Начало навигации. 1937 год.

Natalia, 10 июня 2007 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Москва возникла на остроугольном мысу, образованном слиянием двух рек Москвы и Неглинной. Их широкие русла и топкие берега служили городу лучшей защитой от врагов.

Со временем Москва разрасталась. По берегам рек строились заводы, мельницы, фабрики, бани. Под застройки осушались болота, засыпались ручьи и речки, спускались пруды. Обмелевшие речки превращались в сточные канавы, их стали заключать в подземные трубы. Поэтому в канун Революции осталось только две реки – Москва и Яуза. Москва–река обмелела так, что ее у Кремля могли перейти вброд. Судоходство по Москве становилось все более и более обременительным.

Издавна люди мечтали соединить Волгу с Москвой-рекой. При Петре I было разработано три варианта с использованием рек Сестры и Истры. Но работы начались только в 1826 году, когда стало необходимо обеспечить доставку камня с Волги для строительства храма Христа-спасителя. В течение 25 лет шло строительство. За это время построили шлюзы, канал длиной 8,5 километров, плотину, которая подняла уровень вод реки Сестры. В верховьях Сестры на болотистых берегах образовалось водохранилище, названное Сенежским озером. Размеры каналов и шлюзов позволяли пропускать небольшие груженные камнем баржи (35т.), которые тащили бурлаки и лошади. Канал просуществовал недолго, так как не выдержал конкуренции с построенной Николаевской железной дорогой. Шлюзы постепенно обветшали, стенки канала осыпались, и в 1860 году канал был окончательно заброшен, и русло заросло. Осталось только Сенежское озеро, часть которого имеет естественное ледниковое происхождение.

Не только потребности судоходства послужили причиной строительства канала Москва-Волга. Была и другая причина. К началу 30-х годов Москве не хватало питьевой воды. Главным инструментом в преобразовании гидрографической сети Москвы стало сооружение в 1932 – 1937 годах канала Москва–Волга. Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал спасение Москвы и Яузы, очистку существующих и создание новых водоемов, восстановление некоторых исчезнувших рек.



Ученые и инженеры собрали старые карты и материалы геологических исследований. Проектные работы вели специалисты Москаналстроя, основанного в 1930 году. Одним из руководителей был признанный мастер трассировки каналов Иван Семенович Семенов. Главным инженером был назначен Александр Иванович Фидман.
В группу проектировщиков входили: специалист по земляным плотинам – Георгий Семенович Михальченко, специалист по проектированию шлюзов – Николай Владимирович Васильев, мастер по гидромеханизмам и насосам – Александр Иванович Баумгольц, организатор строительства каналов в Средней Азии – Владимир Дмитриевич Журин.
Проект Дмитровского варианта канала был самым коротким и дешевым из трех представленных на пленум ЦК ВКП(б) в 1931 году. Этот проект утвердили 20 мая 1932 года.
Трасса канала должна была пойти от села Тушина до устья реки Дубны.
Чтобы наполнить водой канал, инженеры перегородят плотиной русскую реку там, где Дубна впадает в Волгу, около деревни Иваньково. В весеннее половодье река разольется рукотворным озером и упрется в плотину. Часть волжской воды пустят по старому руслу, а другая часть повернет на юг, в прорытый канал. По водяной лестнице вода поднимется на высоту девятиэтажного дома, далее она пойдет по ровному руслу, а потом спустится по лестнице к Москве-реке.


По плану канал должны были открыть к ноябрю 1934 года, но только ранней весной 1937 года канал был закончен.
Остались позади огромные работы, когда были прорезаны холмы, намыты дамбы, воздвигнуты камеры шлюзов, но в канале было сухо. Он был без воды.
23 марта 1937 года поступила команда: «Остановить Волгу!», «Приступить к заполнению Иваньковского водохранилища!» Главный инженер спокойно велел закрыть Волге дорогу на восток. Один за другим опускались металлические щиты. Волгу заперли.
Течение реки было остановлено на 3 минуты.
Механизмы и плотина работали безукоризненно.
Затем щиты были приоткрыты на 25 см., через узкие щели под ними вода прорывалась в нижний бьеф Волги, поддерживая нужный уровень в ее нижнем течении.
Одновременно с Волгой, реки Икша, Уча и Клязьма своими вешними водами пополнили громадные водоемы – будущий водяной мост канала.

Начало навигации. 1937 год.


Начало навигации. 1937 год.



Через 13 дней главному инженеру доложили о наполнении Иваньковского водохранилища. Тогда он дал приказ открыть щиты бетонной плотины, чтобы пропустить на восток излишки волжской воды. Волга была окончательно покорена. Ее вода поступила на строгий учет.
17 Апреля вода заполнила все 128 км. канала. Волжская вода обильным потоком устремилась к Москве.

Начало навигации. 1937 год.


Начало навигации. 1937 год.



2 мая 1937 года на простор Химкинского водохранилища спустилась целая флотилия новых речных теплоходов, а 15 июля открылась навигация.

Начало навигации. 1937 год.


Начало навигации. 1937 год.


Начало навигации. 1937 год.



Это сооружение позволило вновь сделать полноводными Москву и Яузу за счет сброса воды из созданных на трассе канала водохранилищ. Уровень воды у Кремля поднялся почти на 3 метра. В 1947 году канал «Москва – Волга» переименовали в канал «имени Москвы», а в 1977 году его наградили Орденом Красного Знамени.

Начало навигации. 1937 год.


Начало навигации. 1937 год.



Канал не только пополнил запасы питьевой воды, но и стал излюбленным местом отдыха. На берегу канала раскинулись оздоровительные базы, пансионаты, яхт-клубы, пляжи и спортивные городки, а рыбаки часами просиживают у воды в ожидании клева.

Начало навигации. 1937 год.


Начало навигации. 1937 год.


Обсуждение публикации на форуме
2 комментария, последний 11 июн. 2007