Синай

Keen, 21 марта 2020 ( редакция: 28 марта 2020 )

«Разве не потому, – сказал святой, – ушел и я в лес и пустыню? Разве не потому, что и я слишком любил людей?

Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня».

Ницше. Так говорил Заратустра

Не люблю писать о загранице, но для Святой земли и Синая можно сделать исключение.

Святая земля. Миллионы страниц написаны, миллионы метров пленки сняты, миллионы мифов рассказаны об этом уголке планеты. В мою задачу не входят «разносолы» на эту тему. Скажу только, что Израильское правительство, по вполне понятным причинам, пытается любыми средствами отжать этот бизнес. Вероятно, в скором времени это и произойдет. Торопитесь, пока еще есть Христианство на Святой земле. А теперь отправимся на Синай.

Дорога из Иерусалима очень живописна. В пустыне есть на что посмотреть.

Нагретые солнцем камни, фиолетовые тени, потрескавшаяся земля. Лунный или марсианский ландшафт.

2008-10-16_0057

Зеленые оазисы, заботливо взлелеянные трудолюбивыми руками, туристские центры, гостиницы. Великолепные дороги. Мертвое и Красное моря, наконец.

2008-10-16_0048

2008-10-16_0047

И вот мы на территории Египта. Гостиничные комплексы от шикарных до убогих сменяют друг друга.

2008-10-16_0050

2008-10-16_0056

Горы, серпантин дорог, голубые дали все это создает неповторимое ощущение предвкушения чего-то очень интересного. Так оно и будет.

001.jpg

Монастырь Святой Екатерины.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B

Среди высоких скал, старинная крепостная архитектура поражает. Внутренние дворики дышат древностью. Шотландский художник девятнадцатого века Дэвид Робертс много путешествовал по Востоку. Известны циклы его акварелей в том числе и по Синаю.

01 (2)

Монастырь Св. Екатерины. Акварель 19 века.

01 (3)

Стены высотой около 15 метров абсолютно неприступны.

01 (4)

Еще одна акварель Робертса. Сегодня паломников пускают в стены монастыря только на службу в Храме. Гостиница находится в ста мерах снаружи.

01 (5)

Вид на монастырь с горы Св. Екатерины.

01 (6)

Любопытны постройки в монастыре, сохранившиеся с 17 века и

более древние, в основном глинобитные.

01 (7)

Еще одна акварель Робертса.

01 (8)

Паломники перед подъемом на гору. Акварель 19 века. Д. Робертс.

Пало́мничество (от лат. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) — путешествие верующих с целью поклонения к географическим местностям и реликвиям, имеющим сакральное значение в данной религии. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от лат. peregrinus «чужеземец, странник»).

01 (9)

Эта серия этюдов художника особенно впечатляет.

Местные мальчишки буквально атакуют каждый автобус с туристами. Только и слышишь: - Доллар, доллар, доллар! Можно купить интересные сувениры.

2008-10-16_0009

2008-10-16_0008

2008-10-16_0007

Служба в монастыре, как и любая греческая, необыкновенно красива. Поют мелодично, так что засыпаешь в полной прострации, полусидя на стасидии.

Гора Хорив /Синай/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B9_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0)

И вот наступает ночь восхождения на гору Хорив. В исторических источниках нет 100% уверенности, что именно на этой горе Господь явился Пророку Моисею в виде Неопалимой купины, и передал скрижали с десятью заповедями. На фото: картина Жана-Леона Жерома 1824-1904 гг.

maxresdefault

Вооружившись палками для опоры, их здесь можно купить в большом ассортименте за два доллара / идеальный бизнес: палки, побывав на вершине, снова возвращаются/, помолившись, отправляемся в путь. Лобные фонарики высвечивают довольно ровную дорогу шириной не менее 3-4 метров, уходящую в гору. Луч не пробивает темень ни слева, ни справа. От этого возникает ощущение, что там пропасть.

01 (10)

Гид еще какое-время рассказывает страшные истории, потом пропадает, так как группа растягивается по тропе. Дальше идешь только с двумя или тремя попутчиками, помогая слабым и пожилым. Топая в гору, нужно непременно занять мозг. Некоторые вслух поют псалмы царя Давида. Я наизусть их не знаю. Поэтому предаюсь размышлениям о вечном. Кто-то скажет рефлексия. Соглашусь. Не рефлексирует только идиот.

Вот взять хотя бы пророка Моисея. Жил не тужил, как блин в масле катался. Нет, заболел чувством справедливости и сопереживания со своим еврейским народом. Вырвался из общей массы и стал Пророком!

«Всего одна, одна-единственная жизнь отпущена каждому. Те, кто не следует за

движениями собственной̆ души, неизбежно несчастны» - Марк Аврелий

Это обо мне? Кажется, нет.

Проходит жизнь, а нашел ли я свой единственный и неповторимый путь? Нет ответа! Узнаю на том свете.

Прибегаю к цитатам исключительно из желания быть понятым правильно. Кто я со своими обрывками мыслей по сравнению с признанными авторитетами?

Отец Александр Ельчанинов /https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87/ :

«Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьез данный, протекающий час нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы все ждем какого-то особенного часа, когда наша жизнь развернется во всей значительности, и не замечаем, что она утекает, как вода между пальцами, как драгоценное зерно из плохо завязанного мешка.

Постоянно, ежедневно, ежечасно, Бог посылает нам людей, обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о себе. И, действительно, как Господь может помочь нам? - Только посылая нам в нашей ежедневной жизни определенных людей и определенные стечения обстоятельств. Если бы мы каждый час нашей жизни принимали бы как час воли Божией о нас, как решающий, важнейший, единственный час нашей жизни - какие дотоле скрытые источники радости, любви, силы открылись бы на дне нашей души!

Будем же всерьез относиться к каждому встретившемуся на пути нашей жизни человеку, к каждой возможности сделать доброе дело, и будьте уверены, что этим вы исполняете волю Божию о вас в этих обстоятельствах, в этот день и в этот час».

Некоторое время рядом со мной шли в гору супруги из Москвы. Ему около 70-ти, бодр, подтянут. Работает на «ящике», гл. конструктор оружия, какого –гостайна.

Спрашиваю: - Священников приглашаете освящать ваши орудия убийства?-Да, приглашаем. Кропят святой водой, во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

-Помогает?

