Антон Звенев, 23 октября 2005 ( редакция: 29 октября 2018 )
Для многих, видимо, не секрет, что люди есть существа разумные, а потому их жизнь наполнена не только банальной идеей набить желудок, чтобы затем вовсю предаваться размышлениям о его опустошении. А потому и неудивительно, что людям свойственно, среди прочих своих занятий, всерьез корпеть и над такой вещью, как личное хобби, вплоть до тихого помешательства, если ты понимаешь, о чем я. Это может быть все что угодно: ловля бабочек (в том числе и ночных), собирание марок, шнурков различной длины и диаметра, ныряние в больших ластах и в маленьких - в общем, у кого там куда душа лежит, лишь бы куда лежала.
«Каждому - свое», подумал кот, облизывая яйца, только вместо яиц речь далее пойдет о таком времяпрепровождении, как футбольный хулиганизм, который из хобби довольно быстро для «вновь прибывших» перерастает в свой, обособленный стиль жизни. Подробно рассказать об этом явлении в рамках одной статьи было бы невозможно, однако «пометить» основные углы нам вполне по силам.
А где бабуля?
Благодаря прежде всего средствам массовой информации и отчасти футбольному истеблишменту, преследующим все же сугубо личные цели, отнюдь не способствующие достоверному освещению «кровавых будней» футбольных хулиганов, в умах народных масс эти шевеления стали твердо ассоциироваться с негативом. Футбольные хулиганы избивают все, что движется, ползает и еще шевелится, а также творят погромы с каким-то политическим подтекстом, проплатой беспорядков «некими заинтересованными структурами» с целью чуть ли не подрыва суверенитета страны. Причем личным долгом большинства журналистов считается обязательное присовокупление их к группировкам «отморозков-скинхедов», фашистов, нацистов, антиглобалистов (подчеркнуть нужное). Так что разобраться, что к чему, становится еще сложней. На деле, как это часто бывает, правда лежит совсем в другой местности, и как говорил Полоний у Шекспира, «в этом сумасшествии есть своя система», поэтому предлагаю выбросить из головы всю вышеперечисленную чушь «из официальных источников». Все это высосано из пальца, и в реальности перед нами, как говорится, и не бабуля-то вовсе, а форменный дедуля.
Нужны ли андроиду электроовцы?
Как бы там ни было, все приписываемое футбольным хулиганам сформировало крайне негативную общественную позицию в глазах обывателей. В принципе, ничего удивительного в этом нет: даже безобидное изучение лягушек булгаковского профессора Персикова вызывало у его жены «невыносимую дрожь отвращения», из-за чего она «всю жизнь была несчастна». Что уж тут говорить об этих «негодяях»-хулиганах, явлении массовом, масштабном, да и осложненном тем, что цель понравиться кому-то там эти «фашиствующие молодчики» явно себе не ставят. Наоборот, жизнь их протекает под принципом «No one likes us, we don't саге» - «Нас никто не любит, а нам плевать». Все это происходит от того, что траблмейкеров клеймят все подряд, что усредненному обывателю никогда не понять движимых футбольными хулиганами истинных причин и мотивов, а потому и самим хулиганам на так называемых усредненных обывателей, как и на мнение всей остальной общественности, откровенно сверху положено, а значит - и устои общества им не указ.
С чего все началось
?
Считается, что современная модель хулиганизма пришла к нам из Англии, однако утверждать теперь, что от этого он чужд русским людям, было бы серьезной ошибкой. Еще издревле на Руси, о чем есть неоднократные упоминания в воспоминаниях современников и различных опусах историков, проходили кулачные бои, причем далеко не только один на один, но зачастую и деревня на деревню, с участием в этих делах всей мужской половины этих весей. Пришедший после семнадцатого года период советской власти приказал долго жить многим русским традициям, в том числе и этой, однако пример с развившимся ныне движением хулиганов неплохо демонстрирует, что все же «никто не забыт, ничто не забыто». Почему же это движение образовалось именно на почве футбола, а не, скажем, хоккея, кстати, исконно русского вида спорта? Ответ на вопрос достаточно прост: как ни посмотри, а футбол является все же единственной столь массовой и популярной, а главное простой игрой. В нее можно играть как всем двором, так и просто вдвоем в любое время и в любом месте, и для этого нужен всего лишь один кожаный мяч. Неудивительно, что и явление хулиганизма возникло от этого вида спорта. И уж кому, как не Англии, являющейся родиной футбола, быть родоначальником футбольных хулиганов? Существует даже полубыль-полулегенда, что когда два англичанина впервые сыграли в футбол, другие двое, смотревшие игру, после нее подрались.
