Андреич, 05 августа 2005 ( редакция: 29 октября 2018 )
image@hamster(ASS):"11.jpg"
Bad Balance – легендарное имя в истории российского хип-хопа. Тогда еще – советского. Они начали одними из первых делать рэп в андеграунде, и первыми же, не останавливаясь у подножья, принялись отчаянно штурмовать вершины мэйнстрима. И стали таки первой настоящей рэп-командой, чьи клипы можно было увидеть по телевиденью; о ком говорили в музыкальных новостях и писали в толстых журналах. С невозможным сегодня единодушием их признавали лучшими. Отчасти ввиду дефицита альтернатив, но в большей степени – из-за высочайшего для своего времени уровня. Их альбом "Налетчики" принято называть классикой, а "Город Джунглей" – вообще уникальная для российского хип-хопа вещь. В общем, Bad B – родоначальники хип-хопа в этой стране. Без преувеличения.
А началось все с танцев. В середине 80-х два будущих участника Bad Balance, Влад "Шеff" Валов и Сергей "Моня" Менякин в родном Донецке занимались брейкдансом. В этом нет ничего удивительного – с брейкданса начиналось становление хип-хоп-культуры в Советском Союзе. Брейкданс-фестивали появились в стране раньше, чем какие-то рэп-акции. Именно на них встречались и знакомились первопроходцы этой культуры из разных регионов страны. Естественным образом складывалось сообщество людей причастных к хип-хоп-культуре. Во время визита в Ленинград Валов и Моня познакомились с брейкерами северной столицы. Одним из новых знакомых стал LA (настоящее имя – Глеб Матвеев), в будущем – ди-джей и музыкант "Плохого Баланса". Но тогда LA еще ни о чем таком не помышлял.
В 1989 году Валов переезжает в Ленинград на постоянное место жительства. Знакомство с LA привело к решению создать брейкданс-команду. Тогда же возникает название Bad Balance. Официальная легенда связывает его с культовой для того времени маркой спортивной обуви New Balance и неудовлетворительным качеством одной конкретной пары, доставшейся основателям команды. Кроме Валова и LA в состав Bad Balance вошли Лага и Swan, позднее к ним присоединился Скаля (один из создателей группы "Братья Улыбайте"). В общем, подобрался сильный состав, который называли одним из лучших в стране. Параллельно начались эксперименты с другими элементами хип-хопа. Первым человеком, начавшим делать скретч, чаще всего называют ленинградского ди-джея Wolf из команды "Имя защищено". Проявив недюжинную смекалку, он приспособил для этого проигрыватели "Аккорд". Тогда же над вертушками начал колдовать LA.
В 1990 году в северную столицу переезжает Сергей "Михей" Крутиков. Он был знаком с Владом Валовым еще по донецкой брейкданс-тусовке и его переезд в Ленинград давно ожидался, но все время откладывался. Когда же это, наконец, произошло, Михей входит в состав команды и становится ее неотрывной частью. Начало "переквалификации" Bad Balance в рэп-команду совпадает по времени с его приездом. Группа записывает свой первый альбом "Выше закона", который долгое время считался настоящим раритетом. Мода на брейкданс постепенно идет на спад, а рэп наоборот встречает все больший интерес у публики. Bad Balance превращается в рэп-группу. Кристаллизуется ядро Bad Balance, креативная основа команды. Влад Валов, носивший в те дни псевдоним Chill Will становится автором всех текстов Баланса, Михей и LA пишут музыку. Интерес к творчеству Bad Balance проявляет фирма звукозаписи Gala Records, которая и становится издателем их следующего альбома "Налетчики".
Этот диск был настоящей квинтэссенцией ключевых идей хип-хопа того времени. Олдскул, сочиненный и записанный под очевидным влиянием таких столпов как Beasty Boys, House Of Pain и Public Enemy, быстрый темп, громкая агрессивная читка и никакой лирики (чуть-чуть выпадал из этого настроя трек "Джаз – это немузыка" с на удивление спокойным рефреном). Именно на "Налетчиках" заложены основы их стиля, высказаны идеи, которые еще неоднократно всплывут в их текстах.