-Еще как!

Конечно и св. Сергий благословил князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Но все же? А Сирия? Раньше Афганистан?

01 (11)

Стоит сказать, что на это путешествие отваживаются даже очень немощные люди. Гиды особенно акцентируют внимание на сакральном смысле этого восхождения. Работает! Конечно, можно нанять верблюда или осла с погонщиком, но дойти собственными ногами не только приветствуется, но и настоятельно рекомендуется, как «очищение от грехов». Это потом, когда ты «очищенный» лежишь на кровати в гостинице и не можешь пошевелить ни руками, ни ногами, тогда ты понимаешь, что с таким же успехом мог двадцать раз сгонять пешком на верхний этаж двадцати шестиэтажного дома, в Москве. Но это все не то! В Москве нет экзотики! Опасности! Приключения, наконец!

Последние метры на вершину люди уже ползут по огромным каменным ступеням.

Господь каждому из нас вручает крест. И с этим крестом мы идем по жизни. Хорошая притча об этом.

«Однажды человек, вечно недовольный своей жизнью, спросил у Бога:

— Почему каждый должен нести свой крест? Не можешь ли Ты мне дать крест полегче? Я устал от каждодневных трудностей!

И вот этот человек видит во сне вереницу медленно идущих людей. Каждый несет свой крест. Он сам тоже идет с ними. Устал он идти, и показалось ему, что его крест длиннее, чем у других. Тогда он остановился, снял крест с плеча и отпилил от него кусок. Идти стало намного легче, и он быстро дошел до места, куда все направлялись. Но что это? Перед ним глубокая пропасть. И лишь по другую ее сторону начинается земля – Царство Божие. Как же туда добраться? Вокруг не видно ни мостика, ни кладки. Человек заметил, что люди, шедшие с ним, переходили на другую сторону. Они снимали с плеч свой крест, перебрасывали его через пропасть и переходили по нему, как по мостику. Только он не мог перейти: его крест был слишком коротким. Человек горько заплакал, говоря: «Ах, если бы я знал». Проснувшись, он уже не просил у Господа крест полегче».

И еще любимая Наталья Хаткина:

Молитва на кухне

Надо посуду вымыть, а тянет разбить.

Это отчаянье, Господи, а не лень.

Как это трудно, Господи, – век любить.

Каждое утро, Господи, каждый день.

Был сквозь окно замерзшее виден рай,

тусклым моченым яблоком манила зима.

Как я тогда просила: "Господи, дай!"

– "На, – отвечал, – только будешь нести сама".

01 (12)

К сожалению, большинство членов нашей группы хотя и считали себя православными, но абсолютно не понимали значимость поездки. В их глазах было больше энтузиазма на восточном базаре, чем в Храме. Об этом пишет отец Ельчанинов:

«Падает религиозность, и выше поднимаются декорации, гаснет горение душ, и ярче блестят позолота и электрические люстры. Стояние в церкви, даже ленивое и рассеянное, не остается без плода; если обратиться на себя внутрь, когда стоишь в церкви, то увидишь, что в этот момент способен на многое доброе и легче удержаться от злого, легче простить, сохранить мирным свое сердце».

Увы, все доброе улетучивается стоит только выйти в мир.

Наконец мы на вершине. В полной темноте осознаёшь это, когда тропа упирается в маленький каменный Храмик.

01 (13)

На этом рисунке Храма еще нет. Еще час или больше ждем отставших паломников. Потом ночная служба в Храме.

01 (41)

Иконостас. Освещение –свечи и лампады. Храм как и монастырь принадлежит грекам.

Разные мысли приходят в четыре часа утра на литургии в Храме на горе Хорив.

Только здесь, на вершине святой горы понимаешь всю тщетность наших забот и мытарств внизу, в миру. Сверху виднее.

«Мы видим очень много людей, неустанно работающих, трудолюбивых, как муравьи, с утра до вечера занятых приумножением своего уже существующего богатства. Они не знают ничего вне узкого кругозора нужных для этой цели средств; ум у них пуст и поэтому невосприимчив ко всему остальному. Для них недоступны высшие, духовные наслаждения, которые они напрасно стараются заместить теми мимолетными, чувственными, мало времени, но много денег требующими удовольствиями, какие они себе иногда позволяют. Под конец, в результате своей жизни, если счастье им улыбалось, они действительно имеют перед собой очень большую кучу денег, которую и оставляют своим наследникам для дальнейшего приумножения или же расточения. Оттого подобный жизненный путь, хотя бы он и был пройден с весьма серьезной и важной миной, столь же глуп, как и тот, что прямо имел своим символом дурацкий колпак».

Афоризмы житейской мудрости. Шопенгауэр

Я всегда с большим сожалением смотрел на идущих на смену людей. (ТМЗ). Конечно в труде радость, кто бы спорил! Но в этом ежедневном движении по муравьиной тропе есть какая-то заданность и обреченность. Мой друг, да и не он один, шли именно этой дорогой. Школа, вуз, завод, завод, завод, пенсия, инсульт… Это все! Другой друг: школа, военное училище, служба, служба, служба, пенсия, онкология, смерть. Тоже все! Что это – внутренняя несвобода в тоталитарном государстве? Страх перед непонятным, новым? Наши родители в свои молодые годы, когда рванули со всех концов страны в Тушино строить авиационный завод, были более пассионарны чем их потомки. Сегодня эти трудолюбивые муравьи называются офисным планктоном, но суть не изменилась. Один из моих любимых фильмов детства «Искатели приключений» с Делоном и Вентурой. Так, романтическая сказочка для скучающих домохозяек и таких же юнцов. Но в этом фильме, на мой взгляд, есть единственное достоинство – страсть к переменам. Не дромомания, а поиск нового. Не в этом ли смысл жизни? А искать можно везде, в том числе и в себе, я бы даже сказал, в основном. На фоне этого поступательного движения стремление к богатству и власти выглядит совершенно дебильно.

Помните у Межирова:

"Все долбим, долбим, долбим,

Сваи забиваем.

А бывал ли ты любим

И незабываем?".

Причастие. Служба закончилась. На полусогнутых выползаем встречать рассвет. Вокруг полно народа. Главным образом туристы-иностранцы. Щелкают фотоаппараты и жужжат камеры. Солнце встает. Бывали рассветы и красивее.

