ответил: «Она - не моя». Это здорово.

24 июня, воскресенье. Идем всем маршрутом на пляж. Правда, искупаться я не рискнула. Пляж хороший, песок белый-белый. Женька с «Сачком» покатали меня на лодке, потом разгадывали кроссворд, возились, обливались. Обедали все за одним столом. Потом снова пошли на речку. Вечером знакомились: все очень приятные люди.

25 июня, понедельник. Едем в Суздаль через Владимир. Одноэтажный город в 43 церкви. Попробовали медовуху. Светка не ездила. После обеда выбирали командиров: староста – Юра, завхоз – Лена. Ребята достали в прокате гитару и сегодня целый день играют. После ужина устроили «Вечер знакомств». Так с гитарой просидели до поздней ночи.

26 июня, вторник. Идем на экскурсию во Владимир пешком. Хорош Успенский собор. С Лидой купили материал на косынки, а сначала долго думали, что бы такое опознавательное сделать. Теперь у каждой лодки будут косынки и вымпел своего цвета. После ужина идем на танцы с Женей. Танцплощадка - в центре базы, и оформлена гирляндами из разноцветных лампочек. Очень красиво и загадочно. Сразу вспоминается праздник Нового года с подарками. Крутят пластинки Юрия Антонова.

27 июня, среда. Сегодня готовим в поход лодки, паклей заделываем щели, шпаклюем - все в первый раз. Лодки типа «Фофан» рассчитаны на пять человек. Инструктор объясняет, как и что нужно делать. А на пляже завхоз Лена составляет меню на весь поход. После обеда всем маршрутом идем на озеро Мшаное.

Маршрут № 397

Брали с собой гитару, пел то Женька, то Саша. Все сочиняют гимн. Вечером идем на танцы с Женей. Светка завидует.

28 июня четверг. Сегодня получали палатки, ведра и все прочее. Лодки текут. Но инструктор нас успокоил, сказав, что еще никто не утонул. Будете черпать воду! Потом на складе получали продукты, носились, как угорелые.
И вот, самое страшное - распределение по лодкам. Получилось так: 1-я лодка – семейная; 2-я лодка – инструктор, Владислав, Лена и две девочки; 3-я лодка – «Сачки»; 4-я лодка – мы. Сначала я была со Светой и Олей, Женей и инструктором. Но потом возмутился «Сачок» и заплакала Таня, она без Жени утонет. Все переиграли, и я оказалась в 4 лодке, куда меня приглашала Лида, а я сначала отказалась. Но судьбу не проведешь! Я немного погрустила, но потом решила, что так даже лучше: и мне будет свободнее, и разговоров будет меньше. Гитару сегодня отдали. На танцы не пошли, играли в карты. Владислав принес написанный им гимн на мотив известной песни:

Гимн 4 группы маршрута №397
Путь далек у нас ребята. Веселей турист греби. На флагштоке вьется флаг крылатый. Шеф-инструктор впереди.

Припев: Туристы, в путь, в путь, в путь. А для тебя, родная – палатка раскидная. Вставай, река зовет! Туристы – в поход!

Группу дружную собрали. Все ребята на подбор. Реку ложкой штурмовали всем волнам наперекор.

Мы идем в поход по Клязьме, Клязьма тож своя река. Мы на Мстере будем разве ль? Аль на дне наверняка?

Если мы придем на базу, значит – все мы моряки. По стакану грохнем сразу (компота): ведь мы все ж не старики.

Если есть любовь – полюбим. Нет, так дружбу береги. На прощанье будем хлюпать, ведь сердца не рюкзаки!

29 июня пятница, 1 день похода. Встали рано. Ребята вытащили лодки, а все остальные таскали рюкзаки, палатки и спальники. Итак, наша лодка - №4. Сашка спросил меня, какой вымпел мне нравится? - Красный! Так у нашей лодки стали красные косынки и красный вымпел. Гитары в поход не достали. У наших девчонок – у Лиды, Люси и меня - полосатые тельняшки. Всей лодкой сфотографировались. В 9.30 назначены проводы, с нами вместе уходит и 5 группа. На линейке стояли с веслами.

