По Северам

Keen, 15 марта 2020 ( редакция: 22 марта 2020 )

00 (1)

В 2007 мы отправились в паломническую автопоездку в Свирский монастырь. Маршрут: Москва, Тверь, Валдай, Новгород, Питер, Ладожское озеро, Волхов, Сясьстрой, Свирский монастырь, Питер, Вырица, Москва.

Иверская обитель

Пасхальная неделя. Начало апреля. Нас четверо и пятый –Мицубиси Паджеро, «Миша», так мы его называли. Ленинградское шоссе в те времена была скорее «дорогой смерти». Много аварий. Фуры еле ползли, скользко, постоянные длинные пробки. Первая длительная остановка- Иверский монастырь на Валдае. Описывать достопримечательности не буду. Скажу только, что патриарх Никон, по проекту которого и построен монастырь, обладал недюжинными архитектурными талантами.

00 (26)

Озеро, омывающее монастырский полуостров. Тонкий лед.

00 (27)

Солнце, легкий морозец.


00 (28)

Арка надвратного Храма. Вход в монастырь.

00 (29)

00 (30)

Тогда, в 2007-м реставрационные работы только начинались. Это было связано с резиденцией Путина поблизости. Я давно заметил закономерность. Там, куда дотянутся щупальца власти, жизнь замирает и прекращается! Поясню далее.


00 (31)

Судя по скромному размаху реставрационных работ, финансирование только началось.

00 (32)

Немногочисленная братия на пасхальном крестном ходе.

00 (33)

На литургии, перед крестным ходом, было как-то особенно хорошо. Монахи нестройно, но от души, молитвенно пели. Счастливые, беззубые! Все улыбались, радовались! Немногочисленные молящиеся тоже! Радость была во всем, она заполняла все пространство небольшого Храма. Она передалась и рабочим на лесах. Посмотрите на их лица.

00 (34)

00 (35)

00 (36)

Батюшки, немного нескладные, без столичного щегольства, искренне, истово старались.

00 (37)

00 (38)

Солнечный свет, отраженный снегом, красиво подсвечивал красное праздничное облачение.

00 (39)

00 (40)

00 (41)

Буквально слепило глаза. Это добавляло какого-то детского счастья празднику.

00 (42)

00 (43)

Торжественно звонили колокола, иногда заглушая песнопение.

00 (44)

Мужские нестройные голоса, скрип снега. Где-то недалеко вскрикивали гуси, наверное, подпевали от радости. Красота!

00 (45)

00 (46)

Меня всегда привлекали лица монахов. Хотелось заглянуть в глаза, в душу, в историю человека. Вот с крестом стоит немолодой монах. В отличие от своих братьев, человек поживший, много видевший на своем веку. Взгляд немного укоряющий. И правильно. Служба, а тут этот пижон с фотоаппаратом.

00 (47)

Кто он? Как пришел к Богу? Кем был на «гражданке»? Много раз, бывая и работая в разных монастырях, внимательно присматривался. Конечно, пути у всех разные, в деталях, но схожие в одном. Озарение, невероятная осознанная внутренняя потребность, когда все логические и практические доводы ничтожны перед открывающейся КРАСОТОЙ!

Лирическое отступление

2004-й. Афон. Хиландар. Сербский монастырь. Щелкаю фотиком. Монахи открыли для нас мощи св. Пантелеймона Целителя. Это было после угощения в архондарике.

Архонда́рик или фонда́рик (греч. αρχονταρικόν, от άρχοντας — аристократ, знатный человек) — приёмная комната для гостей в православном монастыре, также гостиница для паломников, как правило, в Греции (на Афоне, в Метеорах) или в Египте (Синайский монастырь). В архондарике также ведутся духовные беседы с паломниками. Название происходит от греческого слова архонт, означающего именитого посетителя монастыря, которого принимали с особым почётом.

