Московский Дирижаблестроительный институт (МДИ)

Оказывается был такой институт в Тушино

Московский Дирижаблестроительный институт



Оказывается был такой институт в Тушино... Отпочковался от МАИ в 1932, съехал из Тушина в начале 50-х. Теперь это - МАТИ.

Дирижаблестроительный учебный комбинат (ДУК) — был образован в 1933 в системе ГВФ в г. Тушине под Москвой на базе Московского дирижаблестроительного института, воздухоплавательного факультета Ленинградского учебного комбината ГВФ и Воздухоплавательной школы ГВФ. Включал Воздухоплавательную школу и Дирижаблестроительный институт. Школа готовила пилотов аэростатов и дирижаблей и техников по их эксплуатации, а институт — инженеров-дирижаблестроителей широкого профиля. ДУК в сотрудничестве с «Дирижаблестроем» принимал участие в научно-исследовательских работах и конструкторских разработках в области воздухоплавательной техники. В 1935 комбинату было присвоено имя К. Э. Циолковского. В числе выпускников ДУК Г. И. Голышев, Н. С. Гудованцев, С. В. Дёмин, А. Ф. Крикун, И. В. Паньков, Г. П. Свищёв, В. А. Установич, В. В. Уткин, А. А, Фомин. В 1939 в связи со свёртыванием дирижаблестроения в стране ДУК был расформирован — Воздухоплавательная школа закрыта, а институт реорганизован в Московский институт инженеров ГВФ, который послужил базой для создания в 1940 Московского авиационного технологического института.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
?


Заметка об основании института:

"Авиационный технолог" 7/03/2002 №:5-6 Газета МАТИ-РГТУ им.К.Э.Циолковского
Московский Дирижаблестроительный институт.

В процессе разработки и при утверждении второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1933 - 1937 годы) было уделено большое внимание вопросам дирижаблестроения и воздухоплавания. Дирижаблестрою поручалось спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию серию отечественных дирижаблей различного народнохозяйственного и военного назначения. Для решения этой государственной задачи требовались многочисленные квалифицированные инженерно-технические и летноподъемные кадры. здание на улице К.Э. Циолковского, д. 15. Здесь в 1933 - 1941 годы находился Московский дирижаб- лестроительный институт.

25 ноября 1932 года состоялось заседание Коллегии Главного управления Гражданского воздушного флота, которое рассмотрело вопрос о подготовке кадров для Дирижаблестроя. По итогам этого заседания было подписано постановление, в котором говорилось о необходимости создания в Москве дирижаблестроительного института. Решение Коллегии ГУ ГВФ исполнили оперативно. 27 декабря 1932 года из Аэрофлота СССР в адрес Комитета по высшей технической школе было направлено письмо, в котором сообщалось о создании Московского дирижаблестроительного института. Начальником вновь созданного технического вуза стал А.Ф. Красных, который возглавлял Дирижеблестроительный факультет Дирижаблестроя в Тушино.

Таким образом, в декабре 1932 года Дирижаблестроительный факультет был преобразован в Московский дирижаблестроительный институт. Новый советский технический вуз предназначался для подготовки инженеров-дирижаблестроителей. Конкретные профессиональные требования к этой категории инженерных кадров разработал ГУ ГВФ. В квалификиционной характеристике на инженеров-дирижаблестроителей указывалось, что они должны уметь рассчитывать, проектировать и организовывать производство дирижаблей.

Однако высокие требования, предъявлявшиеся к будущим инженерам-дирижаблестроителям, входили в противоречие с уровнем теоретической подготовки и качеством занятий со студентами Дирижаблестроительного института на новой учебно-лабораторной базе в Тушино. Процесс эволюции факультета в институт проходил трудно и требовал укрепления руководящего состава молодого втуза. Это стало особенно понятно после проверки хода зачетно-экзаменационной сессии МДИ в январе 1933 года. Результаты зимней сессии не удовлетворяли ни членов комиссии Дирижаблестроя, ни коллектив института.

Поэтому начальник МДИ А.Ф. Красных обратился к начальнику Дирижаблестроя с просьбой об освобождении от занимаемой должности. В целом наш первый руководитель выполнил свою миссию - факультет был перебазирован из Москвы в Тушино и преобразован в институт. Однако отсутствие инженерного образования, опыта работы в дирижаблестроительной отрасли промышленности и ранения, полученные на Гражданской войне, не позволили Андрею Филипповичу продолжать руководить нашим втузом. 13 февраля 1933 года Красных был освобожден от должности начальника МДИ. Обязанности начальника института в феврале-марте исполняли начальник учебной части втуза И.Ф. Винокур и сотрудник Дирижаблестроя В.В. Обухов.

