По святым местам.

Natalia, 26 апреля 2008 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Мне захотелось в преддверии праздника узнать, где находится самая древняя церковь и самая намоленная церковь в нашем районе. У всех церквей и храмов своя непростая история, свои беды и радости. Но в одном они схожи: они имеют своих прихожан, помогают людям, украшают жизнь.



Спас
Родион Нестерович или его сын Иван Родионович Квашня основали монастырь на пожалованных князем Иваном Калитой землях. Всходненская вотчина становится родовым владением Квашниных, а монастырь – их родовой усыпальницей. Монастырь Спаса на Всходне располагался на треугольном мысе, который местные жители называли Старая Гора. Самое раннее его упоминание относится к 1390 году.
Многочисленные представители рода Квашниных, особенно Тушины и Фомины постоянно вносили большие вклады в монастырь. В 1570 году монастырь имел каменный храм во имя Преображения Господня, предел Благовещения Пречистой Богородицы и церковь Андрея Стратилата.

После тушинского разорения Собор Преображения не был восстановлен, но сохранилась церковь Андрея Стратилата. В середине XVII века монастырь прекращает свое существование. Церковь Андрея Стратилата переосвящается во имя Спаса Преображения.

В 1890 году церковь Спаса Преображения разобрали, так как начал разрушаться берег реки, служивший ей фундаментом, а в канун 900-летия введения христианства на Руси в 1886-1888 годах была построена новая церковь Спаса Преображения. Перед входом была установлена 30-метровая шатровая колокольня.
Торжественное освящение проводил митрополит Московский и Коломенский Иоанникий.

По святым местам.


По святым местам.


В 1990 году после всех разорений храм был возвращен церковной общине и был торжественно освящен патриархом Алексием. Прежние иконостасы и убранства не сохранились. Центральную часть храма украсила мозаика в византийском стиле, выполненная художником А. Карнауховым. Приделы оформлены фресковой живописью в духе новгородской и московской школ. Этот храм, представляющий художественную ценность поставлен на учет ЮНЕСКО.



Троице – Лыково
Князь Борис Михайлович Лыков построил в Черевкове деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы и назвал деревню селом Троице - Лыковым, а в бывшее село перевел крестьянские дворы из деревни. Впервые церковь упоминается в описании 1627 года.

В январе 1698 года село Троицкое и деревни отданы во владение боярину Льву Кирилловичу Нарышкину и его матери, которые решили построить парадный каменный храм на старом церковном месте.
Деревянная церковь не была уничтожена. Она была разобрана, перенесена на новое место в глубину сада и переосвящена во имя Успения Божией Матери.

На прежнем месте над Москвой – рекой на самом высоком месте в усадьбе подсыпается холм и начинается строительства церкви во имя Живоначальной Троицы артелью под руководством крепостного мастера Якова Бухвостова.
Храм имеет невысокий подклет в виде террасы. К трем дверям ведут широкие лестницы. Центральный кубический объем здания увенчан крупным восьмериком, на котором высятся еще два, образующие башню с куполом. С востока и с запада поднимаются алтарь и предел, которые также на восьмериках несут главы. Изысканное сочетание кирпича и белокаменной резьбы придает храму особое изящество. Двери и ставни окон обшиты полосовым железом и украшены розетками в виде цветов.
Строительство было завершено в 1704 году.

В 1834 году владения перешли к полковнику Николаю Александровичу Бутурлину. К 1852 году деревянная церковь Успения обветшала и не могла вместить всех желающих. Троицкий храм был холодным, служба велась в нем только летом. Было выделено 35 тысяч рублей ассигнациями на строительства новой каменной церкви, трехпредельной с главным престолом во имя Успения Божией Матери и двумя боковыми – святителя Николая и Великомученицы Екатерины.

По святым местам.



Она была построена в псевдорусском стиле. К четверику основного объема, завершенному мощным куполом с крестом, примыкал алтарь с востока, а с запада притвор с трапезной и колокольня. Кокошники и пояски поребрика в два яруса придают церкви нарядность.
Строительства церкви было закончено в 1852 году.
Купец и промышленник Карзинкин Иван Иванович, владелец усадьбы с 1876 года, сразу принял решение о сохранении деревянной церкви, понимая значение ее, как исторического памятника. Восстанавливал церковь его сын – Сергей Иванович Карзинкин. Он подвел под храм каменный фундамент, обшил церковь тесом и покрыл крышу железом. Заканчивать начатое довелось уже его вдове Юлии Матвеевне. Освящение состоялось 4 октября 1886 года.

Юлия Матвеевна Карзинкина на основе Троицкой и двух Успенских церквей в 1914 году решает организовать Свято-Троицкую женскую общину. В феврале 1917 года Синод подписывает все документы, но осуществлению решений помешали революционные события.

Древнейший памятник – деревянная церковь Успения была разрушена в 1936 году.
Последний владелец Успенской церкви - институт Курчатова устроил в ней склад лакокрасочных материалов, который взорвался 28 декабря 1989 года. Взрыв уничтожил остатки росписи потолка.
Храм был возвращен общине, и 31 марта 1990 года был вновь освящен.
Троицкий храм передан епархии и реставрируется.


Обсуждение публикации на форуме
17 комментариев, последний 13 ноября