Улица Клавдии Фомичевой

обсуждение публикации
Тушинский хомяк

Улица Клавдии Фомичевой

Эта улица пролегла от парка «Северное Тушино» до улицы Героев Панфиловцев. Таких тихих, уютных улиц в Тушино немного. Она утопает в тени раскидистых деревьев. Но не все знают, что еще в середине прошлого века на месте улицы Фомичевой взлетали и садились самолеты. Все Северное Тушино располагается на бывшем летном поле аэродрома Полярной авиации.
Кстати, Наталья Ивановна, а вы не в курсе причины довольно ранней смерти Фомичевой...?
Больна смертельно она вроде не была, а в чем же тогда причина?
И ещё интересно - не знал, точнее не придавал никогда значения, хоть и был у её могилы. Левашова - фамилия её мужа?

З.Ы.: Спасибо, Наталья Ивановна за очередной интересный рассказ и фотографии!
Aleksey, 27 ноября 2007
Кстати, Наталья Ивановна, а вы не в курсе причины довольно ранней смерти Фомичевой...?


К. Я. Фомичёва в боях с врагом получила тяжёлое ранение правой ноги, перелом 6 ребер и дважды - ожоги тела 2-й степени.
Такие тяжелые ранения, наверное, и привели к ранней смерти.
EnormousRat
Спасибо за репортаж. Теперь знаю, где висит табличка.

Большой вопрос ко всем, кто зайдет сюда и прочитает это сообщение. Те, кто живет в Тушино, должны знать, есть ли другие таблички на других улицах района? Эти белые вроде бы вешались в 1970-х годах по всей Москве.


Улица Клавдии Фомичевой




Sontucio
Про Тушино не знаю, а вот в Щукино точно есть. Район достаточно старый, можно сказать послевоенной постройки.
Politansky
На ул. Мещерякова и на Долгова , смотрите на пересечении с ул. Сврбоды
Табличка на улице Долгова:

Улица Петра Долгова

EnormousRat
Хорошо, приеду и сделаю фото.
А на 'латвийских' улицах ничего такого нет?
EnormousRat, 26 декабря 2009, писал(а):
А на 'латвийских' улицах ничего такого нет?

В своё время были на каждой. Как правило на первых домах ( с номерами 1 или 2). Сохранились ли до сих пор?
EnormousRat
Кое-что уже запущено, а некоторые, как на улице Бутлерова, исчезли...
Насколько я помню на большинстве именных улиц таблички сохранились. Даже прибалтийские в Ю.Т. До кучи их не одна на улице. Видимо по обеим концам, надо только внимательно искать.

"Но не все знают, что еще в середине прошлого века на месте улицы Фомичевой взлетали и садились самолеты."

Ну это вряд ли, там местность была сильно заболочена. Если и садились, то в самом конце улицы, ближе к ул. Г. П.

Вечер чествования прошёл в концертном зале ФБУ «ЦОК ВКС». Галина Павловна Брок-Бельцова штурман самолета Пе-2 125-го гвардейского бомбардировочного Борисовского орденов Суворова и Кутузова авиационного полка имени М.М. Расковой.

r1AoEHvjAIM


http://kr-media.ru/news/kadry/akademiya-nauk-aviat...

Настоящая слава России!

Когда-то... Лет 40 назад, они ежегодно собирались в канун 9 мая в нашей 818-ой школе. Честно говоря, было полной неожиданностью, что кто то из пилотов до сих пор жив и здравствует... 98 лет не шутка, тем более для лётного состава прошедшего войну...

Да-а..., "были люди..." ., в своё время много контактировал с В.Гризодубовой по линии ЦК ДОСААФ СССР, ей было под 80, но какой ясный ум, кругозор, память... .

В рекламе ЖК бизнес-класса «Северный порт» https://www.novostroy-m.ru/baza/mfk_severnyy_port ул.Фомичёвой соединили мостом с Беломорской. Интересно, рекламный трюк или это Ж-Ж-Ж-Ж не спроста....

photo_2023-04-21_09-00-34


Да вроде обсуждали похожее здесь несколько лет назад. Оригинально они перемычку "приземлили" прямо в парк. Наверное, пешеходный светофор с кнопкой сделают для гуляющих :)

Впервые о постройке башни на месте хоккейной коробке по адресу Свободы 67А я услышал в конце 80-х... казалось бредом. А через тридцать лет с гаком, таки вкорячили. Невольно начинаешь переживать за весь этот бред.

В этом сквере будет установлен памятный знак Герою Советского Союза Фомичевой Клавдии Яковлевне.