Приказом по ГУ ГВФ с 4 марта 1933 года начальником МЛИ был назначен Дмитрий Матвеевич Дулицкий, занимавший эту должность до 9 сентября 1934 года. Родился он в 1896 году в Москве, где получил среднее образование. В годы Первой мировой войны служил в русской армии и имел боевые награды. В 1917 году Д.М. Дулицкий добровольно вступил в Красную гвардию, а затем до конца 1920 года служил в Красной армии на командных и административных должностях. После Гражданской войны он был на хозяйственной работе в Харькове. В 1930-1933 гг. парттысячник Дулицкий обучался на инженерном факультете Военно-воздушной академии Красной армии.

Весенний семестр 1932/33 учебного года прошел в МДИ более организованно и эффективно, чем осенний. Укрепилась трудовая дисциплина сотрудников и учебная дисциплина студентов, прекратились срывы и переносы занятий, существенно улучшился внутренний порядок.

Практически все преподаватели МДИ участвовали в научно-исследовательской работе по инициативным темам втуза и по планам НИО Дирижаблестроя. Особенно значимые исследования, которые были отнесены к первой категории НИР, проводил кандидат технических наук Н.Я. Фабрикант. На базе лаборатории института работал студенческий научный кружок, из участников которого выросли первые аспиранты МДИ. Первоначально втуз своей аспирантуры не имел, поэтому лучшие выпускники, начиная с 1933 года, направлялись в аспирантуру Дирижаблестроя.

4 апреля 1933 года Коллегия ГУ ГВФ приняла постановление об организации к новому учебному году Дирижаблестроительного учебного комбината. Планировалось соединить воедино Московский дирижаблестроительный институт, дирижабельный факультет Ленинградского учебного комбината ГВФ и Воздухоплавательную школу Дирижаблестроя. Начальником ДУКа назначили Д.М. Дулицкого с сохранением за ним должности начальника МДИ. Заместителем начальника ДУКа по учебной части стал начальник дирижабельного факультета ДУКа В.В. Осинский, а начальником политотдела ДУКа назначили Л.Б. Кантора. Обязанности начальника Воздухоплавательной школы до 1935 года исполнял П.Ф. Абрамычев.

В мае 1933 года Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию утвердил для МДИ учебный план по специальности "Дирижаблестроение" со сроком обучения в 5 лет и 8 месяцев. Выпускникам нашего втуза стали присваивать квалификацию "инженер-механик по дирижаблестроению". Поскольку МДИ являлся втузом Аэрофлота СССР, его студенты с 1933/34 учебного года стали именоваться слушателями. К новому учебному году была проведена корректировка учебных планов для слушателей из числа бывших студентов МДИ и ДУКа.

Важным учебным подразделением ДУКа являлась Воздухоплавательная школа, переданная в январе 1933 года от Осоавиахима Дирижаблестрою. С 1933/34 учебного года срок обучения курсантов увеличили до 3 лет и 6 месяцев, что позволило выпускникам школы получать полноценное среднее специальное образование. Первоначально курсанты обучались по трем специальностям: техников, пилотов и командиров дирижаблей (аэростатов). С 1934/35 учебного года последняя специальность была упразднена, поскольку командирами летательных аппаратов становились лучшие пилоты после нескольких месяцев безупречной службы в системе ГВФ и сдачи квалификационных экзаменов.

Курсанты Воздухшколы обучались в одном корпусе со слушателями МДИ, но проживали в отдельном общежитии в Тушинском авиагородке. У курсантов был более строгий режим учебы и отдыха, а служба организовывалась в полном соответствии с Уставом ГВФ. Лекции и семинары с курсантами проводили штатные преподаватели МДИ и Воздухошколы, а практические занятия - инструктора ДУКа. Большой интерес у курсантов вызывали занятия по запуску авиационных двигателей, по газодобыванию и газоснабжению воздушных судов, а также работа на радиостанциях.

Руководство Дирижаблестроя поощряло сотрудничество института и школы в рамках ДУКа, поскольку учебные заведения удачно дополняли друг друга. Успевающие слушатели МДИ, годные к летной службе, имели право одновременно обучаться и в Вохдухшколе. Лучшие выпускники школы могли с разрешения руководства Аэрофлота поступать в МДИ на льготных условиях. Напри- мер, успешно закончил МДИ и Воздухшколу известный советский воздухоплаватель В.А. Устинович.