Маршрут № 397

«К походу допущены», и весла на воду. Гребли ребята – Саша и Юра – метров 200, а потом старица кончилась, и мы волокли лодки по суше до русла Клязьмы. Жарко и тяжело. Но вот мы и на Клязьме.
Я не знаю, как получилось, но я стала грести с Сашей, а Люся с Юрой. Лида первые два дня сидела на руле, изучала речные знаки, чтобы лодка шла по фарватеру – это нас Юра просвещал. Лодка течет. Приходится черпать воду.

Наконец, причалили к берегу. Здесь в Клязьму впадает Нерль. Странно, но храма не видно. Берег песчаный. Дежурные готовят первый обед, а мы, бездельники, с Сашей лезем наверх, за красной смородиной. Обед очень вкусный, на «второе» – солянка с мясом.

Маршрут № 397

После обеда пошли пешком к храму. Инструктор впереди, а ходит он быстро. Храм красив, правда, у подножья воды не видно, вода бывает только в поводок. Посмотрели, и быстро обратно. Искупались, и в путь. Река широкая, но много мелей. Уже сидели. Когда садишься на мель, надо кому-то с лодки слезть, а то и двоим. Потом лодку с мели стащить. Потом надо суметь из воды залезть в лодку, чтобы опять на мель не сесть.

Причалили на ужин. Красивое место. Ставим лагерь, и устраиваем небольшой банкет по случаю первого дня похода. Спим всей лодкой в одной палатке. Комары. Жарко. Юра уходит спать к костру. Мы с Люсей немного мучаемся и тоже выходим из палатки. На берегу хорошо, но комаров - еще больше: накрываешься с головой - душно, оставляешь маленькую щелку – кусают. Больше терпеть не могу, пошла к костру. Женька тоже не спит, смастерил удочку, ловит рыбу. Ловим вместе.
- А почему ты не взял меня в лодку?
- Я же приехал с Таней, я за нее отвечаю. А потом, мы же плывем всего три часа, а остальное время наше!
Рядом мерцают угольки в костре, чуть слышно играет приемник, всходит солнце. Женька положил в костер картошки. Хорошо сидеть у костра вместе с дежурным, который спит, с Владиславом, с Женей, с Люсей и с Юрой. Что-то сегодня всем не спится.

30 июня суббота, 2 день похода. Позавтракали, и в путь. То одна, то другая лодка садится на мель. Обедали при слиянии Клязьмы и Судогды. Судогда – холодная и прозрачная, не то, что Клязьма.
Сегодня видели ужей в воде. Сначала думали, что это коряги из воды торчат. Сашка бросил камень, и эти коряги – ужи отплыли в сторону. Хорошо, что от этого места уплываем.
После отдыха, плывем дальше. Уходим от грозы, но она нас догнала. Гребем под дождем. Руки мокрые, наверное, будут мозоли. Под вечер причалили к крутому берегу без кустов, наверху – санаторий. Саша ловит саранчу и укорачивает ей ноги. Ребят из палатки выгнали, а к нам пришла Таня. Сегодня комаров нет, и вчерашняя ночь меня утомила, иду спать. Из палатки было слышно, как лечат «Сачка». Ночью шел дождь, а наш Юра спал на улице. Так не годится.

Маршрут № 397

1 июля воскресенье, 3 день похода. Плывем. Вчера хотели ставить парус, а сегодня ветер дует в лицо. Грести трудно.
На обед причалили к «дикарям», у них крытая столовая. Вчера здесь прошел ураган, повсюду поваленные деревья. Гуляли с Люсей, и чуть не опоздали к обеду. Дежурили «Сачки». После обеда опять гребли, опять ветер в лицо. На ужин встали у пионерского лагеря под старыми дубами. Опять будем ночевать с Таней. Женька с Сашей ушли удить рыбу, а меня не позвали. Решено, я их тоже не замечаю.

2 июля понедельник, 4 день похода. Сегодня первый раз дежурим. Командовала нами Люся, она биолог по образованию, ей и карты в руки.

К обеду приближаемся к Коврову, но впереди опять синеют тучи. Решили пообедать. Берег песчаный, дров мало, хорошо, что с собой взяли с последней стоянки. Варим, режим, а туча приближается. Первое съели, пошел дождь. Быстро ставим палатку, одну на 20 человек. До «второго» и до чая уже никому нет дела. Влезли в палатку, а из палатки вылезли все мокрые.

