Инженерные сооружения канала имени Москвы.

Natalia, 09 сентября 2009 ( редакция: 10 мая 2021 )

16 июня 1931 года пленум ЦКВКП (б) принял решение о строительстве канала «Москва—Волга».

Проектные работы вели специалисты Москаналстроя, основанного в 1930 году.

Главным инженером Москаналстроя был назначен руководитель кафедры гидротехнических сооружений Московского института инженеров транспорта - профессор Александр Иванович Фидман.

Одним из руководителей был признанный мастер трассировки каналов Иван Семенович Семенов.

В группу проектировщиков также входили:

Георгий Семенович Михальченко - специалист по земляным плотинам,

Николай Владимирович Васильев - инженер по проектированию шлюзов,

Александр Иванович Баумгольц - мастер по гидромеханизмам и, в частности, по насосам.

В ядро проектного управления вошел профессор Владимир Дмитриевич Журин - молодой и энергичный организатор, за плечами которого был опыт строительства канала в Средней Азии.

Инженер Жук привез сюда свой технический опыт и большой талант организатора.

Проектировщики поднимали старые карты, материалы геологических исследований в библиотеках и архивах, неделями и месяцами жили на берегах мелководных рек, исследовали прилегавшие к ним леса и поля.

Строительство канала имени Москвы.

Как создавался Канал имени Москвы


Канал - уникальное архитектурное сооружение. Построенный с перспективой на сто лет вперед, он не уступает другим искусственным и естественным водным путям. Канал имени Москвы - один из крупнейших в мире. Ни в России, ни за рубежом нет, ни одного речного судна, которое не смогло бы пройти по каналу.

Здесь построено:

  • 11 шлюзов - один на Волге, семь на трассе канала, три на прилегающем к нему участке Москвы-реки;
  • 11 плотин, из них три - железобетонных;
  • 5 насосных станций,
  • 8 гидроэлектростанций,
  • мосты,
  • заградительные ворота,
  • грузовые и пассажирские причалы,
  • тоннели,
  • маяки,
  • ряд других сооружений - всего 240 объектов.


Инженерные сооружения канала имени Москвы.


Инженерные сооружения канала имени Москвы.


Общая протяженность канала от Волги до реки Москвы 128 км, из них лишь на протяжении примерно 20 км он использует водохранилища, образованные в долинах рек, а на остальном протяжении это искусственно укрепленное ложе шириной 85 и глубиной 5,5 м.

На протяжении 32 км канал пролегает в выемках, глубина которых достигает местами более 20 м.

На протяжении 8 км он проходит высоко над окружающей местностью в мощных насыпных дамбах высотой местами до 14 м.

Волжская вода поднимается на 38 метров, проходит водохранилища, а после Химкинского самотеком опускается на 36 метров в реку Москву. Весь путь от Северного речного вокзала в Москве до пристани Большая Волга современные пассажирские суда проходят за 10 часов.

Обсуждение публикации на форуме
11 комментариев, последний 23 нояб. 2009