3.JPG

4.JPG

5.JPG

6.JPG

7.JPG

Этот человек предлагает парковку во дворе дома сделать платной??

Мне кажется, что это касается проезжей части в конце ул.Фомичёвой по чётной её части.

https://dzen.ru/a/ZFeBseHki3SHUxmE?from_site=mail

Антонина Зубкова родилась 12 октября 1920 года в селе Семион, Ряжского уезда Рязанской губернии. Ее отличали острый ум, быстрая реакция, широкая эрудированность. В 1938 году она окончила с золотой медалью среднюю школу и без экзаменов поступила на механико-математический факультет МГУ.

В 41-м девушка ушла добровольцем на фронт. Окончила курсы штурманов при Энгельсской военной школе пилотов. В октябре 1941 года Зубкова была зачислена в женскую авиационную дивизию М.М. Расковой. Первое боевое крещение приняла в августе 1942 г. под г. Сталинградом. Воевала в составе 587-го бомбардировочного авиаполка, позже переименованного в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии.


позволю себе вынурнуть из ЛикБеза. Нельзя пройти мимо такого лица. Я не физиономист, но много писал портретов, немного разбираюсь в соответствии черт лица с характером человека. Ясный, умный, целеустремлённый взгляд слегка раскосых глаз. Понимаешь, что этот человек пойдёт до конца. Джокондовская полуулыбка говорит о романтичности и женственности. Мягкий, округлый девичий подбородок признак утончённой, творческой натуры. Лоб, превосходяший длину носа, явный признак ума и рассудительности. И самое главное, общее впечатление от лица – милая, обаятельная, гармоничная.

Ваш подробнейший разбор, Сергей Иванович, лишь укрепил меня в том убеждении, что эта девушка способна подарить настоящее счастье человеку, который предложит ей руку и сердце.

Безумно жаль, что её жизнь прервалась так рано, так трагично, в самом расцвете... .

https://kr-media.ru/upload/iblock/f16/53qffx5f2wry...