01 (29)

Странно видеть людей, пришедших сюда только встретить рассвет. Никогда не понимал путешествия ради туризма. Отсутствие духовной составляющей много говорит об этих людях.

В нашу группу от Патриархии входили в основном люди верующие, небогатые. Но ложка дегтя бочку меда портит. Было несколько скучающих бездельников. Им было абсолютно все равно: где они пребывают, вопросы веры их занимали мало. Главное шопинг и фото на фоне святых мест. Фоткались на фоне Голгофы. Священник Александр Викторович Ельчанинов хорошо говорил о сытых и успешных.

«Не нужно думать, что есть только один вид богатства - деньги. Можно быть богатым богатством молодости, иметь сокровище таланта, дарований, обладать капиталом здоровья. Все эти богатства - тоже препятствия к спасению.

Богатство материальное порабощает нас, обостряет наш эгоизм, смущает наше сердце, гнетет нас заботами, страхами, требует жертв себе, как ненасытный демон. Не оно служит нам, а мы обычно служим ему. Но не то же ли и с богатствами здоровья, силы, молодости, красоты, таланта? Не так ли и они усиливают нашу гордость, берут в плен наше сердце, отводя его от Бога.

Да, поистине блаженны нищие в смысле имущества - как легко им приобрести евангельскую легкость духа и свободу от земных пут, но блаженны и не имеющие здоровья, и молодости (потому что "страдающий плотью - перестает грешить"), блаженны некрасивые, не талантливые, неудачники - они не имеют в себе главного врага - гордости, так как им нечем гордиться. Но как же быть, если Бог послал нам, то или иное из земных богатств? Неужели мы не спасемся, пока не освободимся от него? - Можно оставить при себе (но не для себя) свое богатство и спастись; но только надо внутренне освободиться от него, оторвать от него свое сердце, владеть своим богатством как бы не владея, обладать им, но не давать ему обладать собой, принести его к ногам Христа и послужить Ему им».

Невольно вспоминаются фотографии тысяч простых крестьян, русских паломников, собравших невероятными трудами гроши на поездку к Гробу Господа в Святую землю.

20038

Они шли пешком, плыли по морю до Хайфы,

5e76346c145ca

rusebi

потом через пустыни в жару и ночной холод до Иерусалима. Начальник Русской духовной миссии в те годы архимандрит Антонин https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD_(%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD) / скупал полулегально земли Палестины, чтобы строить «гостиницы», точнее пристанища для ночлега русских странников. Сейчас этих земельных участков в современном Израиле около 70. Израильское правительство делает все, чтобы их отжать. То, что в свое время продал Хрущев за апельсины сущая ерунда по сравнению с тем массированным наступлением, которое предпринимается сегодня. Большая часть Русской духовной миссии в Иерусалиме сегодня занимают муниципалитет, полиция и тюрьма. Разумеется, израильские. Да, они платят аренду, но съезжать не хотят. Более того ставят условие, съедут, если Россия построит для них многоэтажный офис. Каково?

1493344780_1.-provodniki-svyatoy-zemli-marko-nazaret-5-750_

Русские паломники в сопровождении турецких солдат в пустыне.

Что-такое-паломничество

Крестьяне находили не только деньги, но и силы дойти до града Иерусалима. Русская миссия делала все возможное, чтобы разместить и накормить всех.

5e7635884ab66

Паломники на Голгофе. Фото внизу.

9nhu3r57gptwkgnzim

Конечно, одним из важнейших мест паломничества был Мамврийский дуб. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D1%83%D0%B1 Фото внизу.

Дуб Мамврийский 1912.

Когда- нибудь опубликую сенсационные материалы по этому поводу. Посещение реки Иордан обязательно. Пешочком по жаре, 45 в тени.

река Иордан, январь 1912г.

Для контраста-видео чуда на современном Иордане. https://www.youtube.com/watch?v=JEbvzWhnGWo

Лирическое отступление

Ваш покорный слуга залез в Иордан. Вода по грудь. Мутная. Вдруг кто-то за ногу хвать, потом еще, еще.И как начали не больно, но крепко цапать.Окунулся трижды с головой и быстренько на берег. Оказалось, маленькие сомики с ладонь величиной, скусывают эпителий кожи. Грязь вместе с грехами.

5e763693454b0

Русские паломники у Гроба Господня на Вербное /русское название/.

Вернемся на Синай в 2005 –й.

01 (30)

Быть в святых местах только ради красивых фотографий! Бред!!!

01 (31)

2008-10-16_0003

Разве это солнце? То ли у нас в ТУШИНО! Когда оно поднимется из-за Северного речного вокзала!

01 (32)

А народ балдеет, в том числе и «православный». Никогда больше не поеду с группой.

01 (33)

Днем можно было рассмотреть Храм. Сооружение довольно примитивное.

01 (34)

Алтарная часть обращена на восток.

01 (36)

Скалы- застывшая лава. Солнце и ветер сделали свое дело.

01 (37)

Бедуины и здесь «при делах». Туалет со всеми удобствами.

2008-10-16_0010

Интересно, о чем думает этот парень? Читал ли он, например, Сартра, Маркеса, Фицджеральда, Фолкнера, Джойса? От последнего, правда, я сам плевался. А, если читал, зачем он здесь? Может он прав, положив на так называемую «культуру»? Может нужно просто плыть по течению?

Не гнаться, задрав штаны, за успехом, славой, толкаться локтями в начальники и угодничать!

«Но я спрошу: а зачем к ней приспосабливаться? Зачем торгашествовать, спиваться? Почему надо быть впереди всех на пути в глину».

Это из Дмитрия Быкова.

Мы свободны???

Из книги «Монах, который продал свой Феррари». Робин Шарма

«На самом деле выход из клетки есть. Он совсем рядом. Его не так сложно найти, как может показаться. Потому что ключ от этой клетки уже давно в ваших руках. Вы просто пока не обратили внимания на этот ключ и не научились им пользоваться.

Но довольно метафор. Давайте разберемся, что это за клетка и как вы в нее попали.

Только давайте договоримся: не будем сильно сокрушаться по этому поводу. Не вы один такой. Так – в клетке – живут большинство людей. Все мы так или иначе попадаем в нее в самом нежном возрасте, когда, будучи детьми, просто не в состоянии критически осмыслить, что с нами происходит.