Маршрут № 397

Дождь перестал – все на весла, греться. В Коврове была запланирована экскурсия, но все мокрые, и не до экскурсий. Дует встречный, холодный ветер. Гребем, гребем – а все на одном месте. Поднимается волна, она бьет в борт, приходится разворачивать лодку поперек волны, а тогда уходишь с курса. Идем ближе к берегу - там волна меньше. На корме сидеть холодно, рвешься на весла, они уже не кажутся теперь тяжелыми. Потихоньку с Лидой надеваем теплые свитера.
Сразу за Ковровом причаливаем к левому берегу, а на правом берегу качает песок земснаряд, но вид красивый. Рядом - синее озеро с бобрами, а дальше поля. Готовим ужин.
Люся распределила дежурство: сначала я, потом Лида с Сашей, а потом она. А как же капитан? А ему все равно, он может подежурить и со мной. А пока, до 11 он будет спать. Я сижу у костра с Владиславом, Леной, дядей Васей. Он поставил сушилки, и дежурные должны сушить промокшие вещи, так что к костру с трех сторон не подойдешь. К полуночи все разошлись. Светит луна, горит огонь на земснаряде, может быть выйдет Женька. Нет, он спит.
Зато пришел дежурить наш капитан. Небо звездное - Большая Медведица, Полярная звезда, созвездие Лебедь. Мы проговорили все дежурство о Москве, о работе, о походах. Мы засиделись до первого пения птиц, а это до 3 часов. Все высушили. Так быстро прошла ночь. Ведь около 12 часов было очень темно, и только костер освещал лицо Юры. Какой он симпатичный, а глаза добрые и хитрющие. И вот опять светло, и все можно разглядеть: цветущие травы, кусты шиповника, земснаряд за рекой. Но нельзя, же нам двоим дежурить всю ночь!

3 июля вторник, 5 день похода. Сегодня мы гребем целый день и останавливаемся на дневку. После двух часов работы на веслах, инструктор дает команду «Купаться!», и снова гребем. Обедаем около деревни. Приехали деревенские мальчишки на велосипедах. Рыженький мальчишка дал немного покататься, на зависть Женьки.
- Хотите гречневой каши с тушенкой? Только помойте миски! Вихрастые, загорелые мальчуганы выстроились очередью за угощением. Как ловко они орудуют ложками, и даже миски мыть не надо. Мальчишки проводили делегатов в деревню и вернулись на берег. В сельском магазине купили сахар, лук и компот.
После обеда пошли с Лидой на высокий берег Клязьмы. Перед нами открылась почти левитановская картина: широкая река размеренно течет меж песчаных берегов, вода искрится на солнце, кругом леса, леса, леса вперемежку с полями. Ветер шумит в кронах деревьев. Как хорошо! Искали ягоды, их не нашли, зато встретили Сашку с Женей и вместе вернулись к реке. В лагере уже все готовы к отплытию.
- А когда вы будете возвращаться, мы придем, вас встретим, - перебивая друг друга, обращались мальчуганы к инструктору.

Маршрут № 397

- К сожалению, мы не вернемся. Мальчишки пожелали нам доброго пути, и по берегу провожали нас на велосипедах, пока это было возможно.

Итак, мы поплыли, забыв починить руль. Теперь идем с пятым веслом вместо него. Жарко. Потихоньку загораем. Все говорят, что у меня лицо ровно загорело, а я как ушла в поход ни разу не заглянула в зеркало. Я и так не красавица, а сейчас, наверное, на черта похожа. Купаюсь без шапочки, хотя и вожу ее в рюкзаке. Сашка с Юркой топят с головой, или обливают, а у меня «химия». Можно представить, на кого я похожа! Но я не расстраиваюсь – все такие. Вот Светка даже шляпу не снимает, говорит, что голова грязная. А ее за красную шляпу и любовь к лежанию прозвали «мухоморшей».
Мы плывем. Юра с Люсей на веслах, а наша комплексная бригада – я, Лида и Сашка - на корме. На третий день похода мы нашли хорошее решение: на первых веслах - мы с Лидой, а на вторых Саша- загребной. С тех пор так и гребем: двое на трое. На корме хорошо, лежим, загораем. Лодка уже не так течет.