Признаться, чашка настоящего крепкого кофе и анисовая водка в умеренном количестве были очень к месту после длительного пути. Так вот, щелкаю фотиком. Один из монахов вдруг поднял руки в знак протеста и что-то крикнул. Я понял: кончай снимать, но сделал еще два снимка. Каково же было удивление в Москве, когда проявил пленку. Именно эти два кадра были черными, единственные из всех двадцати пленок.

Дорога на трассу шла по лесу. Солнечные лучи пронизывали хвою высоких корабельных сосен. Настроение прекрасное, приподнятое. Ощущение, что только что побывали у самых дорогих людей.

00 (48)

00 (49)

Через два года довелось снова проездом на Валаам заехать в эти места. Монастырь как глянцевый постер из дорогого гламурного журнала. Золото иконостасов, снежная белизна построек. Гусей и кур уже не было и в помине. На монастырском пруду грациозные лебеди. Территория абсолютно безжизненная. Даже паломников нет. Кругом камеры. Казалось, что монахи теперь заняты только тем, что смотрят в мониторы. На улице ни души. Фотографировал мало. Уезжали с ощущением большой утраты, будто-то потеряли друзей навсегда

Свирский монастырь

Дорога до монастыря была непростой. Постоянно ошибался навигатор. Места Свирлагеря, одного и жестоких концлагерей ГУЛАГа. Историю вы посмотрите в инете.

https://bessmertnybarak.ru/article/aleksandro-svirskiy_monastyr/

Главная святыня монастыря -нетленные мощи св. Александра Свирского. У мощей по понятным причинам не снимал.

00 (50)

К сожалению, они теперь после ряда инцидентов полностью закрыты покрывалом. Сверху закаленное стекло.

00 (51)

00 (52)

Удивительная архитектура. Тадж- Махал отдыхает!

00 (53)

Корпуса келий, трапезная и монастырская гостиница. Заметьте, ни одного монаха.

00 (54)

00 (55)

00 (56)

00 (57)

00 (58)

00 (59)

00 (60)

Скромные домики деревушки рядом с монастырем.

00 (61)

Красотища!

00 (62)

Дальний скит.

Лирическое отступление

Пишу этюды в Звенигородском Саввино-Сторожевском мужском монастыре. Группа школьников. Учительница –экскурсовод говорит: - А сейчас мы пройдем в скит.

Пацан: - Это майонез такой?

00 (63)

00 (64)

В 2007 –м в этой части монастыря еще располагался психоневрологический интернат.

00 (65)

Слева Троицкий собор.

00 (66)

Это цитата из любимого труда князя Трубецкова «Умозрение в красках»

«Недавно в ясный зимний день мне пришлось побывать в окрестностях Новгорода. Со всех сторон я видел бесконечную снежную пустыню – наиболее яркое изо всех возможных изображений здешней нищеты и скудости. А над нею, как отдаленные образы потустороннего богатства, жаром горели на темно-синем фоне золотые главы белокаменных храмов. Я никогда не видел более наглядной иллюстрации той религиозной идеи, которая олицетворяется русской формой купола-луковицы. Ее значение выясняется из сопоставления.

Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиц выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. И, наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся.

При взгляде на наш московский Иван Великий кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою; а многоглавые кремлевские соборы и многоглавые церкви суть как бы огромные многосвешники. И не одни только золотые главы выражают собою эту идею молитвенного подъема. Когда смотришь издали при ярком солнечном освещении на старинный русский монастырь или город, со множеством возвышающихся над ним храмов, кажется, что он весь горит многоцветными огнями. А когда эти огни мерцают издали среди необозримых снежных полей, они манят к себе как дальнее потустороннее видение града Божьего. Всякие попытки объяснить луковичную форму наших церковных куполов какими-либо утилитарными целями (например, необходимостью заострять вершину храма, чтобы на ней не залеживался снег и не задерживалась влага) не объясняют в ней самого главного – религиозно-эстетического значения луковицы в нашей церковной архитектуре. Ведь существует множество других способов достигнуть того же практического результата, в том числе завершение храма острием, в готическом стиле. Почему же изо всех этих возможных способов в древнерусской религиозной архитектуре было избрано именно завершение в виде луковицы? Это объясняется, конечно, тем, что оно производило некоторое эстетическое впечатление, соответствовавшее определенному религиозному настроению. Сущность этого религиозно-эстетического переживания прекрасно передается народным выражением – «жаром горят» – в применении к церковным главам».