Как этим заражаются?
Почему люди этим занимаются? Вопрос этот на самом деле абсолютно бессмысленный. Почему любитель выпить пьет? Почему курильщик курит? Почему певец поет, танцор танцует? Потому что это им нравится, и поэтому, попробовав раз, ты либо больше этим никогда не займешься, либо это серьезно войдет в твою жизнь. Существует множество совершенно не похожих друг на друга историй того, как люди вовлекались в футбольное насилие: это могло начинаться как с походов на домашние матчи, так и вообще с какого-то события, формально не имеющего к футболу никакого отношения (приглашение знакомого фаната по району выпить с его друзьями и т.п.). В принципе это-то и неважно - у каждого предыстория своя, но суть везде, видимо, остается неизменной: так или иначе этот человек (как правило, несколько младше тех, кто уже некоторое время варится в этом котле, и уж тем более тех, кто все это организует) оказывался в окружении людей, собравшихся с целью противопоставить себя враждующему лагерю, то есть готовыми отстаивать интересы клуба не только неприличным выкриками с трибун, но и за пределами стадиона, как говорится, тет-а-тет. Неудивительно, что личное присутствие среди подобной группы создает ощущение причастности к чему-то большому, серьезному, что, как правило, уже достаточно, чтоб затянуть себя в это. Здесь также оказывает влияние и особый стиль одежды, и необычный сленг, и внезапно серьезно расширившийся круг знакомых. Если, вдобавок к этому, произошла встреча с оппонентами, закончившаяся победой, то возникшая в ходе махача атмосфера боевого братства, выделенный адреналин, незабываемое чувство победы и сплочения с абсолютно разными людьми основательно снесли крышу почище всяких наркотиков.
Что в этом привлекательного?
Вся идея хулиганизма, как и идея фанатизма, держится, по сути своей, на безграничном чувстве гордости и исключительности как своего клуба, так и себя, отстаивающего честь этого клуба в конкретных случаях, делах. Дела же подразумевают идею непосредственного доказательства противнику из другого лагеря, что ты, а значит, и твой клуб, - лучшие. Если чисто футбольные фанаты делают это через поддержку на трибунах стадиона, то hool's занимаются драками с врагами на всем пространстве без какой-либо разницы, где произошла встреча. Они видят свою роль в том же, в чем и их команда: разбить противника. Во многих случаях, кстати, модели фанатизма и хулиганизма совмещаются воедино. Именно это и служит трамплином для изменения существовавшего до этого образа жизни.
Так или иначе, спустя некоторое время, приняв участие в нескольких делах, пришедший в движение человек начинает осознавать, что заметно изменился: привычная доселе жизнь, которой живут миллионы, - дом, семья, работа, диван, телевизор и дача, изо дня в день и из года в год - стала казаться откровенно серой, маловыразительной, вызывать, как говорится, привкус общепитовской похлебки, а потому и совершенно перестает интересовать. В то время как устраиваемые безбашенные траблы каждый раз попадают в категорию незабываемых событий, своей яркостью затмевающих все остальное. Оглядываясь на окружающих тебя в обыденной жизни людей, не получивших той порции адреналина и не имеющих понятия о тех ощущениях, начинаешь понимать, как многого они сами себя лишают, и это наполняет тебя чувством, что произошедшие с тобой, в общем-то, непродолжительные, но яркие события и есть та настоящая жизнь, ради которой и стоит жить. А сопутствующий риск лишь добавляет азарта и является всего-навсего разумной платой за это. Наполнение жизни дополнительным смыслом рождает если не чувство превосходства над теми, кто не смог до этого дойти так же, как и ты, то, по крайней мере, возвышает над всеми, не входящими в этот круг. Однако на этом ничто не заканчивается: в данном «кругу» полно людей, представляющих противоположный клуб, и тебе необходимо совершить на них как можно больше успешных и громких акций, чтобы сформировать в этой среде репутацию лучших - как для твоего клуба, так и для твоей банды (моба), с которой ты и участвуешь во всех этих делах. А это и есть уже необходимый двигатель для саморазвития.
Кто они?