Тайна гибели Валентины Матюхиной

photo_2023-05-31_11-35-18


Валентину Алексеевну Матюхину можно назвать идеальным образом советской девушки эпохи 1920-30-х гг. Дочь рабочего-железнодорожника, она в родной Белой Калитве вступила в один из первых пионерских отрядов, созданных на Дону. Её школьные годы пришлись как раз на самый разгар коллективизации и обострения классовой борьбы на Дону, прекрасно описанных в романе «Поднятая целина» М.А. Шолохова. В её жизни советской школьницы был, конечно, пионерлагерь в ближайшем хуторе Дороговском, в подшефном колхозе, посильная помощь в хлебозаготовках, распространение «Крестьянской газеты» и многое другое. Её сестра вспоминала, что Валю, как активистку, направили на слёт в Москву. И полетела она туда на самолёте. Так в душе девушки впервые родилась мечта о полётах и желание стать пилотом. После школы-семилетки, в 1931 г., Валя поступает в Шахтинский педагогический техникум, выбрав специальность преподавателя по труду. Однако в её дневнике того времени появилась такая запись: «Я очень люблю детей. Но чтобы они были счастливы, им нужно безоблачное, голубое небо. Небо надо защищать. Я должна стать лётчицей». В 1934 г., завершив учёбу, по комсомольской путёвке она направляется в 3-ю Объединенную школу пилотов и авиационных техников ГВФ в Балашове, а затем девушек-курсантов четырёх наборов переводят в Батайскую 1-ю Краснознаменную школу ГВФ имени П.И. Баранова для продолжения обучения. Получив диплом с отличием, Валентина Матюхина с 1937 г. работает пилотом на гражданских авиалиниях в Харькове. В 25 лет Валентина вступает в партию. Валентина Матюхина надела военную форму в октябре 1941 г. В середине осени в составе ВВС Красной Армии начали формироваться три женских авиационных полка. Валентина была направлена для прохождения службы в 587-й бомбардировочный авиационный полк (впоследствии 125-й гвардейский им. М. Расковой), который комплектовался современными двухмоторными бомбардировщиками Пе-2. Освоение этих мощных, но непростых в управлении машин проходило летом-осенью 1942 г. на аэродроме Энгельс под Саратовом. Экипаж лейтенанта Матюхиной сформировался в конце сентября 1942 г. В него также вошли штурман младший лейтенант Прасковья Григорьевна Зуева и воздушный стрелок-радист старшина Магеррам Абсаули-Оглы Багиров. Старшина Магеррам Абсаули-Оглы Багиров вместе с экипажем Валентины Матюхиной и техниками перед Пе-2. 1944 г . Матюхина Валентина Алексеевна, гв. старший лейтенант, старший летчик 125-го гв. БАП им. М. Расковой www.kr-magazine.ru / «Крылья Родины» 3-4.2023 139 При поддержке Академии наук авиации и воздухоплавания Первый учебный вылет этим экипажем они совершили 2 октября. Магеррам Багиров так вспоминал о нём: «Смотрю, Матюхина бежит ко мне. Доброе лицо, детские улыбающиеся глаза радостно смотрели на меня: «Вот молодец, Магеррамчик! Отлично стрелял. Лучше всех». Мне это было очень приятно. Мой командир экипажа был во мне уверен. С этого дня мы стали боевыми друзьями». В своих воспоминаниях бывший стрелок-радист очень тепло отзывался о своём командире: «Задорная она была, весёлая девушка. Играла всегда на гитаре. Она любила летать. Всегда говорила с волнением, как будто нервничает. Когда шутил, её карие глаза улыбались, а на щеках появлялись ямочки. Она была чистой, незлопамятной, доброй, любила правду». 587-й БАП был признан боеготовым в конце ноября 1942 г. и в следующем месяце начал перебазирование на фронт, под Сталинград. При перелёте на плоскости самолёта Валентины Матюхиной появились потеки, и упало давление масла. Землю закрывала сильная позёмка, но Валентина смогла удачно посадить свою «пешку» на открывшееся среди непогоды лётное поле ближайшего по маршруту аэродрома. Первый боевой вылет экипаж совершил 30 января 1943 г. для удара по окружённой в Сталинграде группировке противника. Уже через день при заходе на посадку на их самолёте с «несчастливым» бортовым номером «13» не вышла одна из стоек шасси. Все попытки выпустить её штатно или аварийно оказались безуспешны. Лейтенант Матюхина сажает самолёт на одну стойку шасси. И экипаж, и машина при этом уцелели. В апреле 1943 г. 587-й бомбардировочный полк перебрасывают на Кубань. Валентина Матюхина летит на юг через родную Белую Калитву и, пролетая родной город, сбрасывает своим землякам приветственный вымпел. Весной и в начале лета полк поддерживает наши наземные части, которые вели тяжелые бои при прорыве немецкой обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове. 26 мая при ударе по позициям противника Пе-2 лейтенант Матюхиной был повреждён осколками зенитного снаряда. Был пробит центральный бензобак. Струя бензина полилась в кабину стрелка-радиста. После доклада Багирова командир повела самолёт к прифронтовому аэродрому у станицы Абинской. Посадка снова прошла удачно. Силами экипажа удалось осколок извлечь, бензобак залатать и