Пятьдесят девятая спец

SP, 26 марта 2006 ( редакция: 19 октября 2019 )

В 1966 году на активно застраивавшемся Захарковском аэродроме по адресу ул. Фомичевой дом 5 открылась новая школа. Школа №59. И через год, по достижении мною гордого семилетнего возраста моя мама отвела меня туда.


Пятьдесят девятая спец


От моего дома до школы было около двух километров, и в то время туда не ходил никакой транспорт. В 1968 году открылся 199-й маршрут автобуса, и стало полегче. А до того – ранец за плечи, шапку на уши, кашне на нос и, как маленький Ломоносов, топ-топ-топ за знаниями. Я еще жил не дальше всех. Некоторые мои одноклассники жили, например, на Донелайтиса. Правда, они проезжали часть пути на 160-м автобусе, но все равно – не ближний свет. Что же нас туда понесло?

Ну, нас, естественно, - ничего. А вот наши родители соблазнились на то, что это была особая школа. Точнее – специальная. «С преподаванием ряда предметов на французском языке». И тогда она, действительно, была такой. Французский изучали с первого класса. Начиная с шестого класса преподавали географию, а потом и точные науки на французском. А после девятого класса выпускники ездили в Париж. Там, в пригородах Парижа, была школа-побратим. Вот туда с дружественным визитом и ездили. Тогда это было очень круто, и Париж казался нам далекой сказкой, почти на Луне.

Взамен, к нам сюда приезжали французские ребята. Кроме всего прочего, они приходили к нам, младшеклассникам, на урок и мы старались вовсю. Пели песенки на французском («Sur le pont d’Avignon» и т.п.) или рассказывали стишки типа:

Chaque matin
Le petit Martin,
Donne du pain
À ces lapins

И очень собою гордились. Конечно, мечтали, что и мы когда-нибудь поедем в Париж. А пока нам выделили каждому по ровеснику в парижской школе, и мы начали с ними переписываться. Выделяли мальчику – мальчика, а девочке – девочку. Но мне мальчика не досталось, и пришлось переписываться с девочкой, о чем я сначала расстроился, а потом, как вы понимаете, очень обрадовался. Мы писали друг другу письма, а к каждому письму прикладывали какой-нибудь подарок: открытки с видами Москвы, какой-нибудь сувенирчик и т.п. Они тоже присылали нам подарки. Маленькую Триумфальную арку я храню до сих пор. Была еще маленькая модель машинки Формулы-1. Это было круто, в 1968-то году!

Письма были коротенькими и, конечно, детскими, но нас впечатляло в них все: и бумага, такая необычная, и то, что они учились в 9-м классе, а мы во втором, и то, что у них почти не было снега. А особенно фотографии, которые они иногда прилагали. Однажды моя «подружка» написала, что они с семьей едут на летние каникулы в Италию, на море. Эту новость бурно обсуждал весь класс. У нас тогда в Крым-то поехать было событием, а тут – Италия.

Так мы и росли, мечтая, что когда вырастем, то и мы все это увидим. Но партия и правительство посчитали, что нашей стране не нужны спец. школы, и их начали потихоньку ужимать. Первыми накрылись, как вы догадываетесь, поездки в Париж. Потом стали основные предметы переводить на русский язык. Когда подошел наш черед, то у нас осталась география в 6-м классе на французском, в старших классах – уроки французской литературы («Тристан и Изольда», «Песнь о Роланде», Г.Аполлинер и т.п.) и шесть уроков французского в неделю.

Обсуждение публикации на форуме
56 комментариев, последний 14 июн. 2016