На первый взгляд, все просто и, может, кажется даже несколько нелепым и потому - смешным. Этому, видимо, так же способствует убежденность большинства «интеллектуалов», что футбольные хулиганы есть выходцы из неблагополучных семей, низшие слои общества, неучи, и оттого, что не в состоянии заняться чем-то более основательным, они и занимаются этими драками. Но они не хотят понять, что на самом деле футбольные хулиганы - выходцы из всех слоев общества. Это занятие служит спасением от личных проблем, бесконечной работы и семейных дел как у рабочего, так и у бизнесмена, как у богатого, так и у бедного. На время, пока эти люди вместе, они объединены лишь одной целью, и остальное для них перестает иметь значение, то есть наблюдается непосредственное проявление мужской солидарности. Именно в этом и состоит вся сила движения. Стоит увидеть хоть раз достаточно серьезных людей, занимающихся всем этим, оказаться в центре происходящих событий с ее окружающей атмосферой, сопутствующей ей энергетикой, и тогда тебе вряд ли будет так уж смешно, и ты задумаешься.
Никакого криминала!
Как бы хулиганизм не выглядел для окружающих - самим людям, занимающимся футбольным насилием, их действия не кажутся криминальным актом. В своей повседневной жизни они не думают о нападении на людей, они этим занимаются лишь в определенных ситуациях, напрямую причастных к тому или иному матчу какой-либо команды. Причем, нападение осуществляется не на каких-нибудь «левых» болельщиков, выбравшихся семьями на футбол, а на таких же, как и они, футбольных хулиганов, желающих того же, чего и они сами. Присутствие в подобных делах «посторонних» людей и, как следствие этого, пострадавших в ходе разборок среди них происходить может, но, фактически, это единичные случаи. И вызваны они самим вмешательством обывателя, как правило, просто не знающего, с кем связался, в дела либо откровенной провокацией с его стороны. Неудивительно, что после этого ошибки ему разъясняются, причем так же доходчиво и просто, какой и была сама провокация. Вот, пожалуй, и все «невинные» жертвы этого ужасного околофутбольного насилия.
Они не гопники!
Необходимо было бы упоминание о событиях 9 июня 2002 на Манежной площади, когда после проигрыша нашей сборной раздосадованная толпа болельщиков устроила грандиозные погромы в центре города. Конечно же, СМИ оседлали своего любимого конька и свалили всю вину на футбольных хулиганов, а со стороны администрации города прозвучали обязательные в таких случаях заявления о зачинщиках - скинхедах, что, наверное, для последних явилось и вовсе уж полной неожиданностью. Смысл таких действий в данном случае как никогда прозрачен и вполне понятен разбирающимся людям: подобные заявления от руководства удобны уже лишь только потому, что эта теория позволяет им самим избежать ответственности за произошедшее. На самом же деле, между идеей футбольного хулиганизма и гопническим погромом своего же города не может быть ничего общего. Это просто бессмыслица.
В среде футбольных хулиганов принято такие матчи просматривать в различных барах и кабаках, причем у каждой фирмы всегда есть какое-нибудь заведение, которое считается своим. Именно в нем происходит большинство подобных сборов и коллективных времяпрепровождений. На самой же площади многотысячная публика была представлена обыкновенным, не побоюсь этого слова, колхозом, съехавшимся кто откуда, районными алкоголиками и дебоширами. Даю сто процентов, что все началось с одной бутылки, кинутой куда-нибудь в витрину магазина. Неудивительно, что проигрыш нашей многострадальной сборной нашел соответствующее отражение в сердцах неплохо выпивших и потому не умеющих управлять собою гопников, вот почему идея погрома была с таким азартом подхвачена остальными. В людях, не имеющих какого-то определенного опыта нахождения в толпе, легко пробуждается феномен, названный английскими психологами «like mind» («как все»). Суть его в том, что во время сборищ с подобной агрессивной энергетикой простые люди, в том числе и обыкновенные болельщики, теряют контроль над своими действиями, и в результате возникают беспорядки, в которые вовлекаются и все остальные, хотя до этого все они были уверены, что никогда и ничто не заставит их хоть раз добровольно заняться этим. Так все и произошло именно в этот раз, а возможным это стало благодаря лишь полному попустительству органов правопорядка и руководства администрации, давшей добро на эту затею, должным образом не продумав возможные варианты развития событий или не обеспечившей соответствующий порядок.