подготовить машину к вылету на следующее утро. По итогу этих боёв лейтенант Матюхина получила свою первую награду - орден Красной Звезды. К концу 1944 г. Валентина Матюхина совершила уже 42 боевых вылета, налетав при этом 70 часов, трижды участвовала в схватках с вражескими истребителями, но, ни разу ими не была сбита. Её общий налёт к тому времени составил уже 1725 часов (из них 143 часа - на Пе-2). Это весьма внушительная цифра для лётчика в 29 лет. Здесь видимо, сказался предыдущий стаж работы в гражданской авиации.1 Но, к этому моменту слётанный экипаж гвардии старшего лейтенанта Матюхиной распался - штурман и стрелок-радист ушли с повышением. Поэтому, когда 22 декабря 1944 г. гвардии старший лейтенант Матюхина отправляется в составе девятки Пе-2 бомбить немецкие позиции у литовской деревни Мачули (14 км юго-западнее г. Салдус), вместе с ней летит уже другой, недавно с ф о р м и р о в а н н ы й экипаж, который сложно было назвать слётанным. Штурманом к ней назначена лейтенант Анна Ивановна Кезина. Она на восемь лет моложе командира, но также служит в полку с момента его формирования и имеет даже н е м н о г о б о л ь ш е е количество боевых вылетов. Да и награды у неё точно такие же, как у Валентины Матюхиной - ордена Красной Звезды и Красного Знамени. 1 Для примера, советский ас-истребитель №1 И.Н. Кожедуб за всю свою летную карьеру имел 1937 часов общего налёта, а летал он долго, до 1969 года. Валентина Матюхина (справа) и командир 46-го гв. нбап гв. майор Евдокия Бершанская. Станица Ивановская, 10 июня 1943 г. Кезина Анна Ивановна, гв. лейтенант, штурман 125-го гв. БАП им. М. Расковой 140 «Крылья Родины» 3-4.2023/ www.kr-magazine.ru Правда, до 1 сентября 1944 г. она была штурманом звена, а к Матюхиной её переводят рядовым штурманом экипажа. Что послужило причиной понижения в должности, история умалчивает. За весь август 1944 г. полк совершил всего один боевой вылет, но никаких происшествий или потерь в этом вылете в журнале боевых действий 125-го гвардейского БАП не отмечено. В тот же период Анна Кезина лишена гвардейского звания (при награждении орденом Красного Знамени она гвардии лейтенант, а в конце года - лейтенант). Дело, видимо, в каком-то дисциплинарном проступке. Новый воздушный стрелок-радист – гвардии старший сержант Елизавета Фёдоровна Абсолямова. Сибирячка Абсолямова пришла в полк с апрельским пополнением 1944 г. К декабрю она уже имела достаточный боевой опыт: 20 боевых вылетов, участвовала в одном воздушном бою, награждена орденом Красной Звезды, но в самолёте она ещё не горела. Известны, как минимум, два документа, описывающих подробности трагического вылета 22 декабря 1944 г. Это донесение командира 125-го гвардейского БАП подполковника Маркова командиру 4-й гвардейской БАД от 05.01.1945 г. и акт расследования боевой потери экипажа гвардии старшего лейтенанта Матюхиной от 16.01.1945 г. Документы эти не совпадают в некоторых деталях, но, в целом, из них вырисовывается следующая картина. 1 2 5 - й г в а р д е й с к и й БАП получил задачу: 22 декабря, вылетев девяткой со своего аэродрома Иотайнели, нанести бомбовый удар по артиллерийско-миномётным позициям противника у деревни Мачули в 14 км юго-западнее г. Салдус. При потере ориентировки - выходить с курсом 150° на железную дорогу Маженяй - Шяуляй и далее следовать на восток, а при невозможности совершить посадку на аэродром вылета - садиться на запасные аэродромы (это важно для понимания последующих событий). На боевом курсе, (либо согласно второй версии - на развороте при отходе от цели), на высоте 3300 м группа попала под обстрел зенитных орудий. На противозенитном маневре командир звена гвардии лейтенант Федотова оказалась выше-левее основной группы и потеряла её из виду. Федотова и одна из её ведомых после сброса бомб ушли на аэродром базирования самостоятельно, а самолёт Матюхиной пристроился к основной группе справа. К тому моменту (сброс бомб произведён в 11 часов 18 минут) её Пе-2 №13/212 уже был подбит и дымил правым мотором. При отходе группа подверглась атаке пары вражеских истребителей Fw-190. Девятку 125-го гвардейского БАП прикрывали восемь истребителей «Аэрокобра» из 190-й истребительной авиадивизии, но «прикрышка» прозевала атаку «фокке-вульфов». От немцев пришлось отбиваться оборонительным огнём «пешек» и сбросом гранат АГ-2. Второй «фоккер» при выходе из атаки обстрелял самолёт Матюхиной. По обоим документам этот выпад немецких истребителей завершился безрезультатно. Но повреждённый зенитками мотор «пешки» Матюхиной сильно дымил. Её машина уходит под строй с разворотом. Вероятно - для скорейшего выхода на свою территорию и посадки. При этом одиночный Пе-2 Матюхиной снова атакован «фоккерами». Атаку отбивает пара «аэрокобр», но один из Fw-190 всё-таки успел прошить очередью и поджечь правую плоскость «пешки». Штурманы второй эскадрильи 587-го БАП Анна