Валаам

Keen, 15 марта 2020 ( редакция: 23 марта 2020 )


002 (1).jpg

2009 год, июль. Мы опять в дороге. На этот раз нас шестеро, включая «Крузо», это авто. Маршрут: Москва, Приозерск, Валаам, Валдай, Москва.

До Приозерска доехали без приключений. Гостиницу бронировали заранее. Машину на парковку. На пристани полный абзац. «Ракета» зафрахтована тургруппами, мест нет. Простояв в ожидании около часа, решаемся на «проверенный способ». Капитан лично проводил на свободные места. А вот парню на фото не повезло. Он уже неделю не может попасть на остров. И не он один. Необходимо сказать, что нас на острове встречал инок монастыря, наш хороший знакомый.

002 (2)

Такое ощущение, что Валаам давно знаком. Монастырь, природа, отдельные храмы примелькались в фотоальбомах. Но нищету, которую там увидел, в альбомах не сыщешь. Дети тех калек, которых советская власть сослала умирать, живут в тех же «домах» и тех же условиях. Не хочу обсуждать подлинность этой трагедии. Графика художника Геннадия Доброва ценна сама по себе. Фотографируя и живя в бывших келейных корпусах, постоянно преследовало навязчивое ощущение человеческих страданий.


002 (3)


002 (4)

Потомки тех, кто мучился в этих стенах, благополучно спиваются. На фото «теплая компания за портвейном».


002 (5)

Номера вполне приличные, удобства в коридоре. Трапезная на этаже. Но эти стены настолько пропитаны болью, что дышать тяжело.

Лирическое отступление

Летом 1996 приходилось бывать в подмосковном монастыре, в 37 –м он был одним из самых страшных бериевских застенков. Жил в комнате, которая служила пыточной, где цементный пол имел сток для крови, а посредине торчали замурованные и теперь срезанные металлические ножки «инквизиторского кресла». Маленькое окошко 30Х30, забранное решёткой, упиралось в стену. В этой комнате особенно отчетливо ощущалась боль тех, кого здесь истязали.

002 (6)

002 (7)

Так и здесь, сейчас на этом открыточном острове живет большое горе.


002 (8)

002 (9)

Есть четкая градация. Монастырское хозяйство и все, что к монастырю отношения не имеет. Так вот эти люди, потомки «самоваров», как называли калек, никому не нужны. Хорошо, если они найдут пристанище на материке. Некоторым повезло, но не всем.

002 (10)

002 (11)

А монастырь живет своей жизнью. Конечно, пытается хоть чем-то помочь обездоленным. Но эти люди уже обречены. Много раз, бывая в Дивеево, видел пьяных, валяющихся вдоль «Канавки Пресвятой Богородицы». Это обитатели местных бараков. Нет работы, нет нормального жилья, нет Бога, а значит нет будущего. То же и здесь, на Валааме.

002 (12)

Главные ворота. В арке монахиня «рассекает» на электрическом велосипеде.


002 (13)

В Храме уже закончены реставрационные и живописные работы.

002 (14)

Затейливые узоры ограды, белоснежные стены, изящный декор.

002 (15)

Государственная поддержка. Неподалеку очередная резиденция Путина.

002 (16)

Великолепная природа. Толпы праздношатающихся туристов. Запах шашлыков. Все это резко контрастирует с монашеским укладом.

002 (17)

002 (18)

002 (19)

Огромные теплоходы привозят тысячи. Дай Бог, чтобы малая часть этих людей понимала зачем они здесь.

002 (20)

Для чаек остров –великолепная кормушка. Помойки, подношения туристов. Рай.

002 (21)

В одном из отдаленных Храмов подобие иерусалимской кувуклии. Меня всегда умиляла жажда русских иметь свою Голгофу, Гроб Господень, Камень Помазания и так далее, как в Иерусалиме. Началось это, кажется, с патриарха Никона. Именно он проектировал Ново-Иерусалимский монастырь под Истрой. Я бывал там на этюдах еще в пионерском возрасте. Правда, тогда в 60-х это были руины. С другом лазили по стенам и в отдаленном Храме, резиденции самого патриарха. Места необыкновенно красивые и значимые в сакральном смысле. http://www.n-jerusalem.ru/essays/text/30455.html

Женщины в черном тайно передавали нам рукописные листки с молитвами. Их было много тогда, истинных богомольцев, а может просто фанаток. Сейчас туристы и «захожане». Более того, слышал, что музей монастыря коллекционирует современную авангардную живопись.

