Тушинские семечки 46

Keen, 20 февраля 2021

"Салют"

Эту партию я проиграл через семь ходов. Как только щелкнул затвор фотоаппарата, все покатилось под откос. Противник получил "преимущество двух слонов". Неожиданный кинжальный удар парализовал наступление. Потом было гарде. Потерял ферзя. Вернее, разменял его на коня и ладью. Это «английское начало»! Ходишь, ходишь по науке, а противник раз, и так, как в учебниках не пишут. И ты -в ауте!

-Рано тебе еще почивать на лаврах!- сказал внутренний голос. И был прав. Этот мальчик напротив, кажется из третьего или четвертого отряда, "сделал" всех и стал чемпионом.
-Второе место тоже неплохо,- опять прогнусавил кто-то внутри.
Физрук поздравил с "победой" и положил передо мной пачку грамот:-
-Ты же художник, значит почерк у тебя красивый! Надпиши, пожалуйста, поздравительные грамоты, ставлю две порции мороженого.
Кто же не любит мороженое? Тогда вообще считал, что в истории человечества были три гениальных изобретения: паровоз, мороженое и телефон /проводной!/.
Писал до отбоя. Когда список награжденных подошел к концу, в пачке оставалось еще много бланков, обычных стандартных, по 30 копеек за штуку.
А была не была! Жить надо весело! С этими словами за час "наградил" себя и всех своих друзей по палате призовыми местами в самых неожиданных видах спорта: бобслее, фигурном катании, тяжелой атлетике, игре в дурака, очко, домино, литрболу и поддавкам.
В прошлом 20-м году был в гостях у одного из солагерников. Вот уже больше полувека на видном месте висит грамота: «Единственному, оставшемуся в живых, чемпиону летнего пионерского лагеря "Салют" в прыжках с десятиметрового трамплина в прорубь». Подписи. Нарисованная печать-череп с костями в пионерском галстуке.
Награжденные тогда ликовали до полуночи. Но не физрук на следующий день. Мороженое зажал, жмот, и больше со мной не разговаривал. Какое счастье!
А тогда, в 67-м с шахматами решил завязать навсегда. И быстренько полюбил стоклеточные шашки. В те времена эта игра, т. н. "международные шашки", не особенно приветствовалась, в отличие от "русских". Как никак- буржуазное веяние. Литературу достать было невозможно. Нашел лишь одну тонкую книжечку в мягкой обложке. Игра захватила комбинаторикой и скоростью. За час до дневного киносеанса в кинотеатре «Метеор», что был на Свободе, можно было сыграть пять -шесть партий. А это – пять - шесть рублей, если выигрывать. Дуракам везет. Тогда же придумал формулу успеха: - "Быть значит иметь!" Про Фромма даже не слышал. Тогда наивно казалось, добиться успеха в этой жизни можно только имея, приобретая: знания, навыки, опыт. Увы, Life, после вползания в воровской капитализм, резко изменила эту "аксиому". Сегодня совершенно отчетливо понимаю, насколько мое поколение было заточено на соцстрой. Никто не стал ни банкиром, ни долларовым миллионером, а родившиеся лет 7-10 спустя и далее преуспели.
Итак я в «Метеоре». Расчет был тонкий. Билет стоил максимум 40 копеек, для детей и пенсионеров в будни 10- 15 копеек. На столах в фойе были только картонные "русские" доски по 64 клетки, можно было играть и в шахматы, и в шашки. Я приносил свою стоклеточную миниатюрную магнитную доску. Обычно в это дневное время приходили пенсионеры, любители поиграть на деньги. Зимой холодно играть на улице, в сквере напротив, на скамеечках.
Диковинные 100 клеточные многие лицезрели впервые. Азарт брал свое. Видя, как какой-то шкет обыгрывает маститых шахматистов, в очередь вставали все, плечом к плечу, как на фронте. Особенно запомнился один, очень моложавый. Высокий широкоплечий красавец, седина в бороде и шевелюре. Голосом обладал великолепным. В процессе игры напевал арии из опер. Например, когда я «съел» его первую шашку, запел, сложив вместе ладони:

- Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?
Чем привел публику в неописуемый восторг. А когда продул третью партию:

- О, дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить, Я Русь от недруга спасу! Ох-хо-хо-хо!
Лучшей рекламы нечего и желать. Все зрители в вестибюле толпились около нас. Особую радость вызывали комбинации, когда одним ходом снимались по пять-шесть шашек и ставилась дамка. Такое в "русских" шашках невозможно. Удивление, глаза зрителей горят. Только, что из них песок сыпался, а сейчас -дивны молодцы. Болеют, подсказывают друг-другу. Никогда не спорил. Тем не обиднее рупь отдать. К слову пенсионеры в среднем получали в те годы около 120 рублей, средняя заплата инженера. Вполне приличные деньги! Государство тогда делало вид, что заботится о народе! И заботилось!
Некоторые горячие головы повышали ставки. Вольному воля! Иногда даже игнорировали обязательный перед фильмом киножурнал "Новости дня". Когда публика уходила на сеанс, шел к Аркадию Самуиловичу, замечательному художнику-оформителю. Его мастерская была как раз над вестибюлем. Длинная узкая комната с высоким потолком. Все пространство было заставлено подрамниками для будущих афиш. А размеры были вполне приличные. Высота по 3-4 метра. Мы пили чай с баранками и говорили об искусстве.

