Полярный аэродром "Захарково" (на основе реферата по истории)

Ротанова Екатерина, 12 января 2006 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Использована работа “Великое братство полярников ” - автор: Ротанова Екатерина (ученица 11 «А» класса Средней школы № 680).
Руководители: Огородникова Вера Павловна- к.г.- м.н Руководитель музея «История Тушина» и Ротанова Любовь Егоровна-учитель первой категории школы №680.
Северо-западный учебный округ Центр детского творчества «Тушино», Москва 2003 год.


Стройки первой пятилетки на Тушинской земле

Конец 20-х - 30-х гг это время торжественных и поистине всенародных встреч героев- полярников моряков и пилотов ледокола «Красин», принимавшего участие в спасении экипажа гигантского дирижабли «Италия».
Это встреча «седовцев» «челюскинцев» «папанинцев» это - поиски пропавшего экипажа Леваневского,- событий, не сходивших со страниц газет всего мира. Это было время массового поступления в фабрично- заводские училища (ФЗУ) при возникающих авиационных заводах, время развития планеризма, возникновения школ курсантов-авиаторов и радистов время, когда «молодежь спала и видела себя в самолетах».

С началом первой пятилетки (в 1929 г) открылись перспективы развития страны. Практически, в то же время около Москвы разворачивается великая «тушинская стройка» В Тушино, где уже действовала лётная школа, строятся авиамоторный и авиационный заводы, Тушинский аэродром и центральный аэроклуб, начинаются работы связанные со строительством канала Москва-Волга и Химкинским водохранилищем.

История Захарковского аэродрома

Этот раздел написан мною по редким сведениям, почерпнутым из книг (1,3,6,7,10 11,12)1 и по воспоминаниям прошедших через аэродром полярников Воловича В.Г., летчиков - Перова В.М., Малькова В.В. и Чуенкова Ф.В. , бортрадистов Минькова Г.А. и Сырокваса Б.Н., инженера Слободского М.П.
В 1931 г на окраине Тушина, рядом с деревнями Захарково и Алешкино, строится аэродром гражданского воздушного флота (ГВФ), названный Захарковским. В то время, когда Тушино приобрело, поистине мировую известность Захарковский аэродром ГВФ, переданный Управлению полярной авиации Главсевморпути, почти не упоминался в печати.
Между тем, он стал центром огромной работы по развитию и освоению крайнего Севера. С его площадки отправлялись в дальний путь самолеты с экспедициями, а на Химкинском водохранилище были созданы причалы для самолетов- амфибий. Особенностью самолетов, использовавшихся в полярной авиации являлось «многоликое» шасси на твердой земле это - колеса, зимой -широкие лыжи, на воде это - лодки, которые на суше заменялись на колеса или лыжи. Гидроспуск - бетонное сооружение, по которому гидросамолеты спускались на воду и вытаскивались на сушу для ремонта и - после окончания летней навигации на зимний отстой, находился в бухточке напротив Речного вокзала на Химкинском водохранилище. Многие жители деревни Захарково работали на этом аэродроме.
В 1937 г в Захаркове был организован учебный центр для летчиков Гражданского воздушного флота. Полярный аэродром приобретает известность среди авиаторов. На его базе проводятся выставки новейшей авиационной техники; в небе над аэродромом перед вылетом в Арктику опробовались новые машины.
Летчики полярной авиации пользовались особым почетом и уважением в стране, так как их работа была связана не только с романтикой первооткрывателей но и с постоянным риском. Поэтому для их отдыха недалеко от Москвы был построен дачный поселок Опалиха, а усадьба Братцево стала домом отдыха «Главсевмоспути».

Cюда, в Захарково прибывали грузовики и автобусы, груженные оборудованием, снаряжением и продуктами для полярных экспедиций. Именно сюда, «домой в родное Захарково» возвращались после выполнения очередного ответственного задания экипажи самолетов, счастливые от сознания выполненного долга. Возвращались, ориентируясь на позывные радиомаяка, сначала - в Опалихе а затем при снижении - Захарковского радиомаяка. «Особенно трудно было» - вспоминают летчики возвращаться на аэродром в годы войны. Берега Химкинского водохранилища были закамуфлированы плотами с искусственной растительностью. Усталые после выполнения боевых операций, часто в сплошной облачности мы должны были «нащупать» коридор-«вход» в Москву, а эти воздушные коридоры периодически менялись. Рассчитывали мы только на средства радиотехнического самолетовождения и «пролезали» через аэростатное заграждение на свой аэродром Сложность маневра такого слепого полета в этих узких «коридорах» доставляла нам не меньше напряжения , чем полеты над вражеской территорией. Ведь, если самолет попадал в стальную сеть аэростатов безжалостная сталь их тросов разрезала самолет пополам».