00 (67)

00 (68)

Троицкий собор. В 1715 году стены внутри храма были расписаны фресками, над которыми трудилась артель костромских иконописцев, возглавляемая Леонтием Макаровым. В летописях монастыря упомянуты известные иконописцы: Иродион Сергиев, Гаврила Сазонов и другие. Роспись собора осталась в неизменном виде.

Можно считать эту цитату эпиграфом:

«Шопенгауэру принадлежит замечательно верное изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться, как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно именно потому, что икона больше чем искусство. Ждать, чтобы она с нами сама заговорила, приходится долго, в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет».

Е. Н. Трубецкой


00 (69)

Сколько света! Какая яркая палитра! Трубецкой: «Внутренняя архитектура церкви выражает собою идеал мирообъемлющего храма, в котором обитает Сам Бог и за пределами которого ничего нет; естественно, что тут купол должен выражать собою крайний и высший предел вселенной, ту небесную сферу, ее завершающую, где царствует Сам Бог Саваоф. Иное дело – снаружи: там над храмом есть иной, подлинный небесный свод, который напоминает, что высшее еще не достигнуто земным храмом; для достижения его нужен новый подъем, новое горение, и вот почему снаружи тот же купол принимает подвижную форму заостряющегося кверху пламени.

Нужно ли доказывать, что между наружным и внутренним существует полное соответствие; именно через это видимое снаружи горение небо сходит на землю, проводится внутрь храма и становится здесь тем его завершением, где все земное покрывается рукою Всевышнего, благословляющей из темно-синего свода. И эта рука, побеждающая мирскую рознь, все приводящая к единству соборного целого, держит в себе судьбы людские».

00 (70)

Давно заметил: чем севернее находится храм, тем ярче живопись.

00 (71)

00 (72)

Когда смотрю на это, хочется просто молчать.

00 (74)

Или кричать от радости!00 (73)


Трубецкой: «Но если во Христе – Богочеловеке наша иконопись чтит и изображает тот новый жизненный смысл, который должен наполнить все, то во образе Богоматери – Царицы Небесной, скорой помощницы и заступницы, она олицетворяет то любящее материнское сердце, которое через внутреннее горение в Боге становится в акте Богорождения сердцем вселенной. Именно в тех иконах, где вокруг Богоматери собирается весь мир, религиозное вдохновение и художественное творчество древнерусской иконописи достигает высшего предела. В особенности замечательна в древней новгородской живописи разработка двух мотивов – «О тебе радуется, обрадованная, всякая тварь» и «Покров Божией Матери».


00 (76)

00 (78)

Обожаю народный примитив, в живописи особенно. Глядя на профессионалов, вижу технику, но не душу.

00 (79)

00 (80)

Господь Вседержитель. Потрясающий образ! Трубецкой: «Мысль эта нашла себе замечательное образное выражение в древнем новгородском храме св. Софии (XI век). Там не удались многократные попытки живописцев изобразить благословляющую десницу Спаса в главном куполе: вопреки их стараниям получилась рука, зажатая в кулак; по преданию, работы в конце концов были остановлены голосом с неба, который запретил исправлять изображение и возвестил, что в руке Спасителя зажат сам град Великий Новгород: когда разожмется рука, – надлежит погибнуть граду тому.

Замечательный вариант той же темы можно видеть в Успенском соборе во Владимире на Клязьме: там на древней фреске, писанной знаменитым Рублевым, есть изображение – «праведницы в руке Божией» – множество святых в венцах, зажатых в могучей руке на вершине небесного свода; и к этой руке со всех концов стремятся сонмы праведников, созываемые трубой ангелов, трубящих кверху и книзу».