Маршрут № 397

Вдруг Люся вскрикивает, топает ногами. Мы смотрим на нее, потом под ноги, а там, в бешеной пляске мечется рыба-щука, сантиметров в 30. Вот это случай. Мы от восторга и радости орем на всю реку. Остальные лодки ничего не понимают. Потом, когда причалили к пляжу купаться, все разделили нашу радость. Мы были горды, наша лодка – рыболов. Так незаметно и приплыли к стоянке: здесь будем стоять два дня.

Место хорошее. Поляна окружена орешником, а орехов - как в сказке. Ставим палатки, разводим костер. Саша готовит уху, я ему помогаю. Он говорит, что готовить уху могут только мужчины, а женщины ее готовить не умеют. Уха – это не суп! Оказывается, уха варится с пшенкой, а я этого и не знала. Все желающие могут только попробовать уху: ведь ее мало. Но наша лодка ест ее заслуженно. После ужина, как всегда костер, и спать.

4 июля среда, 6 день похода. После завтрака - поход за ягодами. Инструктор привел на черничное место. Наелись вдоволь и собрали по кружке на компот. Собирали вместе с Женькой. Потом пошли купаться. Клязьма очень интересная река – то глубоко, что ребята дна не достают, то мелко, по щиколотку. Так вот здесь мелко, дно песчаное, а у другого берега река судоходная. Ну, мы и барахтались в воде. Какое счастье!
После обеда пошли в заброшенную деревню. Там должны были остаться деревенские сады. Пошли. Идем мимо земляничных полян, попадаются грибы. Идем, идем, а эти полтора километра растягиваются, как на базе, когда ходили на озеро Мшаное, в четыре, а может, и больше. Идем, идем. Пришли, а на месте старой деревни - раскорчеванные деревья. Стоит только одинокая слива, да и то без слив.

На обратном пути решили собирать грибы. Все разбрелись в разные стороны. Женька с нами. А мы – это я, Лида и Юра. Юра с утра сам не свой: все плавал с Сашей по реке. Он пошел с нами, а не остался с Ольгой и Светкой. Итак, мы идем по дороге, а Женька лесом, потому что мы в шортах, а в лесу колючие ветки. Потом Женька совсем отстал, а мы вышли на вырубку, где было много-много земляники. Жарко. Гудят комары и слепни. Мы с Лидой собираем ягоды, а Юра на пне сидит, думы думает и нас стережет. Все собрали, идем домой. Юра нас погоняет, зовет нас козочками, рыбыньками, птичками. Зашли в какие-то чащи, еле выбрались.

Пришли в лагерь, и скорее купаться! На реке устраиваем соревнование: кто быстрее пройдет против течения на руках, потом на локтях, потом ползком. Хохотали до слез. Воды наглотались вволю. А Женька сидел на берегу. Из воды вышли, усталость как рукой сняло. Вода – друг человека! Сколько раз я здесь в походе купалась, и не сосчитать!
Вот и ужин. На ужин сегодня – картошка с грибами. Объеденье. После ужина сидим у костра, а комары так и вьются: ни огонь, ни дым, их не пугает. «Тайга» и то не помогает, остается только «Дета». Ее нам дает инструктор Юра. Мажем лицо и руки, и можно сидеть спокойно, и спать тоже.

5 июля четверг, 7 день похода. Ночи стали холодными, надеваю на себя все, что можно, а к утру теплеет, и начинаешь с себя все снимать. Только умоешься и завтрак. После завтрака пошли опять за черникой. Сегодня ее еще больше! До чего же вкусно! Сначала ешь, потом собираешь в пакет на компот, потом опять ешь. Все опять разбежались. Стали с Лидой выходить из леса. Идем, а лес не кончается, наоборот, становится все гуще и чаще. Остановились, подумали, посмотрели на солнце, и пошли в обратную сторону. Пришли прямо к лагерю.

После обеда пошли смотреть на чудо-церковь. Идем вдоль берега: справа лес, слева гладь реки. А липы цветут, и у каждого дерева стоит гул - то пчелы гудят. Юра пошел с нами. Спросили мальчишек-рыболовов, где церковь? Они не знают. Идем дальше, ее нигде нет. Пошли кусты орешника. А орехов сколько! Красотища – то, какая! Надоело идти. Искупались, и обратно. Договорились: никому не говорить, что мы церковь не нашли.