Лирическое отступление

С религиозным фанатизмом не часто, но приходилось встречаться. Причем надо сказать, что и среди атеистов попадались фанатики. Чаще всего это были люди низкого интеллекта, но попадались и профессора. Однажды пришлось противостоять двум крепким, относительно молодым людям, пытавшимся насилием защитить Православие. Они хватали паломников и смотрели нет ли у них на подошвах обуви крестов. Бывают такие рельефные подметки против скольжения у зимней обуви. Так вот, они эти кресты срезали ножом. Полный бред! Бог поругаем не бывает! Пришлось применить силу и изгнать. Случалось, вразумлять истовых бабок, которые, как старые баржи ракушками, обросли всевозможными суевериями. Например, свечу можно ставить только правой рукой, выходить из Храма только задом наперед, пятясь. А «табу» в поведении на кладбищах, во время поста, во время молитвы! Вагон и маленькая тележка. Боже упаси подумать, что я борец, так получалось. Но самый страшный случай произошел в детстве. Мы с моим другом писали этюды в Коломенском. Сейчас этот музейный комплекс – Москва. А тогда, в 62- м, чтобы добраться, надо было доехать до метро Автозаводская. Потом на автобусе до деревни Дьяково. Затем более километра пешком. Дошли. Поставили этюдники у Казанской церкви, пишем акварелью. Рядом какие-то рабочие роют траншею. Сделав первый подмалевок, я пошел за чистой водой. Возвращаюсь и вижу ужасную картину. Моего друга за горло крепко держит здоровенный бородатый мужик. Мускулы на спине и мощной руке напряжены. Коричневая от загара кожа лоснится от пота. Валерка уже не может говорить, только семенит ножками в воздухе и хрипит. Сказать, что я испугался – ничего не сказать! Мужик орет: - Как ты крест нарисовал?! Это не крест!

Секунда, и вот я уже повис на правой руке мужика, сжимающего лопату. Острую лопату. Было очень страшно. Хорошо прохожие стали кричать. Мужик на секунду затих, тряхнул головой и разжал руку. Что было потом плохо помню. С тех пор мы стали ездить в Архангельское.

Тридцать лет спустя я познакомился с настоятелем Храма Иоанна Предтечи в Коломенском. Он был духовным сыном Батюшки. Верующий священник, большая нынче редкость!

002 (22)

Это как бы Гроб Господа.

002 (23)

Это как бы плита, на которой лежало тело. Камень помазания.

002 (24)

Устав Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря строгий. Но есть на острове место, куда посторонним, да и братьям вход заказан. Этот скит- поселение с очень суровым аскетичным уставом. Не каждый испытанный монах может выдержать. Тогда там жили четыре инока.

002 (25)

002 (26)

Здесь они служат.

002 (27)

Кельи. Теплицы.

002 (28)

То тут, то там кресты.

Он сказал мне: "Будь покоен,

Скоро, скоро удостоен

Будешь царствия небес.

Скоро странствию земному

Твоему придет конец.

Уж готовит ангел смерти

Для тебя святой венец...

Путник - ляжешь на ночлеге,

В гавань, плаватель, войдешь.

Бедный пахарь утомленный,

Отрешишь волов от плуга

На последней борозде.

Пушкин

002 (29)

Пятьдесят два года в монастыре!

Несколько слов о нашем гиде. Был летчиком. Года два назад ушел из авиации «по-собственному желанию». Прибился сначала послушником, потом стал иноком в Валаамском монастыре. Через год экипаж, с которым он летал разбился в Африке. Судьба? Господь!

Мысли о Смерти естественным образом появились именно здесь, на Валааме. На острове много захоронений, в самых неожиданных местах, не говоря о братских погостах. О смерти писали многие церковные и нецерковные мыслители, но лучше всех, на мой взгляд, Иван Ильин.