В самые ранние детские годы – а именно в возрасте до шести лет – ребенка учат, что быть таким, какой он есть, нельзя. Ему не позволяют быть самим собой, а вместо этого навязывают особые правила, по которым следует «играть», чтобы быть принятым в свое окружение. Эти правила обычно передаются невербально – не с помощью слов, наставлений и внушений, а с помощью родительского примера и отношения окружающих, из которого ребенок понимает, что в его поведении для них хорошо, а что – плохо.

Постепенно ребенок начинает сверять свое поведение с запросами и интересами окружающих. Старается угодить им, соответствовать их ожиданиям. Так происходит со всеми детьми – они вынуждены вписываться в программы взрослых. В итоге мы начинаем следовать сценариям, придуманным не нами. Принимать участие в ритуалах и процедурах, в которых мы не можем проявить себя как личности – а можем лишь притворяться, изображать ненастоящие чувства.

Даже став взрослыми, мы сохраняем привычку к навязанным нам в детстве играм. И порой не понимаем, что живем не своей жизнью. Исполняем не свои желания – а лишь осуществляем родительскую программу.

Большинство людей играют в игры неосознанно, следуя пагубной привычке отказываться от себя настоящих и заменять жизнь ее суррогатом.

Такого рода игры – это и есть не что иное, как навязанные модели поведения, в которых человек натягивает на себя несвойственные ему роли, вместо того чтобы быть собой и раскрываться как уникальная, неповторимая личность.

Иногда игры могут казаться полезными и важными – особенно когда все вокруг так себя ведут. Нам кажется, что и мы, если будем так себя вести, легче впишемся в общество и преуспеем.

Но это иллюзия. Если мы играем в игры, правила которых придуманы не нами, если мы продолжаем играть в эти игры, даже если не хотим этого, то преуспеть мы не сможем, а сможем только проиграть. Да, нас всех в детстве приучали к играм, которые ведут к проигрышу. Но не спешите кого-то винить. Ваши родители и воспитатели не виноваты. Это – общая беда человечества. И вы можете сейчас стать тем, кто в числе первых начнет искать от этой беды спасение. Сначала для себя, а потом и для других.

Эти игры, в которые мы все играем, эти роли и маски, за которыми мы прячемся, возникают из всеобщего человеческого страха быть собой, открытым, искренним, откровенным, – страха, берущего начало именно в детские годы. Каждый человек в детстве проходит через ощущение себя беспомощным, слабым, во всем уступающим взрослым. Из этого формируется чувство неуверенности в себе, которое в глубине души большинство людей проносят через всю свою жизнь. Как бы они ни вели себя, они ощущают эту неуверенность, даже если не признаются в этом самим себе! Глубоко скрытая или явная, осознанная или нет, неуверенность и порождает страх быть собой, страх открытого общения – и в итоге мы прибегаем к играм, к маскам и ролям, которые создают видимость общения и видимость жизни, но не способны принести ни счастья, ни успеха, ни удовлетворения.

Почему же большинство людей живут в этом состоянии скрытой или явной неуверенности, и вынуждены прятаться за ролями, играми, масками, вместо того чтобы по-настоящему жить? Вовсе не потому, что эту неуверенность нельзя одолеть. Ее одолеть можно и нужно. Просто большинство людей никогда этим не занимаются. Им кажется, что в их жизни множество более важных проблем. Тогда как именно эта проблема – самая важная. Потому что ее решение дает нам в руки ключ к свободе, ключ к настоящей жизни, ключ к успеху и ключ к самому себе».

01 (39)

А все же красиво! Простите за большую цитату. Если вам тяжело, смотрите картинки. Не все могут осилить гору.

2008-10-16_0019

01 (43)

Надо отдать должное смекалке бедуинов. Сортиры, пожалуй, самый прибыльный и не очень затратный бизнес на высоте.

01 (44)

Долгий путь в долину. Солнце печет нещадно. Палки, взятые напрокат, уже не облегчают спуск.

01 (45)

2008-10-16_0020

01 (46)

01 (47)

Супермаркет. Ходовой товар – вода. Сувениры весьма примитивные.

01 (48)

Еще один. Конкуренция.

01 (49)

Это немцы, судя по речи.


01 (50)

Видите, между скал маленький двор за дувалом. Очень бы хотелось там побывать. А лучше пожить. Далековато. Какой-то счастливец нашел здесь то, что искал всю жизнь. Покой. Представляю, как прекрасно здесь ночное небо!

Ельчанинов:«... Наслаждаюсь здесь тишиной, свободой и, главное, - полным досугом. Положительно, он временами необходим для нормальной жизни души. Наша обычная жизнь, вся сплошь занятая делами и почти ни минуты не оставляющая, чтобы передохнуть и опомниться, серьезно вредит тому подсознательному, что должно созревать в тишине и некоторой видимой бездеятельности.

Упорно мечтаю о своем очаге, и даже в буквальном смысле - о камине, который топится дровами, о своей библиотеке, саде. Конечно, это только "бессмысленные мечтания", вся жизнь наша и вся история против этого - к сокрушению очагов, к истреблению семейной жизни, к муравейнику и улью».

Это написано, когда революции разрушали Россию. А ведь актуально.

2008-10-16_0024

Чудо в перьях.

2008-10-16_0027

01 (51)

2008-10-16_0028

2008-10-16_0029

01 (53)

Этот «батёк» в малиновой скуфье, я прозвал его «подосиновиком», постоянно лезет в кадр.

01 (55)

01 (54)

01 (56)

01 (57)

01 (58)

Сорок восемь лет назад, сидя на самой высокой точке Красноярских столбов/748 м/, думал о будущем. Какое оно? Как сложится?


DRAIlQEXcAAPuIi

Сегодня, на горе Хорив больше думается о прошлом.

Тогда был «Кодекс строителя коммунизма», сегодня «Десять заповедей». А еще «кодекс Зиновьева», как я его называю. /https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

«Я был рожден и приготовлен прожить примитивный жизненный цикл русского человека - одно

место, одна любовь, одна семья, один выходной костюм, одна профессия, одна дружба, одна судьба. А стал рафинированным интеллигентом-космополитом, менял привязанности, места, профессии, вещи.

