Главная Альтернативные технологии
Информация
С нами едины

Альтернативные технологии

Проект внедрения раздельного сбора макулатуры, стекла, использованных батареек в СЗАО.

Проблема утилизации твердых бытовых отходов в Москве, также как и в других городах России, требует внедрения раздельного сбора отходов (РСО) населением. Программы городских властей по внедрению РСО без поддержки со стороны населения не будут успешными.

Зарубежный опыт
http://climatechange.narod.ru/Waste/waste.html

На протяжении последних двух десятилетий во многих странах Европейского Союза, в США, Японии, Канаде, Израиле население принимает участие в РСО. Например, в Германии жильцы как частных, так многоквартирных домов отдельно собирают (в разные ведра, пластиковые мешки) стекло, пластик, бумагу, пищевые отходы и домашний мусор. Пластиковые бутылки принимают во всех продовольственных магазинах, выплачивая населению за 5-10 евро центов. Для использованных батареек во многих магазинах размещаются небольшие картонные коробки с надписью «Вы не забыли выбросить старые батарейки?». Пластмассовые контейнеры голубого цвета (с плотно закрывающейся крышкой и двумя колесиками) для сбора макулатуры размещаются вблизи жилых домов. Учитывая, что доля стекла в общей массе мусора составляет около 5%, специальные металлические контейнеры для сбора стекла (с отделениями для зеленого, белого и коричневого стекла) размещаются значительно реже – один контейнер на несколько домов. Выгрузка стекла из контейнеров осуществляется специальным автомобилем с краном в грузовой контейнер автомобиля.

Что о внедрении РСО говорится в действующих и разрабатываемых законах?
В действующем Законе г. Москвы от 30-11-2005 г. №68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве» говорится, что:
«Основными принципами обращения с отходами являются:
4) разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке;
5) приоритет переработки отходов перед их уничтожением»; (Статья 3.),.
«Статья 5. Полномочия Правительства Москвы в области обращения с отходами
13) создание условий для раздельного сбора отходов по их видам с использованием стационарных и передвижных приемных пунктов;»

Более подробно выбранные статьи Закона г.Москвы №68, а также Модельного Закона «Об отходах производства и потребления» стран СНГ размещены в Приложении 1 и 2.

Началом программы внедрение РСО населением Москвы могло бы стать внедрение отдельного от остальных отходов сбора макулатуры, учитывая, что макулатура составляет около 30% от общей массы всех ТБО жилищно-коммунального сектора (Журнал «ТБО», апрель, 2008).

Листовка времен СССР о сборе макулатуры -
Уважаемые товарищи!
С 1974 года организован сбор макулатуры с одновременной продажей популярных книг отечественных и зарубежных авторов.
Применение макулатуры для производства бумаги даёт возможность экономить остродефицитное древесное сырье, значительно уменьшить расходы по производству бумаги.
Использование одной тонны макулатуры позволяет получить 0, 7 тонны бумаги или картона, заменить 0, 85 тонны целлюлозы или 4, 4 кубического метра древесины. Кроме того, при этом сберегаются леса нашей Родины, чистота её рек, озёр, воздушного пространства.
Сбор и сдача макулатуры - важное государственное дело.
Сдавайте макулатуру заготовительным организациям!


Что может дать сбор макулатуры ?
- значительное сокращение массы отходов, которое необходимо вывозить на полигоны или МСЗ.
- создание новых рабочих мест
- улучшение экологической обстановки (меньше выбросов от МСЗ, полигонов)
- получение сырья для изготовления новой продукции из переработанной макулатуры
- сокращение расходов коммунальных служб (т.к. фирмы, занимающиеся переработкой макулатуры, могли бы организовать её вывоз за свой счёт при накоплении примерно 1 тонны)
- сохранение лесов - 1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины

Проект внедрения отдельного сбора макулатуры РСМ
1) для нескольких домов, например, пятиэтажек (в которых нет мусоропроводов!) вблизи предполагаемого строительства МСЗ в Тушино провести компанию по информированию важности РСМ (макулатуры, стекла)
2) разместить плотно закрывающиеся контейнеры для сбора макулатуры и металлические контейнеры для сбора стекла
3) создать механизм взаимодействия с фирмами-переработчиками макулатуры, стекла (график вывоза, выгрузка из контейнеров)
4) обязать ближайшие магазины разместить небольшие картонные коробки для сбора использованных батареек (согласовать с действующей программой властей г.Москвы по сбору использованных батареек и аккумуляторов)

Для проверки реализации и эффективности проекта необходимо сравнить массу, вывозимых жилищно-коммунальными службами отходов до и после начала реализации проекта.

