Храмы Ходынского поля. Часть 3.

Sontucio, 25 марта 2009 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Продолжаем наше путешествие по Ходынскому полю, на нашем пути два современных района «Сокол» и «Аэропорт». Некогда здесь располагалось обширное село Всехсвятское.
Одна их дореволюционных краеведческий брошюр повествует нам о следующем: «Село Всехсвятское Московской губернии, расположено  в пяти верстах от Тверской заставы по Санкт-Петербургскому шоссе. Начинаясь за Петровским парком, от самого убежища увечных воинов, постройки этого села в два ряда тянутся на протяжении половины версты и заканчиваются у шлагбаума, где от Санкт-Петербургского шоссе ответвляется шоссе Ильинское. Некогда границами села Всехсвятского служили: Ходынка, Москва-река, Покровское-Глебово, Коптево, Разумовское и Зыково». Сам факт выпуска подобной брошюры говорит о том, какое важное историческое, культурное и духовное значение имело это село в жизни москвичей.

В 1398 году (именно эта дата впервые фигурирует в исторических документах) на месте Всехсвятского существовал монастырь во имя Святых Отцов, давший название и образовавшемуся около него поселку. Монастырь находился на старинной Тверской дороге, у пересечения рек Таракановки и Ходынки. Сведений об этом монастыре почти не сохранилось, не обнаружены и материальные следы его существования. История Всехсвятского во многом связана с храмом Всех Святых, который ныне является единственным напоминанием о названии существовавшего в его окрестностях села.

16. «Храм Всех Святых в селе Всехсвятском». (Ленинградский пр., д. 73).

В середине XV века на месте древнего монастыря возникает село Святые Отцы, первая каменная церковь в нем построена на месте более древней деревянной в 1683 году на средства И.М.Милославского. Современное здание выстроено в 1733 - 1736 годах грузинской царевной Дарьей Арчиловной (Дареджан - Багратион). Приделы Симеона и Анны и Всех Скорбящих Радости освящены в конце сентября 1733 года, главный храм - 19 сентября 1736 года. В 1798 году грузинский царевич Георгий Бакароич, внук царя Вахтанга, подновил храм, в нем был устроен новый иконостас, на левом клиросе - царское место. Службы на грузинском языке в храме продолжались до присоединения Грузии к России в начале XIX века.

В течение XIX - начала XX века Храм Всех Святых неоднократно обновлялась и перестраивалась, в 1838 году в храме обновлена живопись. В 1860 году в храме установлен вновь позолоченный иконостас «с образами новейшей живописи». В 1884 году мастером Соколовым был обновлен иконостас, а иконописцем Пашковым - приделы храма, которые заново освятил митрополит Московский Иоанникий. В 1896 году живопись снова реставрировали, а спустя два года храм вновь капитально переделана: иконостас изменен, царское место уничтожено. Каждый июль на торжественное богослужение в храм привозили икону Иверской Божией Матери. С 22 июня 1902 года проводилось расширение приделов, в течение трех лет перестроены и расширены приделы: во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих». Скорбященский придел освящен 8 ноября 1903 года, Симеоновский - 31 июля 1905 года. Тогда же трапезная была расширена на север и юг, была раскрыта перегородка отделявшая собственно храм от нее. Богатый древний храм притягивал не только богомольцев, в апреле 1908 года ризница была ограблена, украдено много вещей, имевших художественную ценность.

Как сообщал путеводитель 1912 года, Храм во имя Всех Святых в недавнее время подвергся капитальным переделкам, при храме в настоящее время имеется церковно-приходская школа открытая в 1902 году. В 1920-х годах храм попытались закрыть, но он еще некоторое время оставался действующим, хотя его захватили «живцы» (так называемое обновленческое движение «Живая церковь»), постепенно оттолкнувшие от себя большинство старых прихожан и доведшие храм до закрытия в 1939 году. При этом, вспоминали очевидцы, великолепный 5-ярусный иконостас XVIII века был выломан и публично сожжен возле храма. Всю войну внутри храма находился склад.

