История храма Преображение Господне в Тушино

leksey, 06 октября 2005 ( редакция: 29 октября 2018 ) http://www.milost.ru/istoriya_hrama.htm

История храма

Село Спасское и село Тушино, располагавшиеся по соседству на возвышенном плато на левом берегу реки Всходни, известны с конца 14 века, когда они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. В древние времена в селе Тушино была церковь Рождества Богородицы, упраздненная в 18 веке и тогда же разобранная. В селе Спасском с 14 века до 1764 года располагался Спасо-Преображенский монастырь, переданный потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу "Туша", во владение Троице Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения - сначала деревянная, а затем каменная, которая по ветхости своей разобрана около середины 17 века. Вторая церковь монастыря - однопрестольная, каменная, шатровая церковь во имя св. мч. Андрея Стратилата была сооружена в 16 веке.

Монастырь Спаса на Всходне процветал, но наступил период Лжедмитрия II . Он расположился со своим войском около села Тушино и Спасского монастыря в 1608 г., не решившись на штурм Москвы. Это войско называли "армией Тушинского вора", так как пропитание добывалось грабежом. Опустошив деревни и разорив монастырь, "воры" были изгнаны, оставив разрушенными стены Преображенского храма.

После упразднения монастыря в 1764 г. шатровая Преображенская церковь стала приходской церковью сёл Спасское и Тушино. При ней была устроена деревянная трапезная, которую в 1804-1808 г. разобрали, а на её месте построили новую, более вместительную каменную трапезную. С западной стороны к трапезной пристроили также каменную многоярусную колокольню. В 1849 г. трапезную несколько перестроили, устроив алтарь и разместив в ней придел во имя преп. Сергия Радонежского.

Многочисленность прихода требовало большего помещения церкви, поэтому неизбежно встал вопрос об расширении или перестройке. Прихожан также тревожила ветхость старинной церкви и опасность её обрушения вместе с оползанием берега реки, на самом краю которого она оказалась по прошествии трёх столетий от её основания. В конце 1870 г. было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском - в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега - на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.

Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 г. кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм, в день праздника Преображение Господне 6 августа 1886 г. На колокольне висело 6 колоколов: большой был отлит в 1821 году, остальные в период постройки храма. Роспись внутри храма отсутствовала. В это время настоятелем храма был Николай Александрович Буравцев. В 1890 г. он сильно заболел и ушел за штат, а новым священником стал его зять - священник Василий Другов. После его смерти настоятелем Преображенского храма был сын Николая Буравцева - священник Сергий Буравцев.

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. Разрастался фабричный посёлок, земледелие отходило на второй план. Перемены в жизни села отразились и на церкви: её земля была национализирована. В 1930 году Тушино стал крупным промышленным центром - построили предприятия тяжёлой промышленности, открылся аэродром. После Сергия Буравцева священником был его сын - Александр Буравцев, а после него настоятелем храма стал Александр Соколов. В 1935 году храм был закрыт и осквернён. Последние служащие священники репрессированы и в 1937 году расстреляны. Александр Буравцев расстрелян и захоронен в Бутово. Место расстрела и захоронения Александра Соколова уточняется, он был реабилитирован в 1989 г.

Храм в Спас-Тушино в течение ряда лет использовался под клуб. В 1956 году на просьбу местных жителей о передаче храма верующим власти ответили взрывом колокольни. Тогда же был снесён главный купол. Последний арендатор храма - ремонтно-строительное управление - превратило территорию вокруг него в свалку, а церковь разгородило на множество клетушек.

В 1990 г. в Тушино возобновилась приходская жизнь. Настоятелем храма назначен священник Фёдор Соколов. 11 июня во дворе служили панихиду на сороковой день кончины Патриарха Пимена, молебен перед иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость", которая была найдена на улице. 17 августа, накануне праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий совершил освящение храма и его главного престола. 17 декабря 1991 г. в пределах уже стояли иконостасы, а в центральном пределе создавалась уникальная мозаичная композиция.

image@hamster(leksey):"tushino1.jpg"
Автор: Сергей (Varvar)

Служение о. Фёдора в храме "Преображение Господне" привлекало новых прихожан и храм быстро наполнялся верующими. При храме открылась воскресная школа, певческие курсы, проводилась работа с заключёнными, наладилась крепкая связь с армией. 21 февраля 2000г. трагически погиб в автомобильной катастрофе священник Фёдор Соколов. Его могила находится перед алтарём храма.

В настоящее время настоятелем храма является преподаватель Московской Духовной семинарии протоиерей Василий Воронцов. В храме продолжает работать воскресная школа, певческие курсы, группа по связи с тюрьмами.

Господь призвал наших прихожан на новое служение. В приходе работает группа милосердия. Настоятель храма, отец Василий, с большим вниманием и заботой относится к её деятельности. Область деятельности группы милосердия очень разнообразна: беспризорные дети, подростки, многодетные семьи, инвалиды, престарелые.

История храма продолжается, а какая она будет, что будут читать о нашем храме наши дети, внуки, правнуки зависит от нас с вами, от того какой пример любви, милосердия, благотворительности мы им покажем сейчас.

ИКОНА "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ"


Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы - пробуждающем, укрепляющем веру людей в Богоматерь, как в дивную Заступницу, которая спешит всюду, где слышит стон страдания людского, утирает слёзы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости Небесной.

По вере людей в милосердие Богоматери к роду человеческому, повелся обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы: "О, Пресвятая Владычице Богородице, вышши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление". Поэтому и пишется Богоматерь во весь рост, иногда с Младенцем на руках (как на Московском образе) иногда без Младенца (как на образе в Петербурге), окруженная разного рода бедствующими людьми, обидимыми, алчущими. Около этих бедствующих изображают часто ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь.

Первое чудо, явленное от этой иконы упоминается в 1648 г. над больной Евфимией, родной сестрой Патриарха Иоакима, жившей на Ордынке. Она жестоко страдала раной в боку, были видны даже внутренности. Больная имела большую надежду на помощь Божью. Она с великой верою стала взывать к Пресвятой Богородице:

— Услыши меня, Всемилостивая Владычица! Весь мир Тобою хвалится и все приемлют нескудные милости Твои. Достойна я наказания по беззакониям моим, но накажи меня не гневом Твоим. Призри на лютую немощь мою и помилуй меня.

После этой молитвы был голос:

— Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?

— Где же найти мне такую Целительницу? - отвечала Евфимия изумлённо.

И был ответ:

— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославлении имени Моего.

Все было исполнено в точности и произошло исцеление Евфимии. 24 октября установлен праздник в честь этой иконы в память совершившегося в этот день исцеления.
И с того времени не оскудевает милосердие Богоматери ко всем страждущим и нуждающимся.
Обсуждение публикации на форуме
18 комментариев, последний 23 апр. 2022