Внедрение РСО в Москве – пример для всей страны
При организованном просвещении населения, создании необходимых условий, методов контроля, экономических методов стимулирования и поощрения (например, соревнование между округами, префектурами) РСО населением Москвы может способствовать решению ряда экологических, экономических, имиджевых проблем столицы (например, туристы из стран Западной Европы увидев, что мусор в столице не разделяется, находят много общего в этом вопросе между Москвой и крупнейшими городами развивающихся стран, например, Индии, Индонезии, где РСМ также отсутствует. Методы внедрения РСМ в Москве могут стать примером для всей остальной страны, а также соседних стран, где РСМ пока отсутствует - страны СНГ, некоторых страны Восточной Европы (например, Румыния).

О финансах
Ежегодно в жилищно-коммунальном секторе Москвы образуется 2.5 млн. тонн ТБО. Учитывая, что в общей массе ТБО макулатура составляет около 30% и стоимость 1 кг макулатуры в настоящее время – 40 копеек, дополнительный источник бюджета Москвы мог бы составить более 300 млн. рублей (!) ежегодно.

О политике Политическая партия, поддержавшая (предложившая) и через своих представителей на местах в органах местной власти начавшая реализацию программы внедрения РСО, получит дополнительную поддержку населения, которая будет увеличиваться по мере роста просвещения. В условиях усугубляющегося экономического кризиса такая поддержка не может быть лишней.

Приложение 1. Что о внедрении РСО говорится в действующих и разрабатываемых законах?

1. Закон г. Москвы от 30-11-2005 г. №68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве»
Статья 3. Основные принципы обращения с отходами
Основными принципами обращения с отходами являются:
4) разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке;
5) приоритет переработки отходов перед их уничтожением;
8) развитие рынка вторичных материальных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;
11) использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
12) доступность информации в области обращения с отходами;

Статья 5. Полномочия Правительства Москвы в области обращения с отходами
1) создание экономических, социальных и правовых условий для использования отходов, уменьшения их образования, внедрения малоотходных технологий, рационального использования природных ресурсов и вторичного сырья;
2) разработка, принятие и реализация городских целевых программ использования вторичного сырья, включающих меры, направленные на экономическое стимулирование использования вторичного сырья для нужд городского хозяйства;
13) создание условий для раздельного сбора отходов по их видам с использованием стационарных и передвижных приемных пунктов;

Статья 6. Полномочия уполномоченного органа
(уполномоченный орган - орган исполнительной власти города Москвы, созданный для обеспечения проведения политики города Москвы в области обращения с отходами и осуществления управления организацией их обезвреживания и переработки (Статья 1. «Основные понятия »)
3) обеспечивает создание условий для введения систем сбора и переработки отходов, а также координацию деятельности в этой области;
5) участвует в мероприятиях по экономическому стимулированию уменьшения образования отходов, раздельного сбора, сортировки и переработки отходов;

Статья 14. Методы экономического регулирования в области обращения с отходами
К методам экономического регулирования в области обращения с отходами относятся:
2) предоставление бюджетных кредитов, субсидий и субвенций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим уменьшение образования отходов, их сбор, рациональное использование, обезвреживание, переработку, размещение и уничтожение с применением ресурсосберегающих и безопасных для окружающей среды и здоровья человека методов и технологий;
4) установление пониженного коэффициента к ставкам арендной платы за землю юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим переработку, использование и обезвреживание отходов;
7) разработка и внедрение в соответствии с федеральным законодательством механизмов ответственности производителя за полный жизненный цикл продукции для стимулирования сбора, переработки и утилизации продукции после использования;

Статья 17. Просвещение в области обращения с отходами
1. Правительство Москвы организует и обеспечивает комплексность и непрерывность просветительской и воспитательной деятельности среди жителей города Москвы по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами.
2. Распространение научно-популярных знаний по безопасному и ресурсосберегающему обращению с отходами, а также раздельному сбору отходов осуществляется уполномоченным органом через средства массовой информации, посредством выпуска учебных пособий для студентов и учащихся образовательных учреждений и организаций среднего профессионального образования, издания научно-популярной литературы, размещения наружной рекламы, проведения конкурсов, учреждения специальных премий за лучшие технические и технологические решения в области обращения с отходами, а также другими способами.

Статья 20. Неосуществление раздельного сбора отходов
Неосуществление раздельного сбора отходов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - одной тысячи пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 21. Нарушение требований по раздельному сбору вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье
1. Нарушение требований по раздельному сбору вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - одной тысячи пятисот минимальных размеров оплаты труда.
2. Неосуществление раздельного сбора вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - одной тысячи семисот минимальных размеров оплаты труда.

Приложение 2. МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН Об отходах производства и потребления (новая редакция).
Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств.

