Его именем названа улица.

Natalia, 15 апреля 2007 ( редакция: 12 октября 2019 )
В Москве есть широкие проспекты и бульвары, шумные улицы и переулки, а улица Долгова не выделяется разноцветной рекламой, нет на ней богатых офисов и магазинов. Тихо и неторопливо течет жизнь на улице Петра Долгова. Таких скромных улиц, названных в честь людей в городе много. Эти люди делали свою работу, не думая о славе и орденах, но жизнью своей старались приумножить могущество страны.

Биография

Долгов Петр Иванович родился 21 февраля 1920 года в селе Богоявленское Пензенской области в семье крестьянина. В сельской школе окончил семь классов. В 1938 году Петр окончил Мичуринскую профтехшколу по специальности «Кройка и шитье» и был направлен в Москву. С 1939 по 1940 год работал шофером.

Его именем названа улица.


В 1940 г. был призван в ряды Красной армии. Службу проходил в Хабаровске. С 1942 г. по 1945 г. находился в десантных войсках действующей армии. За боевые заслуги на фронте Петр Долгов награжден двумя орденами "Красного Знамени", двумя орденами "Красной Звезды" и медалями.

После войны он поступил в Рязанское военно-парашютное училище.

В течение многих лет Петр Иванович испытывал новые образцы авиационных спасательных средств. Среди парашютистов ему не было равных: он совершил 1409 прыжков, установил 8 мировых и всесоюзных рекордов. Долгов П.И. совершил ночной прыжок с высоты 12974 метра с немедленным раскрытием парашюта и прыжок с высоты 14835 метров.

В 1952 году ему присвоено звание лауреата Государственной премии, за участие в испытаниях некоторых космических систем, он награжден Орденом Ленина.

Профессия испытателя-парашютиста рискованнее профессии летчика-испытателя. Если отказал летательный аппарат, у летчика есть парашют - надежное средство спасения, серийное, опробованное, проверенное в самых различных условиях. А человек, испытывающий на себе эти самые средства, которые должны будут спасать других, таких гарантий не имеет. Поэтому каждый экзамен, каждый прыжок в неизвестное требует тщательной подготовки. Но все предусмотреть невозможно.

1 ноября 1962 года Петр Иванович совершил прыжок с аэростата «Волга» с высоты 25 458 метров. Из-за разгерметизации скафандра отважный парашютист погиб во время прыжка.

Рассказ друга

Вот как об этом событии рассказывает парашютист – испытатель Евгений Николаевич Андреев (1926-2000) в книге «Небо вокруг меня» и в статье "Вдвоем из стратосферы", ("Известия" от 16.11.1962)

«Весной 1962 года полковник Романюк В.Г. вызвал нас с Долговым и объяснил, что надо испытать высотное снаряжение в условиях стратосферы. Прыгать надо было почти из космоса. Опыта в мировой практике не было. Американцы бросали манекен с той высоты, но установленные на манекене датчики зафиксировали большие перегрузки во время штопора при свободном падении. Они отказались от эксперимента с человеком. Такой прыжок командование поручило нам.

В дублирующий состав назначили Василия Лазарева и Ивана Камышева.

Его именем названа улица.

Кабина аэростата "Волга"


Для выполнения задания был выбран стратостат «Волга», на котором до нас никто не летал. Когда мы впервые увидели стратостат, то нас удивили его размеры и сложная аппаратура. Большая герметичная кабина имела два отсека - командирский и экспериментальный.

Под руководством опытных специалистов мы быстро изучили материальную часть корабля. Затем приступили к освоению управления огромным летательным аппаратом. Вначале на небольших воздушных шарах поднимались от земли на двести - триста метров, учились изменять скорость подъема, пользоваться балластом. Затем начались высотные тренировки в барокамере.

Больше шести месяцев ушло на подготовку экспедиции.

1 ноября 1962 года в 7.44 последовала команда «Старт» и, освободившись от стальных тросов, громадное сооружение высотою более ста метров двинулось вверх. С увеличением высоты небосвод менял окраску. Сначала он становился бледно-голубым, потом сине-фиолетовым и, наконец, черным. На высоте 13 000 метров термометр показывал за бортом 65 градусов ниже нуля, дальше немного потеплело до 61 градусов мороза. А в кабине была постоянная температура 10 - 12 градусов тепла.

