Четвертая грация Якова Бухвостова и его Рязанский собор.

Natalia, 08 сентября 2007 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Существуют три грации Якова Бухвостова, три церкви: в Филях, в Зюзине и у нас в Троице-Лыкове. Но существует и четвертая – ее отыскал Lodo4nik. Вот какая история связана с четвертой церковью в селе Уборы.


Творения одного из самых выдающихся русских зодчих, Якова Бухвостова отличаются своеобразной архитектурой. Его постройки «нарышкинского» барокко, или московского стиля сосредоточены в московской и рязанской областях, так как Нарышкины были рязанскими вотчинниками.
С 1690 по 1699 год Бухвостов построил шесть крупных сооружений, отстоящих друг от друга на многие версты. Среди этих сооружений выделяются церковь Спаса- Преображения в Уборах и Успенский собор в Рязани.

Родом Яков Бухвостов, Якушка был из подмосковного села Никольское-Крючково Дмитровского уезда. Он был крепостным окольничего Михаила Юрьевича Татищева и работал у него по подрядным договорам. Позднее, с опытом он стал зваться Яковом Григорьевичем Бухвостовым.


Четвертая грация Якова Бухвостова и  его Рязанский собор.


Яков Бухвостов строил стены и надвратную церковь в Новоиерусалимском монастыре, как появился новый подряд на строительства Успенского собора в Рязани, а тут еще Шереметьев со своим заказом. Боярин Петр Васильевич Шереметьев, возглавивший в ту пору Поместный приказ, пожелал возвести каменную церковь вместо старой, деревянной в селе Уборы.
Это село располагалось на левом берегу Москвы-реки, при впадении в нее речки Уборы, на дороге в Звенигород. В Уборах часто останавливался царь Алексей Михайлович, любивший совершать богомолья в Саввино-Сторожевский монастырь. В 1673 году боярин Шереметьев построил деревянную Спасо-Преображенскую церковь, в которую сам Алексей Михайлович пожертвовал две книги: «Триодь постную» и «Пентикостарий, или служба на Пятидесятницу».

Шереметьев Петр Васильевич-Меньшой (1650-1697) воспитывался у дяди Никиты Ивановича, потому что остался сиротой в детстве. Службу свою он начал в 1668 году при дворе Алексея Михайловича в чине стольника. При Федоре Алексеевиче был назначен воеводой в Псков. В 1678 году он получил чин боярина и был назначен воеводой в Тобольск, где до этого на этой должности служил его дядя Петр Васильевич-Большой.
В 1677 году в Тобольске от удара молнии вспыхнул пожар, и сгорел весь город. Шереметьев-Большой распорядился немедленно отстроить город заново. На смену ему пришел Шереметьев-Меньшой. В сферу его деятельности входило восстановление города, оборона Тобольска и деревень от калмыков и других кочевников, сбор натурального налога в виде мехов. Через два года он вернулся в Москву, а в 1680 году он был назначен казанским воеводой. В 1683 году вновь вернулся в Москву и до самой смерти нес службу при дворе Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича.

А в 1689 году, боярин Шереметьев П.В. поручил Якову Бухвостову построить новый храм.
Передав наблюдение за строительством в Новом Иерусалиме своим помощникам и односельчанам, Бухвостов взялся строить храм в Уборах, обязавшись закончить его в 1695 году. Но зодчий не сумел этого сделать: строительство Успенского собора в Рязани шло трудно, и Бухвостову пришлось почти совсем прекратить надзор за работами в Уборах.

В 1677 году рязанский митрополит начал просить о постройке нового Успенского собора, потому что старый храм сильно обветшал. В 1684 году его начали строить, возвели храм до барабанов глав, как вдруг собор обрушился: оказывается, его южная сторона стояла на грунтах засыпанного к тому времени озера Быстрого.
Заново возводить собор были приглашены Яков Бухвостов и его помощники. Под руководством Бухвостова в 1693- 1699 годах появилось самое грандиозное здание из всех, когда-либо строившихся на Руси.