Кезина стоит в центре у самолета Пе-2. Сентябрь 1943 г. Абсолямова Елизавета Фёдоровна, гв. ст. сержант, воздушный стрелок-радист 125-го гв. БАП им. М. Расковой ВОЗДУШНЫЙ ФРОНТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ www.kr-magazine.ru / «Крылья Родины» 3-4.2023 141 Что произошло дальше, известно только со слов стрелка-радиста Елизаветы Абсолямовой, оставшейся в живых. После нескольких очередей у неё заклинило пулемёт. Как только «пешка» пересекла линию фронта, командир дважды даёт Абсолямовой команду выброситься на парашюте. Стрелок покидает горящую машину на высоте 2000- 2500 м, получив травму колена при ударе об оперение самолёта. Гвардии старший сержант Абсолямова приземлилась у мызы Пампали (этот район был отбит у противника буквально накануне вечером). Судя по карте 3-го гв. мехкорпуса на конец дня 21.12.1944 г, в лесу западнее Пампали сосредоточились части 8-й гв. мехбригады. Соединения 4-й Ударной Армии после 40-минутной артподготовки, в 11.00 пошли в наступление. 3-й гвардейский мехкорпус был готов развивать успех стрелковых частей, если они будут наступать успешно. По воспоминаниям Абсолямовой, она зависла на дереве, сапоги соскочили с ног. Подобрали её подоспевшие красноармейцы. На замёрзшие ноги надели вместо обуви свои рукавицы. Горящий Пе-2 полетел дальше и взорвался на расстоянии порядка четырех километров от места её приземления. Прыгали ли с парашютами остальные члены экипажа, точно она не знала. Елизавета Фёдоровна Абсолямова (Конева) завершит войну с 26 боевыми вылетами, летом 1945 г. будет награждена медалью «За отвагу». Проживёт долгую жизнь (к 40-летию Победы она награждена орденом Отечественной войны II-й степени). Судьба же Валентины Матюхиной и Анны Кезиной оставалась совершенно неизвестной ещё два десятка лет. В 1965 г. на празднования, посвящённые, по разным источникам, то ли 25-летию установления Советской власти в Литве, то ли 20-летию освобождения республики, приехала проживавшая в Риге бывшая заместитель комэска 125-го гвардейского БАП, Герой Советского Союза М.И. Долина. В своём выступлении она рассказала о гибели боевых подруг в декабре 1944 г. при освобождении Литовской ССР. Это и навело жителей Западной Литвы на мысль, что взорвавшийся у деревни Баубляй в 20 км от Клайпеды самолёт - это тот самый, о котором рассказывала Мария Ивановна. Соответственно захороненные местными жителями останки лётчиц принадлежали Валентине Матюхиной и Анне Кезиной. Позже их перезахоронили как неизвестных в братской могиле посёлка Картяна вместе с 54 другими советскими воинами. Мария Ивановна Долина (в то время по мужу Мельникова) ездила в Баубляй, привозила туда бывшую стрелка-радиста Елизавету Фёдоровну Коневу (Абсолямову). Вместе они пытались найти место, где могла приземлиться выпрыгнувший стрелок-радист. К установлению судьбы экипажа подключился местный школьный поисковый отряд. И м е л а с ь о д н о з н а ч н а я у в е р е н н о с т ь , что в конце 1944 г. здесь погибли именно Матюхина и Кезина, так как в данном регионе 125-м гвардейским БАП был потерян только один экипаж. Судя по документам, хранящимся в Белокалитвенском музее, вещественным доказательством стал найденный на месте катастрофы пулемёт с сохранившимся номером. Потом на месте гибели установили гранитный валун с фотографиями погибших здесь лётчиц и с соответствующей надписью. Появились имена погибших лётчиц и на братской могиле в Картяне. К сожалению, фамилия Матюхиной там до сих пор указана с ошибкой. Такова официальная на данный момент версия гибели самолёта Пе-2 №13/212 и двух советских лётчиц. Но вопросы к этой официальной версии возникнут сразу же, как только мы попытаемся привязать к карте названия географических объектов, упоминаемые в десятках (если не сотнях) её пересказов. Итак, расстояние от аэродрома базирования 125-го гв. БАП Иотайнели до цели (Мачули в 14 километров юго-западнее г. Салдус) почти 180 километров курсом 320°. Соответственно, группе нужно было возвращаться домой курсом 140°. Вместо этого стрелокрадист Абсолямова покидает подбитую и уже горящую «пешку» №13/212 в районе Пампали. Э т о в в о с ь м и километрах от цели курсом 210°, на юго-запад. Даже если предположить, что Матюхина тянет до ближайшего изгиба линии фронта, то дальше она должна была или прыгать, или идти на вынужденную посадку , или же тянуть до ближайшего аэродрома. Таковыми, по видимому, были аэродромы штурмов и к о в Ти р к ш л я й (30 км, 206-я ШАД) и Вегеряй (менее 50 км, 225-я ШАД), передовой аэродром

Клавдия Фомичева летала на бомбардировщике Пе-2. Она трижды была подбита зенитками, но ни разу не бросила экипаж и всегда выполняла поставленную задачу. Всего на счету гвардии капитана было 55 боевых вылетов, в ходе которых она нанесла большой урон врагу

Безымянный

https://dzen.ru/a/ZIBl7oXDZU5VQjJz

чтобы написать ответ, необходимо войти в учётную запись