Детский дом на улице Петушкова (статья из газеты)

Ольга МИРОНОВА, МОСКОВСКАЯ СРЕДА № 11 (69), 24 - 30 марта 2004, 07 октября 2005 ( редакция: 29 октября 2018 ) http://sharya-papers.narod.ru/
«Спальный» район Москвы. В Тушине в трехэтажном здании расположился детский дом № 12. Невысокий заборчик, настежь раскрытая калитка, отсутствие охраны, требующей пропуск...

- А что вы удивляетесь? - говорит директор детского дома Юрий Петушков. - Это же не тюрьма. Дети, как и их сверстники из соседних домов, утром отправляются в школы, днем возвращаются «домой». Насильно здесь никто никого не держит. Дети могут уходить (что и случается). И почти всегда возвращаются...

«Детский дом смешанного типа» - написано при входе. Всего здесь 59 детей от 3 до 18 лет. От кого-то отказались мамы еще в роддоме, а кто-то жил не тужил, потом вдруг остался без родных. Шестнадцатилетняя Ольга живет здесь полтора года. У нее умерла мама. Над девушкой оформила опекунство бабушка. Как выразилась Ольга, «у них стали не совпадать интересы», пришлось переехать к брату, но тот потом попал в тюрьму. С бабушкой сейчас Оля видится, однако переезжать к ней не хочет. Она уже окончила экстерном школу, выучилась на оператора, работала на фирме. Поняв, что компьютер не любит, решила стать парикмахером. Дирекция отнеслась к этому с пониманием, и теперь Оля учится новому ремеслу.

У Дианы мать лишена родительских прав, они с сестрой поселились у бабушки, но ей на пенсию тяжело содержать двоих. Диана поселилась здесь, на выходные уходит домой. «Мы только приветствуем эти походы к родным, - говорит Юрий Васильевич, - они морально помогают ребенку».

...Здание первоначально было предназначено для детского сада. Это обстоятельство оказалось весьма удачным: помещения садика рассчитаны на группы. Правда, кое-что пришлось перестроить: спальни переделали в комнаты на 2-3 человека. Мебель современная - стенки, шкафы-купе. Есть у «семьи» просторная гостиная с мягкой мебелью, телевизором, книжным шкафом. Есть ванная со стиральной машиной, где дети постарше сами стирают белье. Для воспитателей важно, чтобы ребенок привыкал к нормальному быту.

Педагогов здесь всего 16. «Мама» десятилетних девочек Елена Гончарова рассказывает, что ее детки по возвращении из школы делают уроки, потом по желанию посещают кружки: можно пойти в «Хозяюшку» - учиться готовить, можно порисовать в студии, а кто-то вышивает, лепит, вяжет... По воскресеньям приходит учитель музыки. Вечером читают вслух книжки. Телевизор включается редко: педагоги считают, что многие программы сказываются негативно на детской психике.

На мое замечание о хорошей мебели директор объясняет, что за это надо сказать спасибо спонсорам. Например, детдому помогает Михаил Задорнов (сатирик), который жил когда-то на этой улице.
- Лично мы с ним даже не знакомы, - говорит Юрий Васильевич, - но он регулярно звонит и говорит мне, на какую сумму я могу прислать ему чек. Мягкая мебель – подарок мебельной фабрики. А вот одежду для ребят в доме принимают редко: подчас приносили совсем непотребные вещи... Директором этого дома Юрий Васильевич стал не случайно. Его фамилия Петушков – и улица Василия Петушкова, на которой находится дом, не простое совпадение. Улица названа в честь отца Юрия Васильевича. Он работал здесь когда-то участковым милиционером. Ночью в канун Рождества поступил вызов: пьяный дебошир душил жену и избивал детей. Пришедший им на помощь участковый взломал дверь - и получил смертельное огнестрельное ранение. Самому Юрию Васильевичу было тогда три года, отца он не помнит. Но решил пойти по его стопам – окончил высшую Омскую школу милиции. А в этом детском доме работала педагогом жена Юрия Васильевича. И когда уволился директор, на освободившуюся должность никого не могли найти. «В то время у меня уже было трое детей, так что с проблемами воспитания неплохо познакомился, - вспоминает Юрий Васильевич. – Подумал: отец мой погиб, защищая детей. Детский дом стоит на улице его имени. В общем, я решил, что это судьба...» В одном из холлов детского дома висит портрет отца, на которого Юрий Васильевич очень похож, а в кабинете директора - диплом, выданный управлением образования СЗАО: «За большое сердце, греющее детские души»...

У Петушкова работа тяжелая. Одни проблемы финансирования чего стоят! Спонсоры спонсорами, но лучше, если бы государство было щедрее. В то же время Юрий Васильевич не понимает, почему все бремя забот о ребенке ложится на государство, почему с тех же нерадивых родителей, которые ли- шены родительских прав, принудительно не взыскивать деньги? Но больше всего волнует директора дальнейшая судьба его воспитанников. Ведь зачастую дети возвращаются к своим родителям-пьяницам. «Где логика? Государство тратит огромные деньги на содержание детей, мы тратим свои силы, и потом все это насмарку», - не может понять директор.

Нередко ребята, у которых умерли родители и есть свои квартиры, становятся жертвами «старших товарищей», остаются без жилья. Можно бы внести в законодательство запрет на продажу таких квартир хотя бы в течение 5 лет после вступления в право владения. О том, как государство предоставляет детям из детдомов положенные по законодательству квартиры, тоже хорошо известно. Вот и получается, что войти во взрослую жизнь этим детям очень тяжело.

- Бывает, что выпускник устраивается на работу, а родители-пьяницы, когда-то бросившие ребенка, начинают требовать, чтобы он их содержал, - рассказывает Юрий Васильевич.
– И знаете, что интересно? Дети с этим соглашаются! Все время пребывания у нас они не перестают любить своих горе-родителей, несмотря ни на что...