Я нисколько не жалею о том, что не был близок с "королями" советского общества и не был вхож в их дома. Я всегда относился к ним с презрением, считая их лишь объектом для сатиры. Самые значительные с точки зрения ума, талантов и нравственности личности, с которыми мне приходилось встречаться в Советском Союзе, либо погибли, либо потерпели крах при попытках добиться жизненного успеха, либо сознательно и добровольно застряли на низших ступенях социальной иерархии. Те же из моих знакомых, которые там преуспели, и те преуспевшие личности, с которыми меня там сталкивала судьба, были ничтожествами в отношении именно ума, талантов и нравственности. Поэтому я не собираюсь прилагать особых усилий к тому, чтобы припомнить, когда, при каких обстоятельствах и с какими партийными и государственными чиновниками меня сталкивала судьба.

Позднее я выразил это мое самоощущение формулой "Я сам себе государство". Такая ориентация сознания, конечно, повлияла существенным образом на весь ход моей жизни, сделав главным в ней события и эволюцию моего внутреннего государства, моей внутренней вселенной. Наверняка найдутся знатоки человеческой психологии, которые усмотрят в таком "повороте мозгов" психическую ненормальность. Не буду спорить. Напомню только о том, что человек выделился из животного мира благодаря каким-то уклонениям от биологических норм. Вся история цивилизации обязана своим прогрессом людям, которые были уклонением от общепринятых норм. И все же мы не рассматриваем эволюцию человечества в понятиях медицины. Мое внутреннее государство было не плодом больного воображения, не проявлением эгоизма и эгоцентризма. Оно было явлением социальным, а не психологическим. Оно было формой отказа от борьбы за социальный успех. Потому на этом пути меня не мог удовлетворить никакой высокий пост, включая президентов, генеральных секретарей и королей, не могло удовлетворить никакое богатство, никакая слава.

Я отвергаю стремление к материальному благополучию, но я не настаиваю на отказе от него. Современное общество в изобилии рождает соблазны. Но оно одновременно создает возможности довольствоваться малым. Оно создает возможность иметь все, не имея ничего.

Лучше не иметь, чем терять. Надо суметь жизнь построить так, чтобы иметь не имея. Значит, надо установить, обладание чем означает одновременно отсутствие его. Надо установить, в чем можно свести потребности к минимуму и в чем развить до максимума. Причем с минимальными затратами и максимальным успехом. Учись терять. Учись оправдывать свою потерю и находить ей компенсацию. Не приобретай того, без чего можно обойтись.

Стремление к удовольствиям (к наслаждению) есть характерная болезнь нашего времени. Сумей устоять против этой эпидемии, и ты поймешь, в чем состоит истинное наслаждение жизнью - в самом факте жизни. А для этого нужны простота, ясность, умеренность, душевное здоровье, короче говоря, самые простые, но теперь самые труднодоступные феномены жизни. Для подавляющего большинства нашего населения убогий быт и дефицит всего того, что приносит удовольствие, даны на века. Надо думать, о том, как к этому приспособиться, чем это компенсировать. Единственное средство для этого, если исключить борьбу за жизненные блага как цель жизни, - развить духовный мир и культуру духовного общения. Верно, что человек стремится к счастью. Нет счастья без способности к самоограничению и без самоконтроля. Счастье есть плата за самоограничение, есть результат самоконтроля. Ограничивая и сдерживая себя в обычном житейском разрезе бытия, ты поворачиваешь свое "я" в иной разрез, в котором лишь можешь испытать счастье. Без этого возможна лишь мимолетная и кратковременная иллюзия счастья. Удовлетворение есть результат победы над обстоятельствами. Счастье же есть результат победы над самим собой.

Я в каждом человеке признаю такое же суверенное государство, каким считаю себя, причем независимо от его социального положения, возраста, пола, образования. Я отношусь к людям не по рангам, не по богатству, не по известности и не по полезности для меня, а по тому, до какой степени и как у них развито их "я" и их душа, каково их поведение в обществе. Я руководствуюсь при этом такими принципами. Сохраняй личное достоинство. Держи людей на дистанции. Сохраняй независимость поведения. Относись ко всем с уважением. Будь терпим к чужим убеждениям и слабостям. Не унижайся, не холуйствуй, не подхалимничай, чего бы это ни стоило. Не смотри ни на кого свысока, если даже человек ничтожен и заслужил презрение. Воздай каждому должное. Гения назови гением. Героя назови героем. Не возвеличивай ничтожество. С карьеристами, интриганами, доносчиками, клеветниками, трусами и прочими плохими людьми не будь близок. Из общества плохих людей уйди. Обсуждай, но не спорь. Беседуй, но не разглагольствуй. Разъясняй, но не агитируй. Если не спрашивают, не отвечай. Не отвечай больше того, что спрашивают. Не привлекай к себе внимания. Если можешь обойтись без чужой помощи, обойдись. Свою помощь не навязывай. Не заводи слишком интимных отношений с людьми. Не лезь к другим в душу, но и не пускай никого в свою. Обещай, если уверен, что сдержишь обещание. Пообещав, сдержи обещание любой ценой. Не обманывай. Не хитри. Не интригуй. Не поучай. Не злорадствуй. В борьбе предоставь противнику все преимущества. Никому не становись поперек дороги. Никому не мешай. Не обгоняй. Не соревнуйся. Не конкурируй. Выбирай путь, который свободен или по которому не идут другие. Уходи как можно дальше вперед по своему пути. Если этим путем пошли многие, смени его - этот путь для тебя ложен. Истину говорят одиночки. Если многие разделяют твои убеждения, значит, в них есть удобная дли них идеологическая ложь. В случае выбора "быть или слыть" отдай предпочтение первому. Не поддавайся власти славы и известности. Лучше быть недооцененным, чем переоцененным. Помни о том, кто судьи и ценители. Лучше один искренний и адекватный тебе ценитель, чем тысячи ложных.

Не насилуй других. Насилие над другими не есть признак воли. Лишь насилие над собой есть воля. Но не позволяй другим насиловать тебя. Сопротивляйся превосходящей силе любыми доступными средствами.

Вини во всем себя. Если у тебя выросли жестокосердные дети - ты воспитал их такими. Если тебя предал друг - ты виноват, что доверился ему. Если тебе изменила жена - ты виноват, что дал ей возможность измены. Если тебя угнетает власть - ты виноват, что внес свою долю в ее мощь.