А ужин уже готовят. «Сачок» с Владиславом поймали ужа. Он не такой уж страшный, но противный. Сашка грозится подложить его ночью. Осталось пройти около 30 километров – это нам пару пустяков. Долго сидели у костра, Владислав рассказывал анекдоты. Он их столько знает! Пели песни. Я, Лида и Лена попели на славу!

6 июля пятница, 8 день похода. Сегодня опять дежурим. Ребята у костра открывают банки, а мы с Сашкой их облизываем. После завтрака отчаливаем. На дневке хотели устроить соревнование на лодках, но инструктор приказал их потопить, чтоб не рассыхались. Юра хотел сделать парус, но почему-то не сделал. Везет мне на капитанов, и тоже Юра. Плывем с веслом вместо руля.
Идем точно по фарватеру, но опять дует встречный ветер, и мы едем ближе к берегу. Вырвались вперед, а остальные лодки за нами. Вдруг весла стали черпать песок. Интересно: встанем на мель, или сумеем пройти. Вроде прошли. Оглядываемся назад, лодки идут за нами. Две лодки сели на мель - мы довольны! Больше подловить лодки нам не удалось.

Маршрут № 397

Причаливаем на обед. Когда-то здесь геологи бурили скважину, пошли внутренние воды. Скважину забили, а вода течет. Здесь мы и встали. Готовим обед, остальные купаются. Под берегом – сразу глубоко, и течение сильное. После ужина выяснилось, что Женька заболел, да и Таня чувствует себя плохо. Вскипятили им чай, собрали теплые вещи. Я отдала свой любимый свитер. Напоили больных крепким чаем и уложили спать. Они в одной лодке, да и «Сачок» не совсем здоров. Как они будут грести? Только бы выздоровели!

После ужина все быстро разошлись. Остались мы – дежурные. Тихо, только костер трещит. Опять разговоры о том, о сем. Видно недалеко дорога, слышно как гудят мотоциклы. Как хорошо с Юрой дежурить. Подъехали два мальчугана на велосипеде, ищут брата, который пошел ловить рыбу. Светает. Рыба играет. Сколько рыбы! Вспомнили, что осталась каша. Юра сделал из дерева ложки, ели вместе из ведра. Пора будить Люсю, а то опять будет ругаться, что ей не дали дежурить.

7 июля суббота, 9 день похода. Гребем.

Физкульт-Ура

У синенького домика останавливаемся и идем в село Холуй, знаменитое своей лаковой миниатюрой наряду с Палехом, Мстерой и Федоскиным. Инструктор сказал, что идти надо около часа.
Идем почти все, остались только «Сачки». По дороге искупались в Тезе. Река – просто сказка: вода чистая, прозрачная, дно видно. Как легко шагать после купания! На горизонте – село. Это Холуй? - Нет! Жарко, идем в купальниках дальше. Опять на горизонте селение. Это Холуй? - Нет! Пить хочется, а в колодцах, что встречаем на пути, ведер нет. Инструктор где- то впереди, а, сколько еще идти, никто не знает. Жарко! В горле все пересохло.
Наконец, пришли в село Холуй, у села одеваемся. Село красивое, все дома резные: и наличники, и крыши, и ворота. На пути - магазин, наконец-то, попьем чего-нибудь. А в магазине нет ни газированной воды, ни минеральной. Пришлось купить сухого вина. Как желанен был этот напиток!

Идем в музей при холуйской фабрике. Раньше я была равнодушна к этому виду творчества. На теперь – другое дело. Что за краски, что за лица, сто за узоры.
Из музея вышли - на небе тучи. Гроза надвигается, а лодки не накрыты. «Сачки» ведь не догадаются и палатку поставить. Поднимается ветер. Бежим к лодкам. Миня со Станиславом далеко впереди. Лена с Люсей уехали на попутной машине. Остальные решили переждать грозу в деревне. Сидим на крыльце недостроенного дома, грызем сушки, а дождя все нет и нет. Решили тогда идти. А под дождь мы попали у самой реки.
Палатку все же успели поставить до дождя и перенести вещи. Переодеваемся во все сухое, и сидим самый дождь в палатке. Хорошо!

После грозы пообедали и плывем дальше.
Останавливаемся на красивейшем месте. Под черемухами разбиваем лагерь. Вот и к концу идет наш поход. Сегодня на ужин – холуйское вино.