В июле 1934 г Президиум ВЦИК СССР принял решение об образовании рабочего поселка Тушино, в состав которого вошел и поселок Захарково-1. В 1938 году Тушино стало городом в составе Красногорского района, а с 1943 г - городом областного подчинения. В 1960 г Московская кольцевая автомобильная дорога, став границей города, «вовлекла» и город Тушино и Захарковский аэродром в черту Москвы. Поэтому в 1962 г полеты прекратились. Сначала здесь хотели построить большой аэродром гражданской авиации заложили в честь этого камень Но затем перенесли его к северу от Москвы. Так возник аэропорт Шереметьево. От Захарковского аэродрома сохранился ангар и небольшое двухэтажное здание на Химкинском бульваре, остатки радиомаяка на Аэродромной улице, в названии которой осталось память об аэродроме.
С начала 60-х г г территория Захарковского аэродрома стала застраиваться, на ее месте возникли бульвары - Химкинский и Яна Райниса, улицы - Аэродромная, Туристская, Свободы, Героев Панфиловцев, Планерная, Фомичевой.
И сейчас далеко не все жители Северного Тушина знают, что ходят по знаменитой земле пропитанной романтикой и героическим прошлым. Сегодня взлетная полоса застроена жилыми домами, а там, где самолет резко взмывает ввысь, находится станция метро «Планерная» (12).
Живут у нас в районе и полярники, летавшие с Захарковского аэродрома и люди обслуживающие его. Стоит на улице Туристская дом № 31/1 построенный для полярников.

"Творцы истории" полярных исследований


Итак, Захарковский аэродром, начатый строительством в 1931 году, просуществовал около 30 лет - до 1962 года.
Какие же события этого периода - из области полярных событий - связаны с Захарковским аэродромом, с нашим районом Тушино, а также - с именами тех, кого объединяла работа в Полярной секции Русского Географического Общества?

Отто Юльевич Шмидт (1891-1956 г.г.)
Он был человек широкого кругозора и высокой культуры. Небольшой пример: поскольку усадьба «Братцево» была домом отдыха для полярников, Отто Юльевич, заботясь о сохранности усадьбы, велел затянуть ее стены полотном, чтобы сохранить их до реставрации (7). Ученый-мыслитель, физик и астроном, академик, блестящий организатор - он привлекал к экспедициям не только ученых, но и журналистов, и кинооператоров, и художников, и писателей(5). «Обилие ума и обилие сердца», - сказал о нем академик П.С.Александров.

Эрнст Теодорович Кренкель (1903 - 1971 г. г )
Радист СП -1. Его называли «рыцарь Арктики». По словам его товарища по СП -1 академика Е.К.Федорова, «Э.Т. Кренкель прожил замечательную жизнь, богатую, красивую Его вклад в любую область деятельности, которой он касался, очень велик. Но всего дороже для нас - это то, что он сделал для освоения Арктики и для развития советской радиотехники».
В его руках впервые в Арктике «заговорила» коротковолновая радиостанция, именно он, являясь радистом «Челюскина» передал на Большую Землю радиограмму Шмидта о затонувшем корабле. Э.Т.Кренкель впоследствии так вспоминал об этом //«Во время аварии радисту полагается быть в радиорубке до последней секунды Корабль носом уходит под лед, но - наушники плотно прижаты к голове, руки - на ручках приемника». Радист вместе с капитаном покидает корабль последним.
По возвращении из дрейфа СП-1 Э.Т.Кренкель продолжал работать в Главсевморпути, зимовал на Северной Земле, трудился в Антарктиде.
Позывные Э.Т.Кренкель «Я REAM», знали радисты всего мира. В Тушино на протяжении нескольких десятилетий существовал «Центральный радиоклуб им Кренкеля» - сначала в помещении Центрального аэроклуба им. Чкалова затем - на ул. Походная. Сейчас в связи с реорганизацией, его переводят в центральный дом детского творчества на Воробьёвых горах. В Центре детского творчества «Тушино» в течение нескольких лет кружком радистов руководил радист-полярник, прививший любовь к работе радиста не одному поколению ребят.

События


1932 год
Около Москвы, рядом с Тушино строится Захарковский аэродром. Вместе с огромным строительством в стране встает вопрос об освоении Севера, о Северном морском пути. Плавание в клоне - октябре 1932 года парохода «Сибиряков» показало, что существует возможность пройти Северным морским путем за одну навигацию. Плавание проводилось под начальством О.Ю.Шмидта и капитана В.И.Воронина.
В декабре 1932 года при Совете Народных Комиссаров создается организация «Главсевморпуть», отвечающая «за землю, за море и за воздух» в Арктике. По воспоминаниям первого начальника Полярной авиации Главсевморпути М.И.Швелева (11), 1 апреля 1931 года был подписан приказ о создании авиационной службы Севморпути.1933 г.
М.И.Щевелев начал набирать самолеты и готовить людей для превращения Полярной авиации в мощное подразделение Гпавсевморпути Первым начальником Главного Управления Главсевморпути был назначен О.Ю.Шмидт.

