На северных подступах к столице (канал им. Москвы в годы войны)

Василий Бочаров, 25 ноября 2005 ( редакция: 29 октября 2018 ) http://www.moskvam.ru

На северных подступах к столице (канал им. Москвы в годы войны)



Осень пятьдесят четвертого...
В нашей лодке двое мужчин и одна женщина. Еще один на веслах.

Мы плывем по реке, потом лодка ныряет под портал в полутемное, с шумящей водой пространство. Это труба.

Нам нужно осмотреть ее изнутри, чтобы оценить техническое состояние. С потолка местами льет настоящий душ, и, несмотря на старания гребца обойти такие места, вскоре все становимся мокрыми. Над нашими головами - судоходный канал.

Труба номер такая-то... Так она числится по паспорту. Собственно, трубы в обычном понимании нет, а есть целое сооружение: громадный, вытянутый бетонный блок, зарытый под каналом; в нем три длинных, квадратного сечения окна-тоннеля. По ним могут двигаться самые большие автосамосвалы. Но по тоннелям не ездят автомобили, по ним течет река Сестра. Та самая, по которой плавал еще Петр I в поисках "удобного места для водной коммуникации" между Москвой и Волгой.

Эта труба, река и заросшая деревьями и кустарником печальная в осеннюю пору ее долина временами еще снятся по ночам одному из находящихся в лодке. Он был участником незабываемых событий, которые разыгрались в этих местах осенью сорок первого...

Только выглядело все тогда иначе: застывшие во льду канал и река, одинокие прохожие из ближайшей деревни да темные скелеты деревьев на фоне заснеженной равнины. Отовсюду веяло отрешенностью, угрюмостью, тревогой.

Этого человека зовут Андрей Александрович Ярустовский, и работает он начальником отдела в управлении канала Москва-Волга (ныне канал имени Москвы). Он выше среднего роста, худощавый, с цепким взглядом из-под кустистых бровей. Энергичный человек, знающий специалист, требовательный руководитель.

Еще будучи студентом механико-математического факультета МГУ, он увлекся расчетами и конструированием воздухоплавательных аппаратов. Был жив Циолковский, и встречи с ним, беседы о воздушных путешествиях, об освоении Северного полюса, о полетах в космос будоражили умы молодежи.

После окончания университета Андрей Александрович еще более двух лет продолжал работать в области дирижаблестроения.

В 1937 году газеты и радио не переставая извещали об окончании строительства в Советском Союзе грандиозного канала. По инженерной смелости и уникальности многих сооружений он на многие десятки лет опередил свое время. Дело было новым и интересным. К тому же требовались инженеры разных специальностей. Так Ярустовский оказался на канале.

1941 год
...На исходе был второй месяц войны. Большинство работников канала ушло на фронт, но оставшийся персонал, среди которого заметно прибавилось женщин, обеспечивал его эксплуатацию.

Население и промышленность Москвы и Подмосковья постоянно снабжались волжской водой, подаваемой по каналу, и электроэнергией, вырабатываемой его гидроэлектростанциями.

Речным транспортом непрерывно перевозились военная техника, снаряжение, топливо, а позже осуществлялась эвакуация населения и предприятий - по каналу и по Москворецко-Окской шлюзованной системе.

С приближением линии фронта встал вопрос о сохранении уникального оборудования гидросооружений. Было решено демонтировать на Иваньковской гидроэлектростанции на Волге один из двух гидрогенераторов и половину установленных агрегатов насосных станций. Снятое оборудование погрузили на баржи и отправили в тыловые районы. Позже, с окончанием навигации, успели увезти в тыл часть оборудования с некоторых шлюзов.

Линия фронта северо-западнее Москвы все ближе перемещалась к каналу. Саперные части еще в сентябре-октябре возвели на его трассе различные оборонительные сооружения: берега ощетинились многими сотнями орудий и пулеметов, вдоль них были вырыты километры окопов.

Чтобы оказать посильную помощь нашим войскам в случае подхода противника к этому укрепленному рубежу, группа работников канала в то время разработала и внесла важное предложение. Оно заключалось в создании дополнительных препятствий на пути передвижения врага.

Возглавил группу начальник управления канала Дмитрий Филиппович Агафонов.

Главный инженер управления Александр Михайлович Румянцев находился тогда вместе с другими работниками канала в партизанском отряде и принять участие в этой разработке не мог.

Агафонову тогда было сорок два года, он был опытным руководителем и волевым человеком. Его иногда называли "маленьким наркомом". Дело в том, что, учитывая комплексное назначение канала Москва-Волга, канал выделили тогда из состава Наркомречфлота, и в течение 1940-1946 годов он находился в ведении Совнаркома.

Андрею Ярустовскому - тогда старшему инженеру-механику - было в начале войны двадцать девять.
Обсуждение публикации на форуме
12 комментариев, последний 26 нояб. 2005