Фанатский стиль
Как уже было вскользь сказано, в среде хулиганов существует свой сленг, легко узнаваемый среди остальной болтовни, и свой стиль одежды - так называемый casual wear, позволяющий другим хулиганам узнавать, кто именно перед ним, тогда как простому обывателю или сотрудникам милиции это ровным счетом ничего не скажет. Само собой, отрицается ношение клубной атрибутики: подразумевается, что преданность клубу выражается не тем, надел ли ты атрибутику или нет, а приверженностью, заключенной во внутреннем состоянии души. В основе этого стиля заложена тенденция носить одежду определенных европейских фабрик, достать и особым образом подобрать которую вообще в принципе не так-то легко, и осуществляется, по сути, только людьми, живущими околофутбольным насилием с непосредственным осознанием, зачем именно это им надо. Это исключает всякую возможность одеться подобным образом остальным людям, не имеющим к футбольному насилию никакого отношения.
Фанатская культура
Несмотря на производимые хулиганами беспорядки, в самой их структуре существуют свои четкие законы и порядки. Как правило, большинство хулиганов состоит в той или иной группировке (фирме), насчитывающей обычно около 20-35 человек. У клуба их может быть несколько. Так у «Спартака» их около 15-и, из которых наиболее известны «Flint's Crew», «Гладиаторы», «Union». Есть фирмы не только из Москвы, но и из других городов: «The Aliens», «Suburban Squad». Кроме людей, состоящих в фирме, есть еще целый контингент людей, являющихся так называемым приближением, которые по каким-то причинам пока недостойны считаться членами банды. Разделения на небольшие мобы необходимы для улучшения общей организации, в то время как большими бандами становится значительно тяжелее управлять, а потому слабое руководство и недостаточная сплоченность внутри коллектива могут привести к быстрому развалу данного формирования. Основополагающим критерием для попадания в фирму не являются ни политические пристрастия, ни пристрастия в музыке, а потому и абсурдна мысль о политических подтекстах в происходящих событиях. Как правило, это лишь глубокая привязанность к клубу и бойцовский дух. Все сильные мобы имеют свой общак, формируемый регулярными взносами членов моба. Общак необходим для многих вещей: от оплаты качественной медицинской помощи в ситуации, когда пострадал один из членов фирмы, до организации предстоящей акции (разведка, поездки и т.п.), а также необходим и для других текущих расходов. Кроме этого, в фирме существует четкая иерархия и распределение обязанностей. Есть свои правила поведения, среди которых: не напиваться перед акцией, приезжать на все основные замуты вне зависимости от загруженности в «обыденной» жизни, не убегать с места сражения в ситуации, когда противника гораздо больше или он оказался сильней. Кроме этого, есть еще целый свод правил и установок, свой в каждой банде, устанавливаемый к каждой конкретной ситуации. За любое нарушение этих правил человек, как правило, серьезно наказывается, вплоть до отчисления из бригады без права восстановления. Но, в общем, хулиган, уже состоящий в фирме, сам прекрасно понимает, что все эти правила есть не чья-то прихоть, а необходимое условие для достижения поставленных задач, а потому и случаи с их нарушением являются единичными.
Все мы, или почти все, умрем...
В последнее время в околофутбольном движении нашей страны наметилась тенденция «fair play»: искоренение в драках всякого рода подручных средств, так называемых аргументов: арматур, бутылок, пряг и т.п. Во многих фирмах сейчас считается непозволительным применение чего-либо, кроме рук и ног. Это вызвано осознанием того, что, несмотря на взаимную ненависть к оппонентам, существуют некие рамки, выходить за пределы которых считается демонстрацией трусости, внутренней убогости и является недопустимым для чести фаната. К тому же немаловажным фактором считается тот факт, что все же мы все жители одной страны, занимающиеся одним и тем же делом, и развлечение для одних не должно стать пожизненной трагедией для других, таких же, как и ты.
А что потом?
Тяжело сказать, так ли уж скверен футбольный хулиганизм, как его хотят видеть и видят. Все же мне кажется, что ничего страшного нет в том, что несколько раз в год одни стучат в грызло другим, это, может, и неплохо. Уж точно лучше, чем спиваться от безделья, принимать наркотики, насиловать и грабить. И еще лучше оттого, что все эти негативные для остальных события развиваются исключительно среди самих футбольных хулиганов, о большинстве из которых обыватели так никогда и не узнают, и редко пострадавшими бывают люди со стороны, а уж разобраться, что к чему, траблмейкеры у себя смогут и без посторонней помощи. Рано или поздно, с возрастом или еще по какой-то причине, эти люди завяжут. Но после выхода из движения в человеке навсегда останутся бойцовские качества, храбрость, дисциплина, стойкость и умение ответить за своих, а также приобретенные целеустремленность, ответственность, высокая самоорганизация, умение преодолевать различные препятствия и отстаивать свои права, что вряд ли кому-то помешает и в обычной жизни...