Ильин: «Стоит мне только подумать о том, что вот эта моя земная особа, во всех отношениях несовершенная, наследственно обремененная, вечно болезненная, в сущности не удавшаяся ни природе, ни родителям — сделалась бы бессмертною, и меня охватывает подлинный ужас... Какая жалкая картина: самодовольная ограниченность, которая собирается не умирать, а заполнить собою все времена. Несовершенство, которое не подлежит ни исправлению, ни угашению... Бесконечный «огрех», вечный недотепа... Что-то вроде фальшивого аккорда, который будет звучать всегда... Или — несмываемое пятно земли и неба... Вижу эту приговоренную к неумиранию телесную и душевную ошибку природы — в виде моей особы, и думаю: а ведь законы природы будут действовать с прежней неумолимостью, и я буду становиться все старше и, наверное, все немощнее, все беспомощнее, страшнее и тупее — и так без конца. Какая претензия и какое несчастье! После этих видений я просыпаюсь как от тяжелого сна — к благословенной действительности, к реально ожидающей меня смерти... Как хорошо, что она придет и поставит свою грань. Как это прекрасно, что она прекратит мою земную дисгармонию. Значит, эта мировая ошибка, носящая мое земное имя, может быть погашена или исправлена... А смерть придет, как избавительница и целительница. Милостливо укроет меня своим покровом. Даст мне прощение и отпуск. Откроет мне новые, лучшие возможности. А я приму от нее свободу и, ободренный ею, начну восхождение к высшей гармонии».

Как верно и глубоко сказано! Ни св. Августин, ни любимый Феофан Затворник, ни Златоуст так просто и, одновременно, глубоко не мыслили.

Впервые задумался об этом на полузаброшенном деревенском кладбище. Лето. Рязанская деревушка. Мне 13. Кругом поле ржи, а среди покосившихся крестов огромные васильки. Так хорошо было тогда. Покойно.

002 (30)

Эти монахи ушли здесь, в самом трудном аскетичном месте острова. Еще при жизни они предпочли подвиг ради Бога.

002 (31)

А эти тоже при жизни умерли для мира. Как это символично, что на камнях нет имен. Господь своих знает.

002 (32)

Ни имени, ни задачки на вычитание. Ничего! «А был ли мальчик?» Звучит несколько кощунственно, но все-таки. Вы хотели бы вот так?

002 (33)

Мой хороший знакомый, который открыл для меня Белое море, оператор ТВ, Путешественник с большой буквы, добрейший человек, завещал развеять свой прах над морем. Что и произошло. Не берусь комментировать. Скажу только, что Бога он так и не впустил в свою душу. Жаль!

002 (34)

Это братское кладбище рядом с монастырем. Захоронения 19 века, в основном.

002 (35)

002 (36)

002 (37)

Ильин: «Идея смерти как бы открывает мне глаза и вызывает во мне какой-то неутолимый голод, жажду истинного качества, волю к божественным содержания», решение выбирать и отбирать, верно, не ушибаясь и не обманываясь. Я постепенно учусь различать — что действительно хорошо и прекрасно перед лицом Божиим и что мне только кажется хорошим, а на самом деле лишь соблазняет, прельщает и разочаровывает. И проходя этот жизненный искус, я все более и более убеждаюсь, что в жизни есть многое множество содержаний, занятий и интересов, которыми не стоит жить или которые не стоят жизни; и, напротив, есть такие, которые раскрывают и осуществляют истинный смысл жизни. А смерть дает мне для всех этих различении и познаний — верный масштаб, истинный критерий».

Кто он, игумен Иннокентий? Как прожил свой земной миг? «Деятельный сотрудник». Возможно, сначала был келейником игумена, потом сподвижником, потом сам стал игуменом. Это как полковник в табеле о рангах. Вот, что произошло в мире, скажем, в 1820-м. Навскидку.

Открытие механического взаимодействия токов и установление закона этого взаимодействия (Ампер)

Увидел свет роман Вальтера Скотта "Айвенго".

Первая русская антарктическая экспедиция на двух парусных судах "Восток" и "Мирный", возглавляемая Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, открыла Антарктиду.

Миссурийский компромисс. Установление границы распространения рабства в США.

Началась революция в Неаполитанском королевстве. Закончилась в марте 1821 г.

Родился Фридрих Энгельс, один из основоположников социализма, друг и соратник Маркса. Умер в 1895 г.

Умер Жозеф Фуше, министр полиции Франции, служивший всем и всех предававший. Родился в 1759 г.

А здесь на занесенном снегом острове, во льдах, монахи молились при свечах о мире во всем мире и о благоденствии.

«Господи, даруй мир Твой людям Твоим. Господи, даруй рабам Твоим Духа Твоего Святого, чтобы Он согревал сердца их любовью Твоею и наставлял их на всякую истину и добро».

Молились и умирали.