Не действуй от имени и во имя других. Думай о последствиях своих действий для других - ты за них (за последствия) в ответе. Благие намерения не оправдывают плохие последствия твоих действий, хорошие последствия не оправдывают дурные намерения.

Тело съедают незримые бактерии. Душу съедают мелкие заботы и переживания. Не допускай, чтобы мелочи жизни овладели твоей душой.

Никогда не рассчитывай на то, что люди оценят твои поступки объективно, такой "объективной" оценки вообще нет. То, что мы считаем объективной оценкой, есть то, как нам самим хотелось бы, чтобы люди оценили наши поступки. Мотивы твоих поступков не совпадают с тем, какие мотивы припишут им другие. Твои мотивы сами меняются со временем, а часто многосторонни и противоречивы. Ты сам невольно ищешь подходящие обоснования своим поступкам и даже оправдания их. Люди смотрят на твое поведение с точки зрения своих интересов и в системе своего миропонимания. Люди различны. Один и тот же поступок есть зло для одних и добро для других. Более того, при оценке поступков людей даже истина фактов достижима лишь иногда и лишь частично. Ты живешь непонятый другими и умрешь непонятым. Это общий закон. Только тот, кто не претендует на некое объективное понимание своего поведения другими, живет достойно человека. Смерть и забвение исправляют все "несправедливости" в этом отношении. Добавь ко всему прочему умышленную ложь и клевету, а также стремление людей идеализировать избранные личности.

Человек, как таковой, если не имеет внешнего и внутреннего контролера поведения, способен на любую пакость по отношению к ближнему. Лишь другие люди ограничивают его. Общими усилиями люди изобретают систему ограничителей для поведения отдельного человека и закрепляют ее в форме обычаев, права, религии, морали. Но эти ограничители не всесильны и не абсолютны.

Даже в самом хорошем человеке сидит подлец, который может заявить о себе в случае ослабления или отсутствия контроля - отсутствия внешнего и внутреннего судьи его поведения. Так что нельзя доверяться людям полностью. Надо всегда принимать во внимание то, что они могут тебя подвести, обмануть, сделать тебе пакость. Это в особенно сильной мере касается близких тебе людей. Они могут причинить тебе самые болевые удары, поскольку ты меньше всего это ожидаешь от них, а они, зная тебя и рассчитывая на близость, меньше опасаются расплаты за свои подлости. Враги человека, говорил Христос, суть ближние его.

Людям нельзя просто доверять. Их нужно ставить в такие условия, чтобы они сделали то, что тебе нужно, не ради тебя, а ради себя. Избегай ситуаций, в которых ты можешь быть обманут. Привязывайся к людям в меру, чтобы потери не были катастрофичными.

Будь сдержан с женщинами. Если можешь избежать связи, избеги. Не поддавайся общей сексуальной распущенности. Сохрани в себе чистое романтическое отношение к любви, если даже в реальности видишь грязь и окунаешься в грязь. Избегай скабрезности, пошлости, цинизма, грязных слов. Душевная чистота и непорочность приносят человеку неизмеримо больше наслаждения, чем житейская грязь и пороки.

Презирай врагов своих. Делай вид, что они для тебя не существуют. Игнорируй их - они недостойны твоей борьбы с ними. Ни в коем случае не люби их - этого они тем более недостойны. Избегай быть жертвой твоих врагов и избегай того, чтобы они были твоими жертвами. Не персонифицируй своих врагов. Считаешь ли ты комаров и мух, кусающих тебя, врагами?! А гнилостные бактерии и черви?.. А они ведь уничтожают тебя! Отнесись к врагам как к комарам и мухам, как к гнилостным бактериям и могильным червям.

Будь добросовестным работником. Будь во всём профессионалом. Будь на высоте культуры своего времени. Это дает какую-то защиту и внутреннее ощущение правоты. Что касается прочих объединений и коллективных действий уклоняйся. Не вступай в партии, секты, союзы. Не присоединяйся ни к каким коллективным акциям. Если участие в них неизбежно, участвуй в них как автономная единица, не поддавайся настроениям и идеологиям толпы, действуй в силу личных убеждений. Делай это как свое личное дело, а не как дело других.

Будь хорошим членом коллектива, но не растворяйся в нем. Не участвуй в интимной жизни коллектива. Не участвуй в интригах, в распространении слухов и клеветы. Не делай жизнь коллектива своей личной жизнью. Стремись занять в нем независимое положение, но не нарушая своих принципов. Избегай карьеры. Если она делается помимо воли, останови ее, ибо иначе она разрушит твою душу.

В творчестве главное - не успех, а результат. Оценивай себя с точки зрения того, что нового ты внес в данную сферу творчества. Если чувствуешь, что не способен сделать что-то новое и значительное, оставь эту сферу и уходи в другую, что бы ты ни терял при этом. Не поддавайся массовому мнению, массовым увлечениям, вкусам и модам. Вырабатывай свой вкус, свое мнение, свой путь.

Не совершай ничего противозаконного. Не участвуй во власти. Не участвуй в спектаклях власти. Игнорируй все официальное. Не вступай в конфликт с властью по своей инициативе, но не уступай ей. И ни в коем случае не обожествляй власть. Власти не заслуживают доверия даже тогда, когда стремятся говорить правду и делать добро. Они лгут и делают зло в силу своей социальной природы. Игнорируй официальную идеологию. Любое внимание к ней укрепляет ее.

Не болей. Лечись сам. Избегай врачей и медицины. Регулярно делай физические упражнения. Но соблюдай меру. Чрезмерность и тут вредна, как и недостаточность. Лучше всего разработай систему упражнений, которые можешь выполнять в любое время и в любых условиях, и делай их каждый день, что бы ни случилось. Если хочешь сохранить молодым свое тело, позаботься о молодости духа. Вечная молодость есть прежде всего состояние духа. Физическую старость можно оттянуть до последних нескольких лет жизни, а то и месяцев. Молодость души можно сохранить до самой последней секунды. Жизнь можно построить так, что физическое старение придет как нечто естественное, не вызывая ужаса старости и смерти. Для этого есть система технических приемов тренировки.В проблеме продолжительности жизни главным является не число прожитых лет, а само ощущение длительности бытия. Можно прожить биологически долгую жизнь как миг, а биологически короткую как вечность. Только богатая внутренняя жизнь дает ощущение длительности жизни внешней.