Маршрут № 397

А комаров здесь – тьма, вроде и место открытое, а они даже в рот лезут, поесть не дают. «Сачки» ругаются. Как же мне повезло, что я не в их числе. Опять к нам пришли деревенские мальчишки. Они такие серьезные и говорят на «О».

8 июля воскресенье, 10 день похода. Что-то сегодня поздно встали. На завтрак каши было мало, пришлось доедать вчерашние макароны. Жаль отсюда уезжать. Гребем и наслаждаемся. Как красиво вокруг! Причаливаем на обед, здесь будем и ночевать. Обед готовят «Сачки». Мы ставим палатки. После обеда все желающие идут в Мстеру с инструктором. Наша лодка не идет. Сегодня что-то холодно, никто не купается. У всех плохое настроение, грустно.

Ужин был хороший, на чай – множество конфет, что мне даже плохо стало, еще бы - выпила чая две кружки по пол-литра. Потом, как всегда, костер. Всем очень нравится песня «Я расскажу тебе много хорошего». Лидочка уговаривает Женю начать ее, а я уговариваю Юру. Как хорошо они поют. Потом пели «Вечер бродит по лесным дорожкам» и еще много песен. Итак, последний день похода закончился. Поход был славный: группа – хорошая, все друг о друге заботились, помогали готовить, все не прочь пошутить и повеселиться. Все. Остается наше ночное дежурство и завтрак.

Эту ночь мы дежурим, как всегда, мы с Юрой с 11 до 2, потом с 2 до 5 – Саша с Лидой, а потом с 5 до 7 – Люся. Вообще-то мы должны были готовить только завтрак, но «Сачки» стали ныть, что они два раза готовят и ночью дежурят. Выбирайте, или еще ужин, или ночь. Ночь - конечно лучше. Все после ужина быстро разошлись, а мы с Юрой остались. Стояли мы недалеко от Мстеры, на крутом берегу. А под берегом – гнезда ласточек: постучишь о землю, и они вылетают одна за другой. Ночь, тишина. Толи квакают лягушки, толи крякают утки, а мы сидим. Тихо потрескивает пень в костре. Облака плывут по небу, они, то открывают звезды, то закрывают их. А на западе в щелке облаков краснеет вечерняя заря.

9 июля, понедельник. Под утро был небольшой дождь, но Люся невозмутимо дежурила, и даже начала готовить завтрак. После завтрака стали собирать вещи, палатки и оказалось, что лодок - только три, одну лодку унесло течением. Саша, Юра и Миня поплыли за ней. Это была лодка инструктора.

Маршрут № 397

День очень холодный. Поплыли. На веслах Саша с Юрой. Перед Мстерой нас ожидала машина, в нее погрузили лодки, и налегке пошли на базу.

Мстера – большое село, никогда не занимавшееся сельским хозяйством. Здесь есть фабрика художественной миниатюры, кружевная и обувная фабрики, фабрика детской игрушки. Прошли всю центральную улицу, отдохнули в парке, построились по экипажам и к 13. 00 двинулись на базу. Был обещанный компот, о котором мы мечтали в походе, но сейчас холодно, и большой радости компот не доставляет. После линейки сдали штормовки и получили вещи с Ладоги. Нас ждет настоящий душ! Разместили нас всех на веранде, как пошутила Лена: «Бардачок 13 кроватей». Но после душа - мы намытые, чистые, распаренные - это за неудобство никто не считает.

Обед в 15. 00, да и только после звонка. Порции после походных слишком маленькие. После обеда на террасу пришли Женька и Саша с «Сачком», принесли гитару и стали нас развлекать. Потом проводили Таню и дядю Васю с Лидочкой. Таня плохо себя чувствует, а дядя Вася хочет съездить в Сибирь, к себе на родину, в Томск. На ужине в столовой сдвинули столы, посидели, посмеялись. А весь оставшийся вечер пропели походные песни у нас на террасе. Договорились о встрече в Москве.

На базе в Мстере мы прожили 4 дня, но жили только воспоминаниями о походе.

P.S. Если бы сегодня мне предложили вернуться в то время, и снова пройти по этому маршруту, не задумываясь ни на минуту, приняла бы это предложение.