«... Карьера художника подобна карьере куртизанки: сперва – для собственного удовольствия, потом для чужого и наконец ради денег!» - скрючив указательный палец, торжественно вещал Аркадий Самуилович. К слову сказать, и в «художке» и в институте, и далее по жизни моими учителями были исключительно евреи, и все они любили пофилософствовать.

«... У настоящего искусства нет хуже врага, чем детская коляска в прихожей!»-говорил директор художественной школы, в классе которого я занимался.

«... Мыльный пузырь – самое красивое и самое совершенное, что существует в природе», - поучал, имея ввиду всех пустышек от искусства, мой профессор по сценографии, ныне успешный художник на Бродвее и в Голливуде.

«…Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем», - говорил мой режиссер, с которым я проработал больше 35 лет.


«…Лошади и поэты должны быть сыты, но не закормлены», - говорил директор театра, в котором я работал.

И наконец, главный редактор ЦТ говорил тет-а-тет:- «Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации».
Всем им благодарен за уроки мастерства.
А тогда, в кинотеатре изредка мне, пятнадцатилетнему школьнику позволялось "закрыть" небольшую плоскость на афише. Не скрою, приятно было увидеть, проезжая на автобусе, на здании "Метеора" огромный плакат нового фильма и знать, что небольшой кусок этого "шедевра" твоих рук дело.
Так всегда бывает: за синусоидой успеха следует резкое падение в пропасть.
Жизнь дала первую затрещину именно в пионерлагере «Салют». Предательство. В юности это воспринимается особенно больно! Когда предают женщины, это всегда можно объяснить и даже оправдать. Но, когда мужики...!
С вожатым отряда Игорем мы были как братья. Наши пазлы настолько идеально сошлись, что мне, наивному, казалось тогда, что мы так и пойдем по жизни вместе. Он веселый, спортивный и обаятельный деревенский парень, работал на ТМЗ, очень любознательный и стремящийся узнавать новое. Конечно, никакого панибратства. Он старше лет на десять. Это была настоящая мужская дружба.
Частенько мы с ним, нарушая распорядок, бегали в соседнее село в магазин. Или купались в пруду. И разговаривали обо всем. Меня поражала его искренняя тяга к знаниям. Конечно, мало что мог предложить взамен, но мне казалось, что ему было интересно. Особенно, когда родители прислали с посылкой мои конспекты по истории изобразительного искусства, оставшиеся еще с «художки».
Раскрыв рот, Игорь слушал о Джоконде. А вы знаете, что до 1911 года Мона Лиза считалась далеко не самой лучшей работой Леонардо Да Винчи? Она висела в Лувре среди многих других картин, и посетители особенно не задерживались у этого полотна. А всемирная слава началась после похищения. Тогда, в начале века весь мир сошел с ума. Газеты с напряженным вниманием следили за расследованием. Именно это обстоятельство сыграло решающую роль в раскручивании Джоконды!
Игорь слушал с раскрытым ртом о убийце, картежнике и гении Караваджо, о божественном уродце Микеланджело, о горьком пьянице Модильяни, о придурочном, прыщавом Уорхоле, и многих других патологических типах, которыми так восхищаются меломаны.
Кончилось лето. Прощались тепло.
Мне хотелось еще не раз и не два встретиться в неформальной обстановке, поговорить за рюмкой чая. Он дал адрес. Этот листок я аккуратно запаковал в чемодан. Уже в сентябре после уроков выбрал время и поехал по адресу. Нашел улицу, протопал ее вдоль и поперек. Нет такого дома! Ошибка?! Или...? Так было обидно. И самое главное -ПОЧЕМУ?!
Это была катастрофа. Прошло пятьдесят пять лет-чувства те же!
Помнится, еще я рассказывал ему о Мадонне Литте. И даже подарил небольшой постер. Это лучшая, на мой взгляд, картина Леонардо, лучшая картина всех времен и народов. Она совсем маленькая по сравнению с монстрами того же Эрмитажа, Лувра, Прадо и Гуггенхайма. Есть полотна, глядя, на которые вы слышите шум толпы, крики, стоны, гул городов, даже звоны ручьев и пение птиц. Можно часами наслаждаться мастерством художников, создавших эти чудеса, но, уходя, мы оставляем эти эффекты там, в зале музея. Выйдя на свет, мы погружаемся в броуновский хаос забот и проблем. Но эта! Взгляд младенца Христа всегда со мной, стоит закрыть глаза.
Мадонна Литта это- даже не картина. Это -окно в иной загадочный и божественный мир.
Погружаясь в нее, слышу музыку. Токкату Баха.

https://www.youtube.com/watch?v=FHNLdHe8uxY

Она висит рядом с большим окном, выходящем на Неву. Серое питерское небо, свинцовая вода, крупные хлопья снега. Добужинский! Свет из окна мягко скользит по холсту. И кажется, что свет от полотна даже ярче дневного. Да, нет не ярче, он нежнее! Это знаменитое леонардовское сфумато. И уже он, этот сказочный свет освЯщает все вокруг: зимний Питер, присыпанных снегом людей на тротуарах, и замерзшие троллейбусы. Может быть даже он согревает души? Сие нам не ведомо, но очень бы хотелось.

Богоматерь смотрит на ребенка, как смотрят все матери, она уже знает ВСЁ.

Господь смотрит в твое сердце и видит всё, всё! И ПРОЩАЕТ!!! ПРОЩАЕТ ВСЁ! НАВСЕГДА!