В шлемофоне изредка раздавался спокойный голос моего командира. Он находился в верхнем отсеке и вел аэростат все дальше, пока стрелка высотомера не показала, что мы находимся в 25 километрах 458 метрах над землей. На этой высоте мы вошли в зону равновесия, скороподъемность – ноль. С момента старта прошло 2 часа 20 минут.

По заданию я должен покинуть корабль первым и падать, не раскрывая парашют до высоты 1000 метров. Время свободного падения – 5 минут, а наибольшая расчетная скорость свободного падения 240м/сек., или 864 км/час.

П.И.Долгову предстояло после покидания корабля сразу раскрыть парашют и снижаться в течение 38 минут.

Петр Иванович Долгов запрашивает Землю о разрешении выполнять задание.

- Разрешаю, - отвечает руководитель полета.

- Приготовиться к прыжку! - Это команда мне.

Начинаю разгерметизацию кабины, жду, когда в высотный костюм начнет поступать под избыточным давлением кислород. Срабатывает компенсирующее устройство костюма, и меня сжимает со всех сторон. Резко вывожу рычаги кресла и выстреливаюсь в пустоту.

Привычной упругости воздуха не чувствуется. Чтобы меньше замерзало остекление гермошлема, переворачиваюсь на спину.

В беспредельной темноте черного неба светятся звезды, они кажутся очень близкими и какими-то не настоящими. Смотрю на высотомер - уже 19 000 м. На этой высоте падение происходит с наибольшей скоростью - 240м/сек. Когда достиг высоты 12 000 м, скорость уменьшилась до 60м/сек, натяжные устройства высотного костюма ослабли.

Свободно вздыхаю, выпрямляю тело и переворачиваюсь лицом вниз. Падать становится очень легко. На высоте 1 500 м. срабатывает сигнальное устройство. Через 20 секунд прибор откроет парашют. В последний раз осматриваю свое снаряжение и берусь левой рукой за вытяжное кольцо. Выдергивать его не приходится, парашют открывается автоматически.

Осмотрел купол - все в порядке. Снял остекление гермошлема и определил примерную точку приземления. Вот и земля. Устоял на ногах и пробежал метров двадцать, пока погасил парашют. Расстелил купол на земле, чтобы меня быстрее обнаружили с воздуха, и лег в центре.

Теперь напряженно всматриваюсь в небо, далеко в стороне увидел два раскрытых купола, на которых снижался друг. Но Петра уже не было в живых: произошла разгерметизация скафандра. Отверстие с булавочную головку – но через него мгновенно вырвался кислород. У испытателя хватило сил раскрыть парашют. Купола парашютов бережно опустили тело Петра Ивановича на землю Родины, ради которой он жил и трудился».

Отважного парашютиста-испытателя похоронили недалеко от Тушинского аэродрома, с которого он не раз поднимался в воздух, покоряя высоту, побивая рекорды.

За заслуги в области авиации и космонавтики, за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новых средств спасения экипажей летательных аппаратов, Указом Президиума Верховного Совета от 12 декабря 1962 года Андрееву Е.Н. и Долгову П.И. (посмертно) присвоено звание Героя Советского Союза.

Жизнь продолжается!

Парашютист-испытатель Евгений Николаевич Андреев прослужил испытателем еще больше тридцати лет. Он выполнил около 5 000 прыжков, установил восемь мировых рекордов, попал в Книгу рекордов Гиннеса. Испытал более двухсот типов парашютов, свыше шестидесяти различных конструкций на самолетах и вертолетах, около семидесяти типов летательных аппаратов.

Его именем названа улица.

Герои мирных дней: Е. Андреев, Ф. Мазурин, А. Николаев.


Его именем названа улица.

Рассказ о полете на высоту 25 458 метров


Евгений Николаевич вспоминал, что в школе №829, которая находилась на улице Долгова, существовал музей, посвященный покорителям воздушного океана. Там находились уникальные документы о П.И. Долгове: редкие фотографии, вырезки из газет. Каждый год в день гибели Петра Ивановича пионеры этой школы возлагали цветы на его могилу.

Молодые всегда приходят на смену старшего поколения. Им строить новые города, покорять пространства морских и космических океанов, осваивать новые технологии. И, может быть, их именами назовут улицу, город, или далекую звезду.

Источники

книга Андреева "ШТУРМ СТРАТОСФЕРЫ"

Обсуждение публикации на форуме
3 комментария, последний 18 мар. 2013