Человек одинок. Твой жизненный путь пролегает так, что ты лишь внешне и случайно соприкасаешься с другими людьми, причем без взаимного проникновения душ. Это самое мучительное состояние человека. Можно вынести любые страдания, кроме одиночества. Против одиночества нет лекарств и нет упражнений, как преодолевать его. От одиночества нет спасения. Есть две формы одиночества - внешнее и внутреннее одиночество. Первое является вынужденным обстоятельством. Оно может исчезнуть вместе с обстоятельствами. Гораздо более серьезным является другая форма одиночества. Это состояние, когда человек окружен людьми, ни от кого не отделен, свободен в выборе знакомств, но при этом не имеет близких себе людей. Это одиночество человека в любом коллективе, среди людей. Такое одиночество ужасно. Человек постоянно живет в состоянии обреченности в ожидании конца. Никакой надежды, никакого просвета. Моя система учит, как со временем избежать состояния одиночества такого рода, как уклониться от него. Это профилактика от одиночества, точнее - подготовка к одиночеству как к неизбежному итогу жизни. Она учит, как встретить одиночество во всеоружии, - как норму, как неизбежное, как состояние, имеющее свои неоспоримые достоинства: независимость, беззаботность, созерцательность, презрение к потерям, готовность к смерти.

Надо жить в состоянии постоянной готовности к смерти. Каждый день надо жить так, как будто он последний. Старайся жизнь закончить так, чтобы после тебя ничего не осталось. Малое наследство вызывает насмешки и презрение. Большое наследство порождает злобу и вражду наследников. Любое наследство оставляет людям хлопоты. Старайся уйти так, чтобы никто не обратил внимания на твой уход, и чтобы люди не злились на то, что после тебя остался мусор и нужно очистить мир от твоего пребывания. Ты явился в мир незваным и уйдешь неоплаканным. Не завидуй остающимся: их ждет та же участь.

В конце концов, мы уйдем все, и никто и никогда не узнает о том, что мы были. Постарайся дойти до могилы на своих двоих, не причиняя другим хлопот. Лучше умереть здоровым, чем больным. Слабые цепляются за жизнь. Сильные готовы с большей легкостью расстаться с нею. Лучше умереть, не ведая того и внезапно, чем глядя в лицо смерти и медленно. Счастливы убитые в спину и из-за угла».

Я специально сохранил эту цитату неизменной. Многое бесспорно. Есть загвоздки, заусенцы. Но в целом эти строки вот уже не одно десятилетие являются для меня моими «десятью заповедями».

01 (59)

Лунный пейзаж.

01 (60)

Спуск занимает около трех часов, время в этом месте, кажется, остановилось.

01 (62)

Оглядываюсь назад. На вершине маленькая белая точка. Это Храм, где два часа назад была служба.

01 (61)

Дорога кажется бесконечной.

01 (64)

Еще один поворот и монастырь св. Екатерины.

2008-10-16_0041

2008-10-16_0032

Есть еще один путь на вершину для особо просветленных. Пройти предстоит через семь врат, семь смертных грехов. У каждых ворот раньше сидел священник и исповедовал. Путь этот короче и круче. На вершину паломник приходил очищенным. Оставалось только воспарить в небо.01 (69)

2008-10-16_0034

2008-10-16_00352008-10-16_0025

2008-10-16_0036

2008-10-16_0040

2008-10-16_0037

01 (14)

01 (15)

Провалявшись в гостинице около двух часов, выползли на солнце и встретили знакомых. Все-таки Земля перенаселена! Справа вход в монастырь. Символично, что прежде чем войти, надо преклонить голову. Опять же, легче защищать от непрошеных гостей.

2008-10-15_0028

Это главная святыня монастыря. Неопалимая купина.

01 (16)

Постройки из песчаника. Паломники жмутся к тени.

01 (17)

Купол Храма. Внутри необыкновенно красиво. Всегда любил греческую настенную роспись.

2008-10-14_0025

2008-10-14_0023

Интересно и парадоксально, что греки, в отличие от русских, к мощам святых относятся без особого трепета. Пыль никогда не стирают. Часто можно увидеть мощи под толстым слоем пыли и копоти. Может так и надо?

01 (18)

Этот нависающий над внешней стеной «балкончик», что-то вроде лебедки для подъема корзин с продовольствием и гостей. Разумеется, в далеком прошлом. На себе не пробовал.

01 (19)

Монашеские кельи.

01 (20)

01 (21)

Этот ворот уже посовременней.

01 (22)

В монастыре прекрасный музей икон. На фото- очень известная икона Христа Пантократора.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%B8%D0%B7_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F

Техника энкаустики. Удивительный, дошедший до наших времен, способ живописи восковыми красками. Наиболее известные образчики: Фаюмские портреты.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B

В свое время пробовал так писать. Незабываемый опыт!

01 (23)

Колокольня и одновременно сторожевая башня. Есть поливка, что в жару монахи вывешивали мокрые полотнища ткани в арки башни. Холодный воздух от влажных тканей опускался вниз в храмовую часть. Кондиционер средневековья. Врут, наверное.

01 (24)

01 (25)

Тенистые закоулки монастыря почти не спасают, когда на

солнце 50.

01 (26)

2008-10-15_0025

01 (65)

Впечатляет! Сколько историй и судеб! Желтые, потемневшие черепа считаются святыми.

01 (67)

Мощи схимника.

01 (68)

Это «костница». Святые и грешные!!!

Ассоциация: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0&stype=image&lr=213&source=wiz

Внизу фотография всего монастырского комплекса. Справа гостиницы. В Подмосковье есть Екатерининский мужской монастырь, побратим синайского. Приходилось консультировать по реставрации. С ним связаны многие воспоминания и долгая дружба.

Reuters-St-Catherines

Впрочем, если вам далеко до Синая, можете прикоснуться к Неопалимой купине в Подмосковье, в Видном. Рассказ ниже.

0012

ИСТОРИЯ КУСТА НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ, РАСТУЩЕГО В ЕКАТЕРИНИНСКОМ МОНАСТЫРЕ

«Началась эта история на Рождество Христово 2001 г. Я приехал в Египет на Синай с целью посетить древний монастырь Святой Екатерины, расположенный у подножия горы Хорив, где Господь вручил Моисею Скрижали Завета.