Четвертая грация Якова Бухвостова и  его Рязанский собор.



Рязанский Успенский собор выше московского Успенского собора на 13 метров, толщина стен достигает 2,4 метра. Фасады Успенского храма сверху донизу прочерчены стройными полуколоннами. Белокаменная резьба этого храма является вершиной русского камнерезного творчества, шедевром, не имеющим аналога в России. Сравниться с рязанским узорочьем по мастерству могут только отделки Грановитой палаты в Москве и Рождественской церкви в Нижнем Новгороде.

Итак, Яков Бухвостов был вынужден постоянно работать в Рязани, строительства церкви в Уборах было приостановлено. Боярин П.В.Шереметьев подал жалобу в Приказ каменных дел. Посланный в Рязань пристав, имевший приказ доставить в Москву Бухвостова, вернулся ни с чем. «Поймать себя, он Якушка, не дал и от них, посыльных людей, ушел».
Бухвостов сам явился к Шереметьеву. Заключенный до окончания разбирательства в темницу, мастер оправдывал себя тем, что во время строительства Шереметьева в Уборах не было, а строить храм «без боярского указу» он не мог. Но приказные дьяки приговорили зодчего «бить кнутом нещадно», а потом «каменное дело ему доделать».
Шереметьев, словно предчувствуя свой близкий конец и опасаясь за судьбу своей церкви, подал царю челобитную с просьбой освободить Бухвостова от наказания.
В начале 1697 года П.В. Шереметьев скончался, а спустя несколько месяцев была окончательно завершена церковь Спаса-Преображения в Уборах.

Четвертая грация Якова Бухвостова и  его Рязанский собор.



Известный искусствовед М.А. Ильин писал, что одна только церковь в Уборах могла навеки обессмертить имя строившего ее зодчего. А ведь это - не единственная и не самая крупная постройка Я.Г. Бухвостова.
Эта церковь, как и многие творения Якова Бухвостова, относится к древнерусскому типу храмов «иже под колоколы» - она одновременно является и колокольней. На площадку звонницы ведет узкая лестница в полутораметровой толще церковных стен. Уходящий ярусами ввысь храм обильно украшен причудливой белокаменной вязью. В храме находился прекрасный золоченый резной иконостас в восемь ярусов, поднимавшийся к самому куполу.
Без упоминания о Спасо-Преображенском храме в Уборах не обходится ни одна работа, посвященная истории русской архитектуры

Трудно поверить, но все работы Бухвостова сделаны исключительно «на глазок», без каких-либо чертежей. Яков Бухвостов вообще был неграмотным: во всех известных сохранившихся документах за него обычно подписывался («прикладывал руку») кто-то другой.


Успенский собор в Рязани Якова Бухвостова стал источником вдохновения для многих русских зодчих. Дорофей Мякишев построил по его образцу Успенский собор в Астрахани.

Четвертая грация Якова Бухвостова и  его Рязанский собор.



Петр I побывавший в Астрахани в 1722 году, сказал, что « во всем государстве нет более лепотного храма». Он велел взять Астраханский храм за образец для строительства Никольского морского собора в Петербурге.


И по образцу Астраханского собора Савва Иванович Чевакинский построил величественный Никольский морской собор в Петербурге. Этот собор, освященный 20 июля 1762 года в присутствии Екатерины II, один из самых блестящих образцов барокко в России.

Четвертая грация Якова Бухвостова и  его Рязанский собор.



Четвертая грация Якова Бухвостова и  его Рязанский собор.



Вот так откликнулись русские зодчие на храмы, сооруженные Яковом Бухвостовым, великим мастером «нарышкинского» барокко. Храмы в этом стиле строились по всей русской земле, славя русских мастеров от архитекторов до каменщиков, от иконописцев до кузнецов.
Обсуждение публикации на форуме
3 комментария, последний 11 сент. 2007