002 (38)

002 (39)

002 (40)

002 (41)

Ильин: «Все то, что в тусклой повседневности, во время безопасного прозябания казалось нам стершимся, безразличным, почти обесценившимся — вдруг раскрывает свои различия, показывает свое настоящее качество и находит себе верное место и истинный ранг. Око смерти глядит просто и строго; и не все в жизни выдерживает ее пристального взгляда. Все, что пошло, тотчас же обнаруживает свое ничтожество, наподобие того, как листы бумаги, охваченные огнем, вдруг вспыхивают ярким пламенем и сейчас же чернеют, распадаются и истлевают в пепел. Так что впоследствии даже не верится, что этот прах и тлен мог представляться важным и ценным. Но зато все истинно ценное, значительное и священное утверждается перед лицом смерти, победоносно выходит из огненного испытания и является в своем истинном сиянии и величии. Первое изобличается и разоблачается; второе оправдывается и подлинно освящается».

Ассоциация первая

РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА

Только ностальгия по России могла родить такую красоту. Эти кресты на могилах русских эмигрантов подлинное чудо. Настоящая русскость и удивительное духовное совершенство.

002 (42)

002 (43)

Ильин: «… смерть, как некий Божий посол, судит нашу жизнь. И вся наша жизнь проносится перед нашим духовным взором, как на молниеносном параде. И все, что в ней было верного и благого, все, чем на самом деле стоит жить — все утверждается как подлинная реальность, все возносится в сиянии; а все, что было мелко, ложно и пошло, — все сокрушается и посрамляется. И тогда человек проклинает всю эту ложь и пошлость и судит себя, как растратчика сил и глупого мота. Зато — как он радуется всему верному и подлинному, и сам не понимает, как это он мог жить доселе чем-нибудь иным».

002 (44)

Ильин: «…не все, чем мы живем, стоит того, чтобы, мы отдавали ему свою жизнь».

Как часто мы живем иллюзиями! Покоряем вершины гор, путешествуем ради удовольствий, хрипнем в спорах в поисках «истины» на тех же форумах в интернете, мечтаем о материальных приобретениях…Вот печальный пример, многие годы я отдал телевидению. Оформил более 1000 передач, более 90 массовых представлений, презентаций и выставок. Где это все?

Ильин: «Все, что не стоит смерти, не стоит и жизни. Ибо смерть есть пробный камень, великое мерило и страшный судия».

002 (45)

Ильин: «Смерть не только благостна, она не только выручает нас из земной юдоли и снимает с нас непомерность мирового бремени. Она не только дарует нам жизненную форму и требует от нас художественного завершения. Она есть еще некая таинственная, от Бога нам данная «мера всех вещей»или всех человеческих дел. Она нужна нам не только как узорешительница или как великая дверь для последнего ухода; она нужна нам прежде всего в самой жизни и для самой жизни. Ее облачная тень дается нам не для того, чтобы лишить нас света и радости или чтобы погасить в нашей душе охоту жить и вкус к жизни. Напротив, смерть воспитывает в нас этот вкус к жизни, сосредоточивая и облагораживая его; она учит нас не терять времени, хотеть лучшего, выбирать изо всего одно прекрасное, жить Божественным на земле, пока еще длится наша недолгая жизнь. Тень смерти учит нас жить светом».

Лучше не скажешь.

002 (46)

Ильин: «Жизнь не менее таинственна, чем смерть; только мы закрываем себе глаза на это и привыкаем не видеть. А смерть, если ее верно увидеть и понять, есть не что иное, как особый и величественный акт личной жизни. И тому, кто ее верно увидит и постигнет, она откроется, как новый друг, бережный, верный и мудрый».

002 (47)

Это вам не «новодевичье позорище», каменные монументы каменным сердцам!

Ильин: «Вот почему я хотел бы установить, что о смерти нашей духовной личности может говорить только тот, кто или совсем лишен духовного опыта, или не желает пребывать в нем и опираться на него».

002 (48)

Спасаться можно по-разному. Одно время мы часто ездили в Лавру к одной старушке схимонахине. Маленькая ростом, худенькая. У нее даже не было своей каморки, она не хотела. Так и жила в коридоре, на сквозняке. Ни умных речей, ни каких-то откровений я от нее не слышал. Просто первый раз, когда я ее увидел, она посмотрела на меня своими серыми глазами и пронзила. Что увидела она не знаю. Но то, что увидел я в себе, меня ужаснуло!

Лирическое отступление

Первая встреча с Матронушкой

Кто такая Матронушка я узнал из отрывистых «ахов и вздохов» разных бабулек нашего прихода. Прочитать о ней тогда было негде, да и церковное начальство не поощряло это народное поклонение. В это время я в очередной раз «сидел без работы» - обычная история свободного художника. Как – то раз, вечером жена сказала: «Завтра едем к Матронушке».