00 (81)

00 (82)

00 (83)

00 (84)

00 (85)

Одна из моих любимых тем фрески. «Грехи человеческие» На чешуе змия изображены человеческие пороки. Кстати, информация для форумчан «Хомяка», сквернословие там тоже есть. Расплата известна-Страшный суд! Это на небе, а на земле: «болезни и печаль бесконечная».

00 (86)

00 (87)

Трубецкой: «Чувство расстояния, это – то первое впечатление, которое мы испытываем, когда мы осматриваем древние храмы. В этих строгих ликах есть что-то, что влечет к себе и в то же время отталкивает. Их сложенные в благословение персты зовут нас и в то же время преграждают нам путь; чтобы последовать их призыву, нужно отказаться от целой большой линии жизни, от той самой, которая фактически господствует в мире.

В чем же эта отталкивающая сила иконы и что, собственно, она отталкивает? Я в особенности осязательно это понял, когда, после осмотра икон в музее Александра III в Петрограде, я случайно слишком скоро попал в Императорский Эрмитаж. Чувство острой тошноты, которое я испытал при виде рубенсовских вакханалий, тотчас объяснило мне то самое свойство икон, о котором я думал: вакханалия и есть крайнее олицетворение той жизни, которая отталкивается иконой. Разжиревшая трясущаяся плоть, которая услаждается собою, жрет и непременно убивает, чтобы пожирать, – это то самое, чему прежде всего преграждают путь благословляющие персты. Но этого мало: они требуют от нас, чтобы мы оставили за порогом и всякую пошлость житейскую, потому что «житейские попечения», которые требуется отложить, также утверждают господство сытой плоти. Пока мы не освободимся от ее чар, икона не заговорит с нами. А когда она заговорит, она возвестит нам высшую радость – сверхбиологический смысл жизни и конец звериному царству».

Хорошо сказано

00 (88)

00 (89)

Трубецкой: «Радость эта выражается нашим религиозным искусством не в словах, а в неподражаемых красочных видениях. Из них наиболее яркое и радостное – то самое, в котором раскрывается во всей своей полноте новое жизнепонимание, идущее на смену зверопоклонству – видение мирообъемлющего храма. Здесь самая скорбь претворяется в радость. Как уже было сказано раньше, в иконописи человеческий образ как бы приносит себя в жертву архитектурным линиям. И вот мы видим, как храмовая архитектура, которая уносит человека под небеса, оправдывает эту жертву».


00 (90)

Трубецкой: «Говоря об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать и о другой ее черте, органически связанной с аскетизмом. Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена его архитектурному замыслу. Отсюда – изумительная архитектурность нашей религиозной живописи: подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую, внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и вне непосредственной связи ее с церковным зданием в тесном смысле слова. Этот архитектурный замысел чувствуется и в отдельных ликах, и в особенности в их группах – в иконах, изображающих собрание многих святых. Архитектурному впечатлению наших икон способствует та неподвижность божественного покоя, в который введены отдельные лики; именно благодаря ей в нашей храмовой живописи осуществляется мысль, выраженная в первом послании св. Петра. Неподвижные или застывшие в позе поклонения пророки, апостолы и святые, собравшиеся вокруг Христа, «камня живого, человеками отверженного, но Богом избранного», в этом предстоянии как бы сами превращаются в «камни живые, устрояющие из себя дом духовный» ( 1Петр. II, 4–5».

00 (91)

00 (92)

Вот так измерят ваши добрые и злые дела. И полетите вы, братцы, глубоко. Похоже, что и я

вместе с вами.

00 (94)

00 (95)

Возвращаемся на грешную землю!

00 (96)

Как хорошо с морозца посидеть в теплоте ресторанчика. Сто грамм и шашлык- машлык. Обжигающий из печи борщ, пироги, самовар!

00 (97)

И еще. Какое счастье, никого не лицезреть после только что увиденного в Храме!

00 (98)

Теперь можно в дорогу.

Великий Новгород. Юрьев монастырь

Юрьев монастырь. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Реставрация. Через 20 лет от начала «перестройки».

00 (99)

Но, в отличие от Иверского, еле –еле.

00 (100)

Представляю, что делается под этой дырявой крышей. Живопись наверняка утрачена!