1933/1934 учебный год начался в ДУКе организованно, занятия со слушателями и курсантами проходили без срывов на достаточно высоком методическом уровне. Пополнение преподавателей и учащихся, прибывших из Ленинграда, благотворно повлияло на качество обучения, уровень научно-методической работы и культуру поведения молодежи. Вместе с Валентином Валентиновичем Осинским с берегов Невы в Тушино прибыли 198 студентов а,, также 67 преподавателей и сотрудников. На 1 января 1934 года общая численность сотрудников, слушателей и курсантов ДУКа составляла около 1000 человек. Наш втуз состоялся и начал покорять одну высоту за другой!

В.А. ЗМЕЕВ, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

http://mag.mati.ru/archive/32002/art3.html
Хм, а территориально это где?
SEMPER, 8 ноября 2013, писал:
Хм, а территориально это где?

Насколько я знаю вот он: http://goo.gl/maps/gj5iS
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.828583&lon=37.444668&z=17&m=b&show=/24276561/ru/Вишнёвая-ул-5
Sailor
Сколько раз проходил мимо этих зданий к станции метро и даже не подозревал о существовании когда-то такого МДИ! Спасибо за информацию!
SEMPER, 8 ноября 2013, писал:
Хм, а территориально это где?

vodkins, 9 ноября 2013, писал:
Насколько я знаю вот он: http://goo.gl/maps/gj5iS
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.828583&lon=37.444668&z=17&m=b&show=/24276561/ru/Вишнёвая-ул-5


Спасибо ))) Я в тренажерку там ходил в девяностые...
Кстати, адрес там какой-то через дробь на самом деле. То есть отчасти и по Циолковского. Или даже Циолковского там на первом месте, дом №15. Иначе этот кусок улицы вообще безымянный какой-то был бы.
Да там много по Свободе таких номеров. Этот наверное Циолковского/ Октябрьская.
Politansky
В поздние Советские времена в этом здании находился филиал МАТИ при заводе. Основное здание МАТИ находилось тогда на пересечении ул. Петровка и Страстного бульвара (ныне продано). В нём была приёмная коммисия, и некоторые кафедры. Учились там 3-5 курсы. Основное учебное здание было на Ульяновской улице, теперь она - Николоямская, но фасад здания и главный вход выходили на Берниковскую набережную речки Яузы. Теперь и там почти вся территория продана, осталось только то самое кирпичное здание на набережной с ракетой на козырьке. В начале 90-х в районе м. Молодёжная построено новое современное здание МАТИ, но для меня МАТИ - это Петровка и Таганка 1987-1993г. - моя бурная студеньческая молодость!!! :)
SEMPER, 9 ноября 2013, писал:
Да там много по Свободе таких номеров. Этот наверное Циолковского/ Октябрьская.

Нуда, если в ретро-стиле называть:)
Я учился в МАТИ с 1985 по 1990 г.г. на авиамеханическом факультете. Занятия были в корпусах на Ульяновской-Берниковской. На Петровке было только несколько предметов, т.к. там был другой факультет.
Информация о Воздухоплавательной школе Дирижаблестроительного учебного комбината в справочнике "Краткая адресно-справочная книга. Москва", 1938 год

http://dlib.rsl.ru/viewer/01005327585#?page=92

Тушино в старых путеводителях и справочниках

Умберто Нобиле (Umberto Nobile), знаменитый итальянский конструктор дирижаблей и исследователь Арктики, читал лекции по дирижаблестроению в Дирижаблестроительном учебном комбинате в Тушино (до 1936 года)

Инфо с сайта Долгопрудненского историко-художественного музея
http://dolgoprudnymuseum.ru/bulvar-umberto-nobile/

А не является ли ДУК частично Дворцом культуры "Красный Октябрь" до определенного времени.

ОАО "ММП им. В.В. Чернышева". Адрес: г. Москва, ул. Вишневая, дом 7. Проезд до станции метро "Тушинская".

Биография городского клуба неотделима от истории завода. Здание дирижабле-учебного комбината строилось одновременно с предприятием в 1932 г. С левой стороны заводоуправления располагался клуб. В 1962 г. встал вопрос о расширении клуба и в 1965 г. была произведена реконструкция здания и утверждено название Дворца культуры "Красный Октябрь".

Дворец культуры - это центр духовного развития населения, нерегламентированного общения, самовоспитания. Коллектив Дворца культуры объединяет людей на основе их интересов к творчеству, живет полнокровно в плане организации общения, отдыха, развития самодеятельного творчества, учитывая разные культурные ориентации и интересы.

По паспорту здания он от 1965 (как указано при реконструкции)

чтобы написать ответ, необходимо войти в учётную запись