Улица Фабрициуса

Natalia, 12 ноября 2006 ( редакция: 12 ноября 2019 )
В 1960 году город Тушино влился в Московскую городскую структуру. Тогда в Москве стало две улицы Пионерские. Пришлось нашу улицу Пионерскую переименовать и дать ей имя героя Гражданской войны Яна Фабрициуса. А Пионерской эта улица была много лет потому, что на ней стояли две школы № 6 и № 12.


Улица Фабрициуса


Бывшая школа №6



Недалеко от школы № 6 находились два деревянных барака. От времени доски почернели, и дома стояли темными дырами среди зелени деревьев. За бараками дорога обрывалась, потому что ее пересекал глубокий овраг, идущий от «Маяка» к речке Сходне. В одном из бараков произошел взрыв бытового газа, и он был разрушен. Второй барак тоже разобрали, а людей расселили. Со временем овраг засыпали, дорогу подлили, а на его месте построили дома №44, корпуса 1,2.

Улица Фабрициуса



Улица Фабрициуса



Около школы № 12 стояли два таких же барака, а за ними располагалась воинская часть, куда мы ходили из школы № 12 с шефскими концертами. Эта улица была очень грязная. Помню, что мы ходили в часть по деревянным мосткам. Здесь улица обрывалась. Позднее на территории воинской части построили АТС. За воинской частью заканчивался «немецкий» поселок, и начинался поселок «летчиков». В конце 60-х годов улицу Фабрициуса продлили до улицы Свободы, а на месте финских домов поднялись кирпичные пятиэтажки.

Улица Фабрициуса


Бывшая школа №12



А на другой стороне улицы, напротив школы №12 стояли три желтых двухэтажных дома с палисадниками. С весны этих домов уже не было видно из-за кустов акации, сирени и жасмина.

Когда в 1965 – 1968 годах стали застраивать захарковский аэродром, то пустили два новых автобусных маршрута № 102 и № 160. Их конечная остановка была на пересечении проезда Донелайтиса и улицы Фабрициуса. Туда же перенесли и конечную остановку маршрута №62. Этот автобус ходил по улице Фабрициуса, потом по ул. Свободы и Волоколамскому шоссе до метро Сокол. Автобусы №102 и № 160 ходили до метро Аэропорт.

Вскоре трамвайные пути маршрута № 6 продлили до Братцева. Трамваи в то время были деревянными, темно-вишневого цвета, с прицепом. При повороте трамвая колеса страшно грохотали. Зимой, в большие морозы за полчаса, время проезда от метро Сокол до Нелидовской улицы, можно было отморозить нос и щеки. За это время можно было и подремать. Но как только услышишь, что трамвай переезжает узкоколейку – остановка «улица Фабрициуса», значит скоро твой дом.

Улица Фабрициуса


В этом домике у остановки трамвая «улица Фабрициуса» находился путейский рабочий и перекрывал шлагбаумом дорогу, когда по ветке проходил состав на ТМЗ. В то время светофора еще не было.



Над стеклом водителя (вагоновожатого, как тогда говорили) крепились три лампочки: одна наверху, и две внизу. У разных маршрутов была разная комбинация цветов этих лампочек. У маршрута № 6 правая нижняя лампочка была красной, остальные – желтые. У маршрута № 23 красная лампочка горела сверху, а нижние лампочки – были желтыми. В любую погоду, издалека можно было определить бежать ли на остановку, или можно идти не спеша.
Тогда у задней двери сидела кондукторша. Через заднюю дверь все входили, а выходили через переднюю. Это было правило для всех. Через переднюю дверь входили только инвалиды и женщины с малыми детьми. Поэтому кондукторша не металась по вагону, а чинно сидела на своем месте, грозно покрикивая: «Кто не передал за проезд?»
Только в 1968 году появились теплые чешские трамваи, которые до сих пор развозят пассажиров.

Строительство жилых домов шло полным ходом. Тысячи людей переселялись в Тушино. С транспортом становилось все хуже и хуже. Старожилы помнят, как автобусы № 102 и №160 брали штурмом. В часы «пик» уже на четвертой от «конечной» остановке на бульваре Яна Райниса войти в автобусы было невозможно. Как-то спасал положение трамвай, но в зимнее время из-за сильных снегопадов он часто сбивался с расписания. «Поймать» машину было так же сложно.
Наверное, поэтому рабочие с ТМЗ и с «Красного Октября» были вынуждены ходить на работу пешком. Бывали дни, когда по улице Сходненской на работу шло столько людей, что шествие напоминало праздничную демонстрацию.
И поэтому огромным счастьем для жителей Тушина было открытие станции метро «Сходненская», присутствие которой в наши дни мы считаем делом обыденным.

Улица Фабрициуса



Прошло еще десять лет. Улица Фабрициуса стала широкой, четырехполосной. Вот по этой улице и проделывал последние метры по тушинской земле наш «Буран», когда его буксировали к причалу на Химкинском водохранилище.

Улица Фабрициуса


Через эти ворота вывозили наш «Буран»



Это было в предрассветные часы. Немногие счастливчики могли наблюдать из окон это историческое событие. Зачехленный объект медленно везли в сопровождении ГАИ, МЧС, пожарных машин и машин «Скорой помощи». Говорят, что когда «Буран» стали вывозить из ворот ТМЗ, то он не вписался в улицу, и пришлось перенести несколько мачт освещения. Все службы оперативно сработали, и корабль на специальном понтоне перевезли на аэродром в город Жуковский.

Улица Фабрициуса



Выходит, что улица Фабрициуса дала старт успешному полету «Бурана» 15 ноября 1988 года.


Обсуждение публикации на форуме
70 комментариев, последний 12 дек. 2021