Ну, что ж едем, так едем. А в сердце пустота. Поехали. Могилка ее тогда была на Даниловском кладбище. Приехали, вижу небольшой шатер, сваренный из арматуры, накрытый толстым полиэтиленом. Несмотря на мороз, небольшая очередь людей. В сердце по- прежнему пусто. Входим. Тепло. Горят свечи.Женщина в черном на табуреточке тихо так говорит: «А ты, сынок, встань на коленочки и помолись». Что было потом я помню плохо. Очнулся, жена тронула меня за плечо: «Возьми горсточку камешков с могилки».Я машинально набрал и положил в протянутый пакетик белую, пахнущую ладаном мраморную крошку. Вышел на воздух, вытирая непонятно откуда взявшиеся слезы.

Через неделю мне позвонили и предложили участвовать в большом проекте.

002 (49)

Помните американский фильм 2007 –го года «Пока не сыграл в ящик» с Джеком Николсоном и Морганом Фрименом.«Мы живем и умираем, а стрелки часов продолжают бегать по кругу». Это оттуда. И еще там есть замечательная фраза, когда герои оценивают прожитую жизнь двумя простыми вопросами: - Испытал ли ты радость в жизни? – Принес ли ты радость другим? Это песня «Say» из фильма:

https://new-music24.ru/?mp3=John+Mayer+-+Say+%E2%80%93+%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0+%D0%BD%D0%B5+%D1%81%D1%8B%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BB+%D0%B2+%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%BA..%28

Конечно лучшие штатовские фильмы все равно двухмерны. Но крест трехмерен. Вертикаль креста связывает небо и землю, показывает две дороги, ввысь к Богу и вниз…

Я знал одного московского священника, который каждый раз, начиная проповедь, тыкал пальцем в стоящих и кричал с амвона: - Ты умрешь! И ты умрешь! И ты умрешь!

Кто бы сомневался, но умер он. Спаси его Господи!

002 (50)

Ильин: «Страшно нам, земнородным, помышлять о смерти, потому что мы не умеем отрываться от земного, чувственно-телесного способа быть и мыслить, и, не умея, цепляемся за наше тело, как за спасение. Мы принимаем его за наше «главное», за наше настоящее существо, а оно есть только Богоданная «дверь», вводящая нас во внешний, материальный мир со всей его бременящей грузностью и легчайшей красотою. И когда мы видим, что эта «дверь» отказывается служить нам и рассыпается в прах, когда мы думаем о том, что наше тело станет «безгласною, бездыханною» перстию, то мы в смятении готовы допустить, что это и есть наш сущий и бесследный конец...

Мы не можем и не должны презирать или тем более «отвергать» наше тело: ведь оно вводит нас в вещественный мир, полный разума и красоты: оно открывает нам все чудеса Бого-созданной твари, всю значительность, и чистоту, и величие материальной природы. Тело есть необходимое и естественное орудие нашего приобщения к Божиему миру, нашего участия в нем; и пока мы живы, оно должно оставаться в нашем свободном и здоровом распоряжении. Оно дается нам совсем не напрасно, ибо мир природы, в который оно нас вводит, есть таинственное и прикровенное воплощение мысли Божией, живой и художественный символ Его мудрости, так что и мы сами становимся участниками этого воплощения и этого символа, его живою частью, его органическим явлением».

Ассоциация вторая

Веселое кладбище в селе Сэпынца, Румыния

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%91%D0%BB%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5

Это уникальное кладбище и единственное в своем роде отношение к ушедшим и к смерти. Называется Чимитирул-весел. В сноске вы прочтете о том, как родилась эта традиция, что написано на крестах. Забавно и несколько легкомысленно. Греко-католики, что с них взять?

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%20%D0%A1%D1%8D%D0%BF%D1%8B%D0%BD%D1%86%D0%B0.&stype=image&lr=213&source=wiz

Все фото из инета.

002 (51)

002 (52)

Этот явно был военным. Танкистом, судя по «tancubundat». А два голубка с сердечком, видимо, говорят, что ему очень повезло в любви.

Ильин: «Мое духовное «Я» открывается мне тогда, когда я убеждаюсь, что я есть творческая энергия, такая энергия, которая сама не материальна, но имеет призвание владеть своим телом, как символом, как орудием, как одеянием. Эта духовная энергия имеет силу не служить своему земному телу, но господствовать над ним; она имеет власть отвлекаться от него и преодолевать его; она не признает его «мерою всех вещей». Эта творческая энергия живет ради других ценностей и служит другим целям. У нее другие критерии и мерила. У нее совершенно иные формы, иные законы жизни, иные пути и состояния, чем у тел или вообще у материи: это формы — духовной самостоятельности и свободы, это законы — духовного достоинства и ответственности, это пути — духовного очищения и самосовершенствования, это состояние бессмертия и богосыновства».

