• Damon Albarn — вокал, гитара (23.03.1968)
• Graham Coxon — гитара (12.03.1969)
• Alex James — бас (21.11.1968)
• Dave Rowntree — ударные (8.05.1963)
Blur — то название, с которыми в первую очередь ассоциируется у большинства людей понятие «брит-поп», и которое останется в истории как группа, определившая в основном английскую гитарную инди-сцену 90-х. И вполне справедливо останется, потому что успех их был феноменален, и особо представлять их не нужно даже людям, в принципе далеким от британской гитарной музыки.
В 1989 школьные друзья Деймон Албарн и Грэм Коксон организовали группу Seymour, к ним присоединились Алекс Джеймс и Дейв Роунтри. Получив свой первый звукозаписывающий контракт, ребятам пришлось по настоянию продюсеров сменить название на что-нибудь более коммерчески благозвучное. Им на выбор был предложен список, одним из первых в котором стояло слово Blur. Таким вот совсем не «альтернативным» способом родилось название, которому предстояло через несколько лет всколыхнуть Британию.
Их первый альбом, уже как Blur, назывался Leisure и появился в 1991 году. Запись была неплохой, а сингл There’s No Other Way даже попал в английский Топ-10. Blur тогда были молоды, веселы и задорны, баловались с околотанцевальными ритмами, но в целом были типичными представителями движения Madchester. Движение, однако, уже агонизировало, его лидеры the Happy Mondays не видели ничего дальше окружавшего их облака героиновой пыли, рок-ориентированными умами по всему миру овладевали выходцы из Сиэтла, и ожидать чего-то выдающегося от всего лишь еще одной группы отмирающего стиля никто всерьез не собирался.
Второй альбом, Modern Life Is Rubbish, вышел в 1993 году и представлял собой существенное изменение музыкального курса от приказавшего долго жить Madchester в сторону продолжения и обновления традиций английской гитарной поп-музыки (только в этой стране, пожалуй, такую музыку могли всерьез назвать «поп») первой половины 80-х. Но несмотря на очевидный творческий рост, успех этого альбома был более чем скромным, во многом незаслуженно. Грандж переживал свой расцвет, и даже в Британии будущим монстрам брит-попа было сложно найти сколько-нибудь значительную аудиторию, не говоря уже об успехе по другую сторону океана. Как говорил басист Алекс Джеймс несколько лет спустя в интервью, «было такое ощущение, что мы — какая-нибудь второстепенная музыкальная страна вроде Норвегии или Швеции, которая тоже тужится делать музыку». Казалось, ничто не предвещало скорого успеха.
Но вот наступил год 1994. Blur выпускают Girls & Boys — танцевальный поп-трек с ярко выраженной басовой линией и ироничным текстом об андрогинности любви 90-х. Сингл взлетает на 5-е место в поп-чарте, а последовавший за ним альбом Parklife — на 1-е. Можно сказать, что альбом этот продолжил рост, наметившийся в лице Modern Life Is Rubbish и наконец вывел его на должный уровень. Parklife — английский до мозга костей, как в музыкальном, так и в лирическом плане, вплоть до откровенно британского акцента в исполнении, который многие вокалисты тщательно скрывают в надежде на успех в Штатах. Песни в нем населены тонко и иронично подмеченными мелкобуржуазными реалиями современной Британии: пересмотревшимися телевидения амбициозными подростками, чрезмерным алкоголем, фальшью любви в пригородах, душными офисами, редкими праздниками и жестокой романтикой большого города. Но оказалось, что именно это и нужно сейчас уставшим от засилья американщины слушателям. Для Blur настал их звездный час.
К концу 1994 года Parklife был продан трижды платиновым тиражом, сами ребята стали супер-звездами и известными богемными персонажами у себя дома, регулярно снабжавшими желтую прессу материалом для публикаций о своих похождениях и пристрастии к алкоголю и наркотикам. Деймон Албарн и его подруга Джастин Фришман (вокалистка Elastica) стали на какое-то время одной из самых популярных пар в Англии, «Хью Грант и Лиз Харли брит-попа», как он сам это насмешливо называл.
Кстати, интересно, что именно 1994-й стал еще и годом, когда многомиллионным тиражом разошелся сборник синглов Carry On Up the Charts еще одной «невыносимо циничной и вызывающе британской» группы — the Beautiful South. Успех Blur также открыл двери к успеху для целой волны британского инди, как для незаслуженно игнорировавшихся до этого ветеранов вроде Pulp и Boo Radleys, так и для новичков вроде Supergrass, Elastica, Gene, Menswear и Oasis. Английская музыка вновь была на высоте.
Следующий альбом The Great Escape, вышедший в 1995 году, довел до логического совершенства все, что представляли из себя Blur в то время. Это в своем роде была лучшая работа группы, в которой Blur резюмировали не только самих себя, но во многом и весь брит-поп, направление, во многом обязанное им своим появлением. От саркастичной истории об уставшем горожанине Country House до оркестровой и неожиданно оптимистичной The Universal, от грустной He Thought of Cars до алкогольно-офисной баллады Yuko and Hiro, альбом был настолько близок к шедевру, насколько этого вообще можно было ожидать от лидирующей гитарной поп-группы 90-х.