Совсем недавно закончилась Литургия и братия отдыхала, но наш проводник договорился с охранником из местного племени, чтобы он впустил нас в монастырь, где к нам вышел один монах из Грузии, который в то время находился в монастыре. Братия монастыря по Уставу может состоять только из греков, поэтому в последующие приезды я уже не видел в монастыре вышедшего к нам русскоговорящего монаха, который провел нас по монастырю и рассказал о его истории.

Одной из святынь монастыря является растущий на его территории Куст Неопалимой Купины, в котором Моисею явился БОГ. Около этого куста, в горном оазисе, по преданию христиане стали жить, начиная с 1 века. Монастырь в его нынешнем виде был построен в 6 веке.

Когда наш экскурсовод – монах ушел отдыхать, мы остались в монастыре в ожидании краткой службы, которая начинается в 10 часов.

Я подошел к Кусту и у меня появилась мысль отломить веточку и привести ее в Москву. Я засунул руку в Куст, ветви которого спускались сверху, и попытался выбрать подходящую ветку, однако не мог выбрать ни одной из них для проращивания.

Вдруг сзади меня раздалось истошное мяуканье – я оглянулся и увидел худую рыжую кошку, которая смотрела мне в глаза и «орала» по-кошачьи. Я с трудом высвободил руку из ветвей Куста и повернулся к кошке, которая сделала два шага в сторону и стала мяукать тише. Я начал медленно двигаться к ней, а она отходила от меня, все время оглядываясь, чтобы удостовериться, что я иду за ней.

Так мы дошли до высокой каменной лестницы, ведущей к вратам Храма Преображения Господня, основа которого – церковь, построенная в 6 веке.

Рыжая кошка была на третьей ступеньке лестницы, когда я на секунду отвернулся от нее, но, когда я вновь посмотрел на лестницу, никакой кошки нигде не было. Преодолеть метров семь вверх по лестницы или проскочить мимо меня за секунду она точно не могла.

Я воспринял появление кошки как предостережение свыше, и решил прежде чем отломить веточку от Куста, попросить разрешения у Господа и Святой великомученицы Екатерины. Понимая, что просить эту святыню только для себя у меня нет оснований, я решил просить ее, чтобы посадить в Свято-Екатерининском Монастыре в г. Видное, который я знал и который находился в полной разрухе, чтобы Куст Неопалимой Купины помог восстановить монастырь и укрепить верующих.

С этой молитвой я отстоял недолгую службу в Храме, в конце которой монахи вынесли нам Ковчег с мощами Св. Екатерины и дали по серебряному колечку. Это колечко и по сей день со мной.

Когда после службы я вновь подошел к Кусту, то сразу выбрал веточку длиной около 20 сантиметров с тремя почками и положил ее в маленькую бутылку с остатками воды. В этой бутылочке веточка и приехала в Россию.

Через неделю из каждой почки появились листики … а еще через неделю все они завяли. Я понял, что веточке не хватает молитв и поехал в Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Дмитровке, где есть очень красивая икона Св. Екатерины.

Вернувшись домой, я, внимательно рассмотрев веточку, и увидел, что под каждым увядшим листком есть «спящая» почка. Разрезав веточку на 3 части, по числу почек, я посадил их снова и начал поливать Святой водой с молитвой. Через четыре дня веточки потемнели…. Я вновь поехал в Храм, понимая, что только Чудо может их оживить … На следующий день утром я увидел, что одна из спящих почек лопнула и из нее буквально изливается яркий ИЗУМРУДНЫЙ свет! До сих пор помню его.

Из почки начала расти новая веточка, а старая, вскоре, совсем засохла и я ее храню.

Летом 2001 г. я приехал в Видное к отцу Тихону, в то время Настоятелю монастыря, и рассказал ему о Кусте и о своем обете посадить Куст в монастыре.

Я предложил посадить его прямо в Храме, который внутри был практически полностью разрушен, однако Владыка Тихон предложил прежде дать Кусту подрасти в домашних условиях и перенести посадку на следующий год. В следующем году я приехал с Кустом, но обсуждая место для посадки, мы поняли, что в Храме для Куста будет темновато, поэтому зиму с 2002 г.- 2003 г. Куст провел на окне в келье игумена Владимира (Маслова).

Однажды зимой, приехав монастырь, я увидел, что перед братским корпусом проходит теплотрасса и снег там растаял, значит корням Куста будет тепло – вот место для Куста! Владыко Тихон благословил сажать там.

В 2003 г. мы с Игуменом Владимиром высадили куст в грунт. На зиму я устанавливал над ним теплицу с подогревом, которую приходилось ежегодно надстраивать, т.к. Куст стал очень мощно расти.

Зимой 2007 г. в морозы случился перебой с электричеством и ветки Куста почти полностью вымерзли, однако корень остался невредим и летом Куст вырос больше чем был раньше.

Перед 350–летием Свято-Екатерининского монастыря Куст зацвел! Это было в августе и это был добрый знак для монастыря, который к 2014 г восстановил свой первоначальный облик, а может быть стал красивее, чем до 1917 года.

В 2012 г. пришлось построить для Куста большой павильон, который стал ему мал уже в следующем году и теперь приходится ежегодно обрезать Куст пред зимой.

В 2012 г. мы с Игуменом Владимиром отсадили отросток Куста на новое место в монастыре, где он растет без всякого обогрева.

Несмотря на то, что зимой ветви вымерзают полностью, корни уже третий год весной дают новые побеги и ветви за лето вырастают на 1,5 метра.

Слава Господу, история Куста продолжается, и я ожидаю новых Чудес!»

Владимир Соколов, октябрь 2015 г., фото В. Соколов.

А закончить хочу изумительным стихом Левитанского.

Поэт блистательно передал мои ощущения в своем гениальном стихотворении "Кинематограф". До Ю. Левитанского, мы знали из Нового Завета, что Бог един в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой; Юрий Давидович открыл нам четвертое – вполне достойное – лицо Бога: "Бог-Режиссер-Постановщик" наших жизней!

О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно…
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазёр
этот равно гениальный и безумный режиссёр?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актеру не прощает плохо сыгранную роль –
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
Но в великой этой драме я со всеми наравне
тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне.
И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,
потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.

2020 от Рождества Христова