1937г.
21 мая 1937г произошла высадка участников экспедиции СП-1 на выбранную льдину. 274 дня продолжался легендарный дрейф с (21 мая 1937г по 18 февраля 1938 г). Он навсегда вписан в летопись Великих географических открытий по изучению Земного шара. Его прервал шторм, расколовший льдину от первоначальной льдины имевшей в диаметре 1,5 км, остался осколок 30x50 м. На спасение папанинцев были направлены ледоколы, самолеты, дирижабль и подводная лодка. Первым совершил посадку летчик Г.П.Власов, экипаж дирижабля же погиб.
Звания Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина быпи удостоены О.Ю.Шмидт, И.Д.Папанин, летчики - И.Т.Спирин, М.И.Шевелев А.Д.Алексеев, И.П.Мазурук, П.Г.Головин, М.С.Бабушкин, М.В.Водопьянов и В.С.Молоков были награждены вторым орденом Ленина. Ширшов, Федоров и Кренкель были удостоены Ордена Ленина с присвоением им в дальнейшем звания Героя Советского Союза.

Март 1941 года
С Захарковского аэродрома вылетает экспедиция на штурм последнего «белого пятна» планеты - полюса недоступности. Полюс относительной недоступности - территория в полутора тысячах километров к северу-востоку от острова Врангеля. До 1941 г это была «недоступная крепость» не только для собачьих упряжек, но и для дирижаблей, самолетов и ледоколов. Руководит экипажем И.Черевичный, провожают её Папанин, Ширшов, Мазурук. Решить эту задачу оказалось не под силу ни норвежцам, ни итальянцам ни американцам (4).
В задачу экспедиции входит решение как научных, так и технических задач продемонстрировать возможность посадки тяжелого самолета на дрейфующие льды - самая трудная и рискованная ля Арктики операция. Черевичный трижды сажает самолет, ученые решают свои задачи и 11 мая 1941 года участники экспедиции победителями возвращаются Захарково. Но блестящие ее успехи не успели оценить по достоинству - началась война...

Великая Отечественная Война
Конец августа 1941 г
Счастливые оттого, что только что вывели караваны судов, потерявших ориентировку, подходим к Москве на бреющем полете и садимся на Химкинское водохранилище».

30 августа 1941 г.
Экипажу И.Черевичного поручается Правительственное задание доставить в США комиссию во главе с «кумиром и богом» наших летчиков Михаилом Громовым. Задача комиссии - размещение заказав на оружие и технику в том числе, и - на самолеты. Враг рвется к Москве, поэтому самолет вооружают перед снятием его с якоря на Химкинском водохранилище.
Переговоры успешно завершаются «Возвращаемся домой, по словам американской газеты, — к стенам окруженной фашистами Москвы». Весь путь идем на бреющем полете, скрываясь в неровностях рельефа, так как трасса уже была под ударами фашистских истребителей. И - 22 сентября - бросаем якорь на Химкинском водохранилище. Наш чрезвычайный рейс был выполнен с честью.

«Везет как Черевичному - слова эти стали, чуть ли не поговоркой. Но как может «везти» из года в год? Везение - это случай, счастливый выигрыш. А наши удачи объяснялись четкой организацией летного труда, правильно разработанной методикой полетов и - сплоченностью экипажа» - так написал об этом замечательном пилоте его постоянный спутник, член экипажа штурман В.Аккуратов.
Так же отзываются о И.И.Черевичном и знавшие его полярные летчики и бортрадисты Мальков В.В. Миньков Г.А. и Сырокваса Б.Н. На юбилейной встрече, устроенной в честь знаменитого полярного летчика, его сын Виктор Иванович Черевичный сказал «Это была его работа».
Опыт полярных летчиков, летавших в мирное время в трудных условиях в ночное время, на дальние расстояния при отсутствии промежуточных аэродромов - пригодился и в битве за Москву и при бомбардировке Берлина в июле - августе 1941 г., и при длительных полетах в тыл противника. Ушел добровольцем на фронт радист «ушаковской четверки» Василий Ходов - этот «молодой человек, но старый полярник» Он добывал разведданные о штабах группы фашистских армий «Центр», о работе диверсионно-разведывательной школы «Сатурн», был в отряде «Бати» на Смоленщине. На личные средства полярников была построена танковая колонна «Советский полярник», принимавшая участие и в Сталинградской битве, и на Курской дуге.
За самоотверженную работу в годы Великой Отечественной Войны 2159 работников Главсевморпути были награждены правительственными наградами.



1 Список литературы, к сожалению, отсутствует.
Обсуждение публикации на форуме
131 комментарий, последний 11 сентября