Принят на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 29-15 от 31 октября 2007 года).

Статья 19. Доступ к информации, участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся обращения с отходами
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами принимают все необходимые меры для того, чтобы заявления на получение разрешений, касающиеся строительства новых объектов для размещения отходов или осуществления значительных изменений на существующих объектах для размещения отходов, были доступны для общественности в течение определенного периода времени, установленного законодательством государства, для того чтобы у общественности имелась возможность высказать свое мнение об указанных заявлениях до принятия решения специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.
2. Результаты учета и отчетности в области обращения с отходами должны быть доступны для общественности.

Статья 58. Требования к санитарной очистке населенных пунктов от твердых бытовых отходов
1. Территории населенных пунктов, в том числе места временного проживания и отдыха граждан (садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, дома отдыха, детские лагеря, кемпинги и другие), подлежат, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, регулярной санитарной очистке от отходов, в том числе размещенных в неустановленных (несанкционированных) местах.
2. Санитарная очистка населенных пунктов от твердых бытовых отходов проводится по специальной схеме санитарной очистки населенных пунктов, предусматривающей раздельный сбор ценных компонентов (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага, стекло и т. п.), разработку и функционирование которой обеспечивают органы местного самоуправления и территориальные органы специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами.
3. Органы местного самоуправления совместно с собственниками объектов, на которых образуются твердые бытовые отходы, в соответствии с разработанной схемой санитарной очистки населенного пункта обеспечивают создание и экологически безопасное функционирование специальных площадок для размещения контейнеров с удобным подъемом для транспорта, оборудуют их согласно нормативам контейнерами для сбора твердых бытовых отходов. Маршруты перевозки контейнеров предусматриваются схемой санитарной очистки населенных пунктов. Места расположения площадок согласуются со службами государственного архитектурного надзора и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4. В сельской местности объекты размещения бытовых отходов создаются по упрощенной схеме согласно типовым требованиям, утвержденным государством, на основании разрешения специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами и решения органов местного самоуправления об отводе земельного участка с планом его границ, установленных в натуре (на местности).
В сельской местности разрешается совместное размещение твердых бытовых отходов по согласованию со специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.
5. Сбор, транспортирование, размещение, утилизацию, удаление бытовых отходов осуществляют специализированные организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности.
6. Организация и порядок сбора отходов, предусматривающий раздельный сбор ценных компонентов (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, упаковочные отходы, макулатура, стеклобой и другие), их временное хранение, регулярный вывоз и обезвреживание, а также санитарная очистка территории населенного пункта, определяются органами местного самоуправления с учетом наличия или отсутствия на местах предприятий по раздельной переработке или захоронению отходов по видам; санитарная очистка должна соответствовать требованиям санитарных правил, гигиенических и экологических нормативов, установленных законодательством государства.
7. Запрещается засорение отходами территорий населенных пунктов и мест временного проживания и отдыха граждан, а также открытое сжигание отходов на территориях населенных пунктов и местах временного проживания и отдыха граждан.
8. Органы местного самоуправления обязаны при реализации схемы санитарной очистки населенных пунктов и мест временного проживания и отдыха граждан принимать меры по раздельному сбору и удалению опасных отходов.

Статья 76. Вступление Закона в юридическую силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 77. Приведение в соответствие с настоящим Законом законов государства и иных нормативных актов в области обращения с отходами
Государственные нормативные акты в области обращения с отходами приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех лет после вступления настоящего Закона в юридическую силу.

Против уже 11737 человек
Я против строительства мусоросжигательного завода в Тушино
фамилия:*  
имя:*  
отчество:*  
город:*  
улица:*  
дом, корпус, квартира:*  
телефон:   
возраст:   
email:*  
    Не показывать мои ФИО на сайте
  1. Поля, обязательные для заполнения, отмечены звездочкой - *.
  2. Адрес требуется по закону (В соответствии со статьями 7.3 и 11.1 Федерального закона от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») для составления официального ответа власти.
  3. C помощью e-mail мы сможем координировать наши действия (предоставленная Вами персональная информация считается конфиденциальной и не может быть передана третьим лицам).
  4. Никакие данные, кроме ФИО и возраста, не будут показываться на сайте (если Вы указали что бы не показывать Ваши ФИО, то ни какая информации о Вас не будет показана).
Главная Альтернативные технологии

«В сложившихся условиях приоритетным вариантом обеспечения жизнедеятельности города Москвы является интенсивное развитие внутригородской технической базы и создание комплексных предприятий по переработке и депонированию отходов на территории Московской и прилегающих к Московскому региону областей.»
Постановление правительства Москвы от 22 апреля 2008 г. N 313-ПП