Однако тогда же стали очевидны первые признаки кризиса. Кризис явился в обличье манкунианской команды Oasis, которые открыто заявили о своих претензиях на звание первой и лучшей группы не то что в Соединенном Королевстве, а и во всем мире. Деймон Албарн, тогда еще уверенный в статусе своей группы как национальных любимцев, чтобы преподать урок наглым выскочкам братьям Галлахер, перенес дату выпуска первого сингла с альбома The Great Escape на несколько недель раньше, чтобы он совпал с выходом нового сингла Oasis. В итоге сингл Blur Country House был продан тиражом на несколько десятков тысяч больше, чем Roll With It от Oasis, но вот альбом The Great Escape, несмотря на все его бесспорные и выдающиеся музыкальные достоинства, по популярности в конечном итоге безоговорочно проиграл грязновато-амбициозному, но живому, искреннему и не заумному рок-н-роллу Oasis образца альбома (What’s the Story) Morning Glory. И, что может быть еще более важно, Oasis добились успеха в США, что Blur пытались сделать уже в течение нескольких лет, но так и не смогли. Между группами начался весьма неприглядный обмен оскорблениями, активно обсасываемый прессой. Дошло до того, что Ноэль Галлахер однажды даже заявил, что надеется, что Blur скоро «подхватят СПИД и подохнут».
Критики спрашивали, что же еще может сказать группа, уже выпустившая два таких альбома, как Parklife и The Great Escape. К тому же, само движение брит-поп пошло на спад. В 1996 году Blur уже опять списывали как героев вчерашних дней, и в прессе ходили упорные слухи о их неминуемом распаде.
Практически целый год они отсутствовали, а когда вернулись, то представили слушателям то, чего, пожалуй, никто не мог ожидать от группы, название которой уже стало практически синонимом английского среднего класса и суб-культуры кокни — работу под названием Blur с психоделической обложкой снаружи и непривычно тяжелым экспериментальным звучанием внутри, которое создавало упрямые ассоциации с американским андеграундом в духе Sonic Youth и Pavement, «ответственность» за которое нес в первую очередь гитарист Грэм Коксон, давнишний поклонник такой музыки.
Многие фанаты старых Blur, однако, оказались явно не готовы к такому повороту. Несмотря на начальный успех сингла Beetlebum и самого альбома, которые дебютировали на вершинах чарта, и тот, и другой очень скоро из чарта вылетели. «Перерождение» Blur оказалось большинству непонятным.
Поддержка пришла опять же из самого неожиданного источника — из США, где до сих Blur последовательно игнорировались. Особой популярностью в Штатах пользовалась песня Song 2 — живой и резкий lo-fi номер длиной ровно две минуты, менее всего похожий на все, что Blur делали раньше. Успех в Америке через какое-то время вернул альбом Blur в чарты у себя дома и группу наконец признали возродившейся из пепла. Oasis меж тем выпустили откровенно скучный и посредственный третий альбом и разговоры о соперничестве между командами утихли.
Переродившиеся Blur до некоторой степени продолжились в музыкальном смысле в следующем альбоме «13», вышедшем в 1999 году — тяжелые гитары и реверансы в сторону припанкованного андеграунда и трип-хопа там также присутствуют. Однако в отношении текстов и настроения альбом стал тем, чем Blur еще никогда не были. Тяжело пережитый разрыв с Джастин Фришман подтолкнул Деймона Албарна к написанию самых душевных и эмоциональных песен, автором которых он когда-либо был. Исчезли юмористические зарисовки из жизни обитателей офисных центров, а вместо них появились горечь потери и размышления о жизни уже вполне взрослого человека.
Альбом был неоднозначно встречен критиками и был далек от такого же коммерческого успеха, какой был, например, у Parklife. Однако он окончательно сделал Blur тем, что они уже давно по сути заслужили — группой, которая успешно прошла через несколько инкарнаций, через испытания славой и забытьем, пережила свою эпоху и встала над временем и вне времени, как одна из действительно великих групп современности.
С момента выхода альбома «13» появился еще сборник лучших хитов The Best of Blur, Грэм Коксон выпустил второй сольный альбом, а Деймон Албарн в 2001 году запустил свой весьма успешный сторонний проект Gorillaz, не имеющий в музыкальном отношении практически ничего общего с Blur.
В мае 2003 года, Blur выпустили свой седьмой, самый ожидаемый альбом THINK TANK (Parlophone). К сожалению, Грэм Коксон в его записи участия практически не принимал, однако, принимал участие в записи последнего, тринадцатого трэка альбома — Battery In Your Leg. Зато продюсером альбома (помимо BLUR, Ben Hillier и William Orbit) выступил никто иной как Норман Мастер-на-все-руки Отец-основатель-брит-хопа Кук aka Fatboy Slim, aka Pizzaman и aka еще много чего.
2 комментария, последний 11 сент. 2005