002 (53)

002 (54)

Если вы это пропустите, значит еще не созрели. Зрейте.

Ильин: «Но каждый человек имеет определенную ступень достижимого для него совершенства. Всю жизнь свою он созревает, восходя к этой ступени; всю свою жизнь он зреет к смерти. И земная смерть его наступает тогда, когда ему не дано подняться выше, когда ему нечего больше достигать, когда он созрел к смертному уходу».

«И все-таки — какое счастье, что мне довелось посетить этот Божий сад! Сколь благостно было это данное мне разрешение, как много получил мой дух от этого пребывания — от прелести этих цветов, от этих радостно сияющих бабочек, от молчаливо молящихся гор, от благовествующих потоков, от тишины облаков, от ликования птиц, от всех земнородных существ. От моря и от звезд. От добрых и от злых людей, и в особенности от великих созерцателей, которые хвалили Творца словами и помыслами, в пении и в живописании, изображением и изучением — или же прямою молитвою. Какое незаслуженное богатство! Какая неисчерпаемая глубина! Поистине, великие и неоплатные дары...

И это тоже было великим счастьем, что я не только мог видеть этот мир, но и участвовать в его жизни своею жизнью: что я мог сам дышать, любить и страдать, совершать поступки и делать ошибки, идти по пути очищения, верить и молиться; что я имел возможность испытать на самом себе законы мирового естества и осуществлять свою духовную свободу живыми решениями и делами; что мне было предоставлено жить и созревать к смерти...

А потом я буду отозван, так, как если бы я созрел для этого отозвания и, как если бы я оказался достоин приобщиться новому, ныне для меня невообразимому, сверхземному богатству — чтобы воспринять его неким новым, внутренним, непосредственно-интимным способом. Все, что я упустил и утратил, все, что я, как чувственно-ограниченное земное существо, не сумел воспринять и в чем я смутно чувствовал или блаженно предчувствовал невыразимое в словах дуновение моего Творца — все это и еще иное, прекраснейшее, ожидает меня там, зовет меня туда, все это откроется мне по-новому в неземных образах и видениях. Тогда я буду воспринимать сущее не как внешний мне предмет, но свободным и блаженным приобщением к его сущности: это будет творческое отождествление, в котором мой дух будет богатеть, не утрачивая личную форму, но совершенствуя ее. Мне еще надо все увидеть и постигнуть, оставаясь самим собою, все воспринять, чего меня лишала моя земная ограниченность, пережить ликуя все чудеса Божьего богатства, которые уже открылись мне или еще не открылись мне в предчувствиях, мечтах и созерцаниях моей земной жизни».

002 (55)

Мы в этой жизни как эта валаамская сосна: вгрыземся, цепляемся изо всех сил за камни, выживаем, радуемся каждому дню, несмотря ни на что. А потом…

…Я знаю- скоро упаду

Росой на скошенном лугу.

Я знаю- скоро прорасту

Травинкой, нежным стебельком.

Я знаю- дам тепло костру

И обогрею чей-то дом…

Это из меня, пионерского.

«Бог заботится о каждом из нас так, как если бы он был у Него единственным». Серафим Саровский.

Ильин: «Мне предстоит долгое и блаженное восхождение к моему Творцу, к моему Отцу, Спасителю и Утешителю — в дивовании и в молитве, в очищении и благодарении, в возрастании и утверждении. И в этом истинный смысл моего бессмертия, ибо всякое несовершенство неугодно Богу и в творении Его неуместно...»

Это вам не «крокодиловы слезы» по ушедшему и не массовое словоблудие на форумах в инете.

002 (56)

Вернемся на землю. Говорят, что именно это дерево писал Шишкин.

002 (57)

Стоит в лесу Храм. Вокруг никого.

002 (58)

Роспись Смоленского скита. Рядом дом причта. Великолепный образчик деревянного зодчества.

002 (59)

002 (60)

Культура работы с деревом великолепная. Мой дом строили плотники из Мурома, абсолютно другая, но Культура! Издревле на Руси дерево –основной материал. Сначала детская кроватка-качалка или люлька, потом конек – качалка, потом деревянные игрушки, дом, гроб, крест. Тепло древесины и энергетика человеческих рук. Дышится-то как в таком доме, а живется!