Правда ли, что на каждого футбольного хулигана есть своя папка в ФСБ?
Нет, неправда. Это возможно лишь при условии, когда человека не раз ловили за делами, что бывает в действительности довольно редко (а для достаточно сведущего в хулиганстве это и вовсе нонсенс). К тому же не так просто доказать, что именно ты - участник уличных баталий. Даже видеозаписи у нас не являются доказательством в суде. На личные показания кого-то там обращать серьезного внимания тоже не стоит: в драке перепутать одного с другим элементарно, а при необходимости собрать свидетелей, подтверждающих, что ты в какое-то конкретное время находился в другой компании в совершенно другой точке Москвы, достаточно легко. Все это дополняется тем, что непосредственные пострадавшие из противоположного лагеря никогда не ткнут в тебя пальцем - это один из основных законов хулиганизма, а «нет тела, значит, нет и дела». Идея же внедрения в группировки оперов на практике крайне тяжела для реализации по многим серьезным причинам, о которых рассказывать здесь было бы лишним. Отвечая на вопрос, было бы правильным сказать, что серьезные подозрения у органов на некоторых людей все же есть, но конкретных фактов у них в наличии, по сути, и нет. В большинстве случаев в милицию попадают все же далеко не те люди, кто непосредственно участвовал в разборках. Еще в середине девяностых, когда о таком понятии, как «ментовское палево», еще и речи-то не шло, все организаторы и просто достаточно неплохо соображающие люди вели себя крайне осторожно и, так сказать, на глаза органов старались просто так не попадаться, что тут тогда говорить о нынешнем шифре?
Как узнать футбольного хулигана в толпе?
Сделать это постороннему человеку достаточно тяжело. Научиться отличать простого прохожего от футбольного хулигана можно только после серьезной практики. Все дело в особом сочетании различной, в принципе, особо не выделяющейся одежды, суметь «разглядеть» которую человеку со стороны просто не удастся. Это становится возможным лишь после неоднократного сравнения «тех» и «этих», что по понятным причинам возможно лишь самим хулиганам. К тому же существующая мода в движении хулиганов постоянно меняется, и быть в курсе всех изменений возможно лишь непосредственно вращаясь в этом кругу, поэтому для сведущего человека при встрече хулигана из другого клуба возможно определить не только что он действительно им является, а также и то, насколько он серьезно и долго находится в этом кругу.
Правда ли, что все хулиганы - скинхеды и нацисты, совершают набеги на рынки у метро и грабят торговцев-армян?
Нет, неправда. В делах хулиганов и так много вещей, за которые он может попасть в милицию, а потому заниматься уличным произволом, избиением посторонних людей, грабежом считается просто неуместным. Другое дело, что некоторые «гости с юга» довольно часто, и ни для кого это не секрет, начинают вести себя не как гости, а как непосредственные хозяине у себя дома, провоцируя таким образом конфликт. Весь хулиганизм, как было уже сказано, строится на безграничном чувстве гордости не только за свой клуб, город, но непосредственно и за себя, а потому подобное поведение для них служит сигналом к действию. И неудивительно, что со стороны это может восприниматься как нацизм, таковым, по сути, не являющимся. То же самое произошло бы в случае подобного поведения какого-нибудь русского (допустим, из Ростова), однако этого фактически не происходит, что является следствием лишь того, что люди из Ростова умеют себя вести достойным образом в отличие от большинства уличных «торговцев с юга», с которыми эти истории время от времени происходят.
Как стать футбольным хулиганом, попасть в какую-нибудь фирму?
Проторенной дорожки здесь просто не существует. Одно можно сказать уверенно: искренняя любовь к своему клубу, посещение домашних и выездных игр, работа над своим телом и занятие спортом рано или поздно приведут к тому, что тебя заметят люди из различных группировок - или ты первый заметишь их. А дальше все будет зависеть уже непосредственно от тебя самого, как ты сумеешь себя проявить, ведь людей со слабым духом среди настоящих хулиганов просто не существует.