В 1945 году стараниями местных жителей и, в первую очередь, О.И. Богословской, получено разрешение вновь открыть храм. Она от имени вновь созданной церковной общины связалась с грузинскими писателями и поэтами, писала во все инстанции и даже Сталину о необходимости открытия церкви, указывая на то, что храм, построенный Дарьей Арчиловной, является памятником русско-грузинской дружбы и усыпальницей многих знатных грузинских князей из рода Багратионов.

В XIX веке при входе с западной стороны, были похоронены в стене князь Д.Е.Багратион, родственник знаменитого полководца, княжна А.Д.Багратион, князь Г.И.Авалов с супругой, урожденной Багратион. В самой церкви близ северных дверей находится мраморная плита князя и княгини Д.П. и Е.М.Цициановых. Здесь же похоронен протоиерей Георгий, воспитатель и законоучитель грузинских царевичей. Богославская неоднократно бывала на приеме у М.И.Калинина и сумела добиться открытия храма, прихожане избрали ее церковным старостой. Заново были изготовлены главный и придельные иконостасы «под мрамор» и иконы в «васнецовском стиле». Из старых образов примечательны икона Тихвинской Богоматери на южной стене трапезной и Феодоровская.

Наиболее значительная композиция «Собор всех русских святых» находится над иконостасом. В новой росписи храма сохранены изображения почитаемых в Грузии святых Нины, Тамары и Дарий. После спешного ремонта храм был освящен к Пасхе 1946 года. настоятелем профессором Московской Духовной Академии В.В.Платоновым.

Всехсвятский храм сейчас имеет необычайную популярность, он посещается тысячами прихожан. Хотя храм одновременно вмещает более 5000 молящихся, на праздники в него трудно попасть. В 1960 году была проведена еще одна реставрация росписи храма, тогда же его окрасили снаружи в желтый цвет с побелкой деталей архитектурной обработки. В 1970-х цвет его пытались сменить на красный, но в 1980-м опять вернулись к желтому. В 1981 году в связи с необычайно возросшим числом прихожан возникла необходимость служить как раннюю, так и позднюю обедню в главном храме. Тогда по благословению Патриарха Пимена, был освящен четвертый, приставной к Всехсвятскому престол во имя святых Веры, Надежды, Любови и Софии. В 1983 году торжественно праздновалось 300-летие Всехсвятского храма, к этому событию крышу покрыли медным листом. В настоящее время заканчивается очередной ремонт фасада храма.

С 1979 года на несколько накренившейся к западу колокольне Всехсвятского храма вновь звонит долго молчавший церковный колокол, радуя своими звуками православных по воскресеньям и праздникам. Колокольню храма часто называют «пизанской башен» Москвы. Наклон колокольни произошел из-за вод речки Таракановки протекающей в близи храма и заключенной в коллектор в 1940-е годы.

Храмы Ходынского поля. Часть 3.



Храмы Ходынского поля. Часть 3.



Храмы Ходынского поля. Часть 3.



Храмы Ходынского поля. Часть 3.



Храмы Ходынского поля. Часть 3.



Отдельно хочется упомянуть о старинном кладбище при Храме Всех Святых снесенным в несколько этапов в 1960 – 1980 годы прошлого века. На нем было похоронено много знатных грузинских князей из рода Багратионов, да и в дальнейшем похоронить своего родственника на этом кладбище было достаточно престижно. Места возле храма естественно не хватало и ушлые людишки специально уничтожали старинные надгробия для повторного захоронения. Вот что писал путеводитель изданный более 100 лет тому назад: «любопытным для истории кладбищем, видимо, не придают никакого значения памятникам  старины и не понимают, что старинные памятники составляют гордость кладбища. Надгробные плиты в большом пренебрежении, они передвигаются с места на место или разбиваются на части. На «расчищенном» таким образом месте хоронятся теперь зажиточные всехсвятские крестьяне. Для бедных же отведено особое место на речке Таракановке, называемое «солдатским кладбищем», на котором нет даже часовни».
Обсуждение публикации на форуме
16 комментариев, последний 28 дек. 2009