002 (61)

Интересно, что отопление этого дома сделано по принципу «холодильник наоборот».

002 (62)

Поразительная простота лестницы.

002 (63)

002 (64)

Изящная связка перил. Как это можно просчитать?! А сделать?!

002 (65)

002 (66)

Восторг!

002 (67)

Мы плывем на остров Святой.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_(%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2)

002 (68)

Прощальный лучик.

002 (69)

Кораблик флотилии монастыря.

002 (70)

Чайки ждут халяву.

002 (71)

Никольский скит.

002 (72)

002 (73)

Эта самая настырная.

002 (74)

Море-окиян.

002 (75)

002 (76)

На горизонте остров. Помните у Жванецкого: «А Багамские острова...Как? Вы не бывали на Багамах? - Ну, грубо говоря, не бывал».

Если бы мне сказали, что я вот так, ежась от холода, буду сидеть на палубе ржавой посудины, я бы не поверил. Но рядом сидели дети, старики, женщины все терпели.

002 (77)

Нет, это не Багамы!

002 (78)

002 (79)

Дошли, наконец!

002 (80)

002 (81)

Красотища!

002 (82)

Понимаю тех, кто здесь спасался.

002 (83)

Вот и встретились опять со св. Александром Свирским. Смотрите «По Северам».

002 (84)

По преданию, именно в эту яму ложился св. Александр Свирский с думами о смерти.

Лирическое отступление

У меня есть знакомый, который этой идеей явно одержим. Конечно, святые отцы учат, что для смирения необходимо помнить о неминуемом конце. Так вот, мой знакомый так задумался, что подарил любимой теще на день рождения сделанный собственноручно гроб. Подробности я не знаю, все Слава Богу живы. А из гроба сделали потом полки для инструмента в мастерской нашего Храма. Теща и мой знакомый здравствуют.

002 (85)

Благодарные потомки выложили эту импровизированную могилу камнями.

002 (86)

В этой пещере жил святой.

002 (87)

А это местное валаамское такси. От Сортавалы 20 000 р. около 40 км , цены 2009 года.

002 (88)

Наверное, эмблемой острова все-таки будет именно чайка.

002 (89)

Или мох.

002 (90)

Местный вариант «эх, прокачу!».

002 (91)

Парниша бейсболку с рыбой явно в Финляндии купил.

002 (92)

Прощай, Брат! Спасибо. Храни Господь!

002 (93)

002 (94)

Закончилась вечерняя служба.

002 (95)

002 (96)

Сутки спустя. Валдай. Два года назад в этой же беседке трапезничали на природе.

002 (97)

Надвратный храм Иверского монастыря преобразился после реставрации.

002 (98)

Вид со двора.

002 (99)

002 (100)

002 (101)

Вместо колокольного звона –фонограмма. Люди, ау!!!

Лирическое отступление

Намедни у монастырских отцов появилось новое развлечение: в монастыре установили электронного звонаря.

Что такое электронный звонарь? О-о-о-о! Это - чисто монашеское ноу-хау! Когда нет звонаря нормального, человеческого, который может проспать, напиться, прозевать приезд Патриарха, и, мчась на колокольню, сбить с ног какого-нибудь великого архиерея, но за то уж, если начнет звонить, то всю душу вынет, так вот, когда нет такого, то пытливый монашеский ум начинает загружаться: а что бы такое сделать, чтобы оно там все само... И идея появляется буквально из воздуха, в прямом смысле, сгущается, темнеет-темнеет, становится почти совсем непрозрачной и ощутимой, и падает, наконец, на слабый монашеский мозг: а не установить ли что-нибудь сверхсовременное, какое-нибудь хитроумное устройство из тросиков, пружинок, реле и транзисторов, которое будет автоматически дергать за колокола и наигрывать на монастырской звоннице. Вещь это дорогая и в эксплуатации довольно капризная, но монахов это отнюдь не смущает, они руководствуются старинным принципом, который приписывают не помню кому из святых отцов: "чем труднее - там прикольней!"

Сказано - сделано, и вот, после почти двух недель какой-то тайной работы, таинственных ночных огней на колокольне и огромных пляшущих теней, хитроумное устройство, наконец, установлено. Еще один маленький кусочек небесного царствия на земле построен, ничего не надо больше делать, настало время наслаждаться, а вокруг тебя все оно само...

