Церковь Вознесения

Natalia, 06 января 2008 ( редакция: 10 ноября 2018 )

Церковь Вознесения


Церковь Вознесения построена в 1532 году при Василии III. Предание связывает строительство этой шатровой церкви с рождением у князя Василия III сына, будущего царя Ивана Грозного.

Летописец о церкви Вознесения записал, что церковь была «вельми чудна высотою, и красотою, и светлостью, такова не бывала прежде сего в Руси».
Намного позже, в 40-х годах XIX века французский композитор Берлиоз писал по поводу церкви Вознесения: « Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес.
Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашел. А тут передо мною предстала красота целого. Во мне все дрогнуло.
Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

Церковь Вознесения



По своей высоте – 62 метра с крестом - церковь Вознесения превосходила все предшествующие ей высотные сооружения в русской архитектуре. Высотная композиция коломенской церкви связана с народными традициями деревянного зодчества.
Возможно, что она играла роль сторожевой башни, с которой о приближении врага давался сигнал: днем - дымом, а ночью - пламенем. Для того чтобы подняться наверх, была устроена в толще стены хорошо освещенная лестница, которая у основания шатра переходит в железную цепь-стремянку.
Особенностью крестообразного плана церкви является отсутствие существенного признака культового здания – апсида (апсид – выступ алтарной части храма). Он напоминает план древних деревянных церквей.
Вертикальный объем храма расчленен на три части: стоящий на подклети четверик, переходящий с помощью кокошников в восьмерик, и шатер с плоской крышей на барабане.

Церковь Вознесения


Церковь Вознесения


Церковь Вознесения




Все пирамидальное здание легко возносится вверх. Впечатление этого взлета некогда ощущалось сильнее, потому что до конца 17 века на крыльцах и галереи отсутствовали столбы и кровля, необходимость которых была вызвана климатическими условиями.
Архитектурная декорация храма Вознесения – пилястры, карниз, обрамление окон, арочки – идут от декорации кремлевского Архангельского собора, сооруженного в 1505-1509 годах.
Здание выполнено из кирпича, а все архитектурные детали сделаны из белого камня.
Наружная расцветка храма Вознесения первоначально была построена на сочетании красной кирпичной кладки с белокаменными деталями – прием, характерный для старорусского зодчества; побелка стен относится к более позднему времени.

Во второй половине XVII в. патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей. С тех пор шатровые завершения строились только над колокольнями.

Строитель храма неизвестен, но он был русским мастером. Сооружение храма такой формы и высоты было в те времена сопряжено с большими трудностями, тем более что зодчий не имел перед собой готового образца. Глубоко заложенный фундамент церкви опирается на дубовые сваи. Это дало возможность храму сохраниться до наших дней без каких-либо существенных изменений.

Церковь Вознесения


Церковь Вознесения



В течение почти трех лет этот храм, этот бриллиант в короне русских церквей, был на реставрации. И вот строительные леса убрали.

Белокаменный храм Вознесения, будто облако спустилось на землю, словно лебедь летит над водной гладью Москвы-реки. И не даром, в 1994 году памятник был включен в реестр исторического наследия ЮНЕСКО.

Церковь Вознесения


Церковь Вознесения




Обсуждение публикации на форуме
2 комментария, последний 12 янв. 2008