00 (101)

00 (102)

Удивительный Георгиевский Собор. 12 век.

00 (103)

00 (104)

00 (105)

00 (106)

В 1763 году в нескольких метрах западнее Георгиевского собора была построена каменная церковь Александра Невского. В 1823—1824 гг. на фундаменте старой церкви, с использованием старой кладки, был построен Спасский собор. Заказчик храма — архимандрит Фотий. Собор был построен с двумя приделами: Святой Анны и Фотия и Аникиты. В 1830 году по проекту новгородского губернского архитектора с западной стороны к собору пристраивает В 1836 году в подвальном этаже собора устраивается церковь Похвалы Богородицы. Позже в ней были погребены архимандрит Фотий и благотворительница монастыря Анна Орлова-Чесменская.

Запомните эту информацию.

В 1820-30-е годы была проведена реставрация собора, в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века (оригинальная фресковая живопись (фрагменты святительского чина) сохранилась только на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где располагалась небольшая церковь). Собор был полностью расписан заново.

00 (107)

00 (108)

00 (109)

00 (110)

Вход в Иерусалим.

Интересно, стоя на ступенях в окрестностях настоящего Иерусалима, которые по преданию прошел Господь, когда въезжал в город, испытываешь настоящую радость от встречи. Хотя разум и церковная археология подсказывает, что 90 процентов всех памятников Святого города фальсификация арабов.

00 (111)

Обратите на блики справа. Объектив сухой. Фантазеры сказали, что это ангелы летают.

00 (112)

00 (113)

00 (114)

Воскрешение Лазаря.

00 (115)

Взгляните на изображение св. Георгия Победоносца. То ли окно прорубили после росписи, то ли художник смело обрезал изображение святого. Скорее второй вариант. Оригинально.

00 (116)

Воздвижение Креста.

00 (117)

Вверху Крещение Господне.

00 (118)

Трубецкой: «Быть может, во всей нашей иконописи нет более яркого олицетворения аскетической идеи, нежели лик Иоанна Крестителя».


00 (119)

Трубецкой: «Здесь мы подошли к центральной идее всей русской иконописи. Мы видели, что в этой иконописи всякая тварь в своей отдельности – человек, ангел, мир животный и мир растительный – подчиняется общему архитектурному замыслу: мы имеем здесь тварь соборную

или храмовую. Но во храме объединяют не стены и не архитектурные линии: храм не есть внешнее единство общего порядка, а живое целое, собранное воедино Духом любви. Единство всей этой храмовой архитектуре дается новым жизненным центром, вокруг которого собирается вся тварь. Тварь становится здесь сама храмом Божиим, потому что она собирается вокруг Христа и Богородицы, становясь тем самым жилищем Св. Духа».

00 (120)

00 (121)

На нижней фотографии: окрестности монастыря.

00 (122)

00 (123)

Совершенно замечательный образчик северной архитектуры 12 века. Наша знакомая, архитектор построила недавно такой храм в Подмосковье. Чудо, что за храм!

00 (124)

00 (125)

На погосте за Храмом – могилка Анны Орловой- Чесменской. Видимо, кому-то понадобилось перенести из Юрьева монастыря прах ее и архимандрита Фотия.

00 (126)

Вот эта могилка. Судя по кресту, ограде и холмику, совсем недавняя. Зачем???

00 (127)

О графине. Как и все в Википедии, читайте через фильтр.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%A7%D0%B5%D1%81%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Еще она построила Храм в нашем селе. Интересно, что подрядчик пропил часть строительных денег, потому колокольня построена ниже чем на проекте. Судьба его неизвестна. Графиня задолго до отмены крепостного права, сделала своих крестьян «вольными хлебопашцами».

00 (128)

Обратите внимание: архимандрит Фотий прожил всего 46 лет, графиня -64. Сколько добрых дел сделала графиня за кровь, которую пролил папочка, цареубийца.