В середине 90-х брейкданс стал пройденным этапом для Bad Balance. В то же время к ним приходит известность – пока в узких кругах ценителей русского рэпа. Но их уже признают первыми рэпперами этой страны. И следующий альбом только упрочил эту позицию. Диск получил имя "Чисто ПРО...", а название группы на альбоме по какой-то причине трансформировалось в Bad B. ПРО. И все же главной эволюцией, произошедшей на временном отрезке между этими двумя дисками, становится отказ от жесткого стиля и появление в творчестве Bad Balance мелодической ветки. Михей запел, и это сразу преобразило облик команды. Именно мелодичные треки стали главными вещами на этом альбоме: "Ангел-Хранитель", "Жабы" и, конечно же, "Городская тоска" – первый настоящий и безоговорочный хит в русском рэпе.
Bad Balance становится ведущей рэп-командой страны. Параллельно с творчеством и продвижением собственной группы, Влад Валов (в то время он уже называл себя Шеф) начинает заниматься промоушном других команд, организацией концертов и фестивалей. Он принимает важное участие в организации первого фестиваля Rap Music и ди-джейского баттла Grandmaster DJ. Возникает Hip-Hop Info – вначале это серия рэп-сборников, потом так же стал называться журнал о хип-хопе. А в будущем такое имя получат лейбл и магазин.
1998 год стал кульминацией творческих успехов для Bad Balance. На той же Gala издается лучший в их карьере альбом "Город джунглей". Он реально создан по принципу "хит за хитом". Диско "Светлая музыка", электро "Московский олдскул", англоязычный "Fuck Off Da Politituons", супербоевик "Готовы ли вы?", вдохновенные "Как сон" и "Город джунглей", ерническая "Мы не любим когда" и оптимистичная "Все будет хорошо" – все это золотая летопись отечественной хип-хоп-культуры. Альбом из разряда "must have". Лебединая песня группы. Последний альбом в классическом составе.
После "Города Джунглей" Михей покинул группу и занялся сольной карьерой, создав уникальный для России проект: напоминающий по духу западный Jamiroquai, коллаж фанка, соула и регги. В штурме вершин шоу-бизнеса Михею помогали коллеги по Bad Balance: басист Брюс (Эльбрус Черкезов) и Моня, постановщик хореографии. Успех, выпавший на долю Михея, значительно превышал все лавры Bad B. – треки "Сука-Любовь" и "Туда" стали суперхитами радио и телеэфиров. Расставание Михея с Шефом не было добрым – немало грязи в адрес друг друга было вылито ими на страницы журналов и газет.
Вместе с тем судьба преподнесла Валову подарок в лице Кирилла Толмацкого и его отца Александра, известного продюсера, занимавшегося промоушном поп-исполнителей. Их союз, начиная с 1999 и на протяжении трех лет, занимал доминирующие позиции на российской рэп-сцене и дал этой культуре новый толчок. На рынок запускаются проекты Легальный Бизнес, Белый Шоколад, Алкофанк и взбудораживший общественность соло-исполнитель Децл. Все вместе они называют себя Bad B Альянсом. Валов формально возглавляет этот союз, для некоторых артистов (Децл, Белый Шоколад) пишет тексты, и готовит сольный альбом под именем Шеff. В продаже возникает волна сборников XXIn4 (наиболее качественных на тот момент по подбору артистов), а в эфирах телеканалов сменяют друг друга артисты Альянса. На небывало высокий уровень выходит фестиваль Rap Music, который становится общероссийским саммитом поклонников хип-хопа. Фестиваль пользуется феноменальной популярностью на территории бывшего СССР. Ежегодно приходят более тысячи заявок от групп из самых дальних уголков страны. Мероприятие проходит на самых больших площадках Москвы и пользуется активным вниманием СМИ. За считанные годы популярность российского рэпа возрастает многократно, что приводит к возникновению новых талантливых команд и дает мощный толчок развитию хип-хопа в России.