К хитроумному устройству прилагался пульт с немаленьким экраном, на экране - меню, а в нем - вся "разблюдовка" звонов, короче, закуски на любой вкус. Пульт этот здоровенный, похож на сотовый телефон начала девяностых, с кнопками размера такого, что на них спокойно можно нажимать большим пальцем ноги, не промахнешься.

И вот после окончания вечерней службы монастырские отцы столпились у крыльца главного монастырского храма: круглый хохол-наместник в центре, с пультом в пухлых руках, рядом – мрачный эконом и отец благочинный с хитрыми глазками, тут же наместничий любимый тощий дьякон, а дальше - остальные отцы и рыба помельче.

- Ну, чё, попробуем? - с ноткой загадочности произнес наместник и подмигнул отцам.

- Давайте, батюшка, - подобострастно ответил отец благочинный, который, надо сказать, уже успел потихоньку понажимать на все кнопочки и был уверен, что все сработает.

Наместник выбрал понравившуюся мелодию и нажал "PLAY", на колокольне зазвучал благовест. Выражение лица наместника стало таким, как будто он только что топором отрубил голову курице - брезгливость и удовлетворение сразу. Послушав немного размеренные удары благовеста, наместник вздохнул:

- Печально как-то... А сам звон-то где? Нельзя вперед промотать?

- Нет, - ответил знающий благочинный. - Можно только выбирать звоны, проигрывать их и тормозить. А все остальное записано на карту памяти - все электронно. Может быть, другой звон выберите, батюшка?

Наместник надул губы, нажал "STOP" и выбрал "Звон водосвятный, продолжительность 10 минут 11 секунд". Все затихли. Но водосвятный звон оказался чем-то настолько неожиданным, бессистемным и психоделическим, что навел на всю братию серьезную духовную тоску.

- Не, ну его в баню! - твердо сказал наместник. - Кто это вообще придумал, так звонить?! Это пока водосвятный молебен идет, так звонить принято, что ли? А чё так тоскливо, а?

- Потому, что как раз в этот момент народ дурят, - вставил любимый тощий дьякон.

Все помолчали. Каждый вспомнил что-то свое.

Народ, идущий со службы, удивленно озирался на группу монахов, которые стояли и внимательно смотрели на колокольню. А с колокольни то начинаясь, то обрываясь, лилось какое-то дикое попурри из всех возможных звонов, благовестов и переборов. Некоторые из прихожан, из тех, кто воцерковился в сознательном возрасте, кажется, стали замечать определенную взаимосвязь между большой коробкой с кнопками в руках наместника и тем, что творилось с колокольней. Они озирались как-то недоверчиво и испуганно, переводя взгляд то на пузатую фигуру, то на колокольню.

Молчание прервал отец, который стоял спиною к колокольне и молча наблюдал за братией.

- Отцы, жалко камеры нет, вас прямо снимать надо! У вас такие необычные выражения лиц, невольно вспомнишь, что монахи - как дети. Кстати, а знаете, какой следующий этап? Это - наши восковые фигуры. Надо сделать с каждого копию и пусть ходят тут по монастырю, а мы дома будем сидеть. Аватар, короче! - сказал он.

Отцы посмеялись, идея показалась плодотворной, кто-то попытался её развить.

- Нет, я серьезно, - продолжил отец. - И хор надо заменить, и теток, которые записки принимают. Я уже давно говорю: наша цель - храм-автомат. Кстати, а в первую очередь уборщиц надо сделать электронными - взять самую маленькую, вот, например, ту злобную монашку, ростом метр-пятьдесят, и наделать с нее клонов, пусть друг с другом грызутся...

По высокому лысеющему челу наместника промелькнула тень мысли, лицо человека, убившего курицу, исчезло, вытянулось, и он на миг чем-то стал похож на мерина, увидевшего корм.

- А что, - задумчиво пробормотал он, - ведь жизнь заставит...

И он вновь, как-то тихонько и криво улыбаясь, начал тыкать в колокольный пульт.

Знойный летний вечер догорал над огромным урчащим городом. В густом тяжелом воздухе ухали звуки рок-концерта, долетающие из соседнего парка культуры, им вторил бездушный звон. И только очень-очень высоко над монастырской колокольней, гораздо выше серебристых облаков, там, где взгляд утопал в фиолетовом небе, было тихо.

002 (102)

002 (103)

002 (104)

002 (105)

002 (106)

002 (107)

002 (108)

002 (109)

Для тех, кто дочитал до конца:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=UwSlOPJVS3M&feature=emb_logo

И еще: https://www.youtube.com/watch?v=6RhjSsno-ts

Аминь.