00 (129)

ВЫРИЦА

О Храме: http://serafim.com.ru/site/nstr_22.html

Этот Храм связан со святым Серафимом Вырицким /1866-1949/. Почти нашим современником.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BC_%D0%92%D1%8B%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Большинство пророчеств Серафима Вырицкого записаны Валерием Филимоновым в книге «Пророчества преподобного Серафима Вырицкого».

О Церкви

  • Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времён.

О мире

  • Иерусалим станет столицей Израиля. А со временем он должен стать и столицей мира. Ибо там истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира.
  • Спасение миру — от России, а Петербург станет духовным центром страны.
  • Когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым: число на их стороне, но не только это — у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство.
  • Война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет, и выберут единое правительство — это будет преддверие воцарения антихриста.

О России

  • Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: терпением вашим спасайте души ваши.
  • Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата.
  • Наступит такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это ненадолго — лет на пятнадцать, потом придет антихрист.
  • Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую жажду к духовной жизни, многие из них станут монахами, откроются монастыри, церкви будут полны верующих.
  • Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь.
  • Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель.
  • Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала её поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную её часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь — китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.

00 (130)

00 (131)

00 (132)

Хорошая статья о св. Серафиме: http://hram-nikola.kiev.ua/zhitiya-svyatykh/1331-zhitie-prepodobnogo-serafima-vyritskogo

00 (133)

00 (134)

00 (135)

Удивительный образ на иконостасе! Потрясающий по глубине!

00 (136)

00 (137)

Терраса, здесь же трапезная. Очень уютная.

00 (138)

Люблю деревянные Храмы. Они и пахнут по-особому, ладаном и смолой. И еще они как правило очень намоленные. По-видимому, оттого что дерево, а не камень, то ли потому, что старинные. Скорее оттого, что служили в них благочестивые!

00 (139)

И еще, они просто красивы. Резьба и деталировка отдельных элементов декора восхищает!

00 (140)

00 (141)

Посмотрите на своды потолка. Мощно и гармонично!

00 (146)

00 (145)

00 (144)

00 (143)

В этом Храме удивительно тепло, в духовном смысле, уходить не хочется. Сел на скамью и так покойно.

Я видел много таких Храмов. Один из них в Великодворье Владимирской области. Там служил духовный отец Батюшки, ныне прославленный в лике святых.

00 (142)

Эти слова написал князь Е.Н. Трубецкой в годы Первой Мировой. Кто знает, может они актуальны и сегодня в 2020-м!

«В конце августа у нас совершались всенародные моления о победоносном окончании войны. Под влиянием тревоги, охватившей нашу деревню, приток молящихся был исключительно велик и настроение их было необычайно приподнято. В Калужской губернии, где я в то время находился, ходили среди крестьян слухи, будто сам Тихон преподобный – наиболее чтимый местный святой – ушел из своей раки и беженцем странствует по русской земле. И вот я помню, как в то время на моих глазах целая церковь, переполненная молящимися, хором пела богородичный молебен. При словах «не имамы иные помощи, не имамы иные надежды» многие плакали. Вся толпа разом рушилась к ногам Богоматери. Мне никогда не приходилось ощущать в многолюдных молитвенных собраниях той напряженной силы чувства, которая вкладывалась тогда в эти слова. Все эти крестьяне, которые видели беженцев и сами помышляли о возможности нищеты, голодной смерти и об ужасе зимнего бегства, несомненно, так и чувствовали, что без заступления Владычицы не миновать им гибели.

Это и есть то настроение, которым создавался древнерусский храм. Им жила и ему отвечала икона. Ее символический язык непонятен сытой плоти, недоступен сердцу, полному мечтой о материальном благополучии. Но он становится жизнью, когда рушится эта мечта и у людей разверзается бездна под ногами. Тогда нам нужно чувствовать незыблемую точку опоры над бездной: нам необходимо ощущать это недвижное спокойствие святыни над нашими страданием и скорбью; а радостное видение собора всей твари над кровавым хаосом нашего существования становится нашим хлебом насущным. Нам нужно достоверно знать, что зверь не есть все во всем в мире, что над его царством есть иной закон жизни, который восторжествует».

Храни вас Господь!