В 2001 году издается новый альбом Bad Balance. Вакансию, освободившуюся после ухода Михея, заполняет московский рэппер Лигалайз, фронтмен популярной команды Легальный Бизнес. Благодаря клипу "Пачка сигарет" и успешному альбому "Рифмомафия" Лигалайз становится широко известен в стране и приобретает славу одного из самых техничных и изобретательных МС страны. Его дебют в составе Bad Balance состоялся еще на альбоме "Город джунглей" в треке "Готовы ли вы?". А в те золотые годы привлечение гостей-МС еще не было повальной модой, так что такое появление на диске лучшей группы России дорогого стоило. Но, начиная с альбома "Каменный лес", Bad Balance уже не стоит в авангарде русского рэпа. Если каждый предыдущий диск был прорывом, шагом вперед, то "Каменный лес" удивил множественными самоповторами и стал если не шагом назад, то топтанием на месте. Несмотря на очевидную одаренность Лигалайза, потеря Михея оказалась слишком весомой для Bad B. Команда утратила свой фирменный почерк. Пожалуй, с альбома "Каменный лес" начались разговоры о закате Bad Balance.
После записи альбома Лига покинул группу и Альянс. Это стало первым маячком, а через полгода Bad B Альянс стал только достоянием истории. Деловое сотрудничество Валова и Толмацкого-старшего завершается, не без потерь для Валова. В частности за Толмацким остались торговые марки Bad Balance и XXIn4, которые он зарегистрировал на свое имя (надо полагать, по происходило это по взаимному согласию еще во времена начала деятельности Альянса), а также знаменитый логотип из двух перевернутых букв "B". По всей видимости, права на псевдоним Шеff также остались за Толмацким, потому что после разрыва их взаимоотношений Валов стал именовать себя Мастер Шеff, а свою группу – Bad B.
В 2002 году Валов создает новый лейбл, носящий название 100%. Сравнивать размах деятельности этой организации с тем, что было во времена альянса с Толмацким невозможно. Характерный показатель – фестиваль Rap Music в 2002 году переезжает в Питер, а в 2003 и вообще ужимается до клубного уровня. Тем не менее, под маркой этого лейбла Валов выпускает сольный альбом "Мастер слога ломаного", неоднозначно воспринятый из-за участия на нем поп-артистов Насырова, Маркина, Шуфутинского.
Сильным ударом по уличному реноме Влада Валова стала свара с Лигалайзом. Хлесткий дис "Доктор Блеф" и последовавшая "Реакция", записанные Лигой после пражского периода жизни, не нашли убедительного ответа со стороны Мастера Шеff'а. Однозначно правых и виноватых в этом конфликте, пожалуй, не было, но большинство поклонников хип-хопа встали на сторону Лиги – его аргументы звучали куда убедительнее. На российской сцене Bad B отходит на задний план, вытесняемое новыми кумирами молодежи. Если что-то и могло вернуть былую славу Bad Balance, то только возвращение Михея. И оно могло произойти – несмотря на то, что при расставании в адрес друг друга было сказано немало обидного.
Михей после записи первого альбома почти не занимался студийной деятельностью. Исключением были несколько совместных работ и каверов. А в сентябре 2002 у него случилась большая беда – его поразил инсульт. Выздоровление шло медленно. Пережитое заставило Валова и Михея забыть обиды. По-мужски простить. Возникла идея воссоздать Bad Balance в своем золотом составе. Пожалуй, для обоих это было бы отличным шансом дать новый толчок своей карьере, но 27 октября случается непоправимое. Михей умирает из-за сердечного приступа.
В 2003 году вышел последний на сегодня альбом Bad B "Мало-по-малу". К тому времени из состава команда уже вышел LA. На смену ветеранам пришли бывший участник питерской ДА-108 Купер, и бывший участник чебоксарских Белых Братьев Эл Который, он же Эл Solo. Пока что эта замена не выглядит равноценной. В последние пару лет на лидера Bad B. Влада Валова обрушилось много нападок. Обоснованными они были или нет – судить не мне, но факт остается фактом – сегодня он не первый номер. Однако Влад остается амбициозным человеком с непростым характером. По духу он лидер, а значит, не сдастся. Многие по инерции считают его лицом российского рэпа, хотя вряд ли это соответствует действительности. У сегодняшних поклонников хип-хопа новые герои. И возможно для Валова сегодня правильно было бы занимать позицию умудренного патриарха, стоящего чуть в стороне от битвы.