На нашем сайте появилась статья «Генеральский дом» на Таракановке., но в «Комментарии» я зайти не смогла, поэтому свои комментарии я написала в этой заметке.
Мои первые воспоминания о доме относятся к 1953-1954 годам. Тогда я с родителями жила у метро «Сокол» в Головановском переулке.
Мне было лет пять. Мама занималась уборкой в комнате, меня отправили гулять во двор, а папа пошел в баню. Во дворе из детей никого не было, я походила, побродила и пошла встречать папу. Дорогу к метро я хорошо знала: каждый день на троллейбусе меня отвозили в детский сад. У метро я остановилась в растерянности. На другой стороне улицы стоял высокий темный дом, никак не похожий, в моем представлении, на баню. Это был «генеральский» дом.
Испуганную девочку какая-то женщина привела в одну из диспетчерских, что стояли на этой стороне вдоль Ленинградского проспекта. Здесь была конечная остановка многих автобусов и троллейбуса. Дальше уже город заканчивался.
На месте магазина «Смена» (Ленинградский проспект, 77) стояли деревенские дома с палисадниками, а трамвайные пути проходили мимо «генеральского» дома до улицы Новопесчаной, где для трамваев из Тушина и Щукина был разворотный круг.
В теплой диспетчерской меня угостили семечками, а вскоре прибежала и запыхавшаяся мама.
Потом мы переехали в Тушино, и следующее воспоминание относится к 1962 году. Меня принимали в комсомол в Краснопресненском райкоме. Обратно мы ехали на «23» трамвае до Сокола, потом пересаживались на «6». Был месяц май, стояли очень теплые дни, и мы купили мороженное, а некоторые не удержались и купили пирожки, что продавали у метро из плетеных корзин продавщицы в белых фартуках. Порожки с капустой и повидлом стоили – 5 копеек, а с мясом – 10. Пять копеек стоил и проезд в метро, позднее, в метро стали выпускать жетоны, а теперь в ходу проездные карты.
Мы жили в Тушине, а у метро Сокол уже начиналась Москва с ее столичным снабжением. И конечно, славился магазин в «генеральском» доме. Многие специально ездили туда за продуктами. Вход в «Гастроном» был на углу, со стороны церкви Всех Святых. Однажды мы с папой были там. Сначала пробили покупки в кассе, а потом встали в очередь к прилавку. И тут сказали, что сливочное масло закончилось, а мы пробили за 200 граммов масла. Я заволновалась, что делать, но папа, когда подошла очередь, вместо масла взял 2 пачки маргарина по 250 грамм: стоимость была одинаковая.
Раньше был такой продукт, которого я теперь не вижу. На маргарине готовили вторые блюда. Сейчас готовят на подсолнечном масле – оно без вкуса и запаха. А в те времена подсолнечное масло очень вкусно пахло семечками.
Папа, бывало, отрежет кусок ржаного хлеба, натрет его чесноком, посыплет крупной солью, польет маслом и...
Ближе к церкви был вход в кондитерский магазин. Там всегда продавали очень хорошие конфеты, пирожные и торты. А самое главное, там купленное кофе в зернах можно было помолоть, и запах кофе был завораживающим. Такой запах был еще только в Елисеевском магазине.
Если вернуться назад и повернуть за угол, то по всему первому этажу дома шли магазины: «Бакалея», «Вино-Фрукты», «Мясо». Потом шли магазины Мосторга; в конце дома располагались «Ткани», «Обувь» и «Головные уборы». Был случай, когда с прилавка украли лисий воротник. Об этом говорили даже в Тушине.
Мы пришли к улице Алабяна. Если идти в сторону «Октябрьского поля», то где-то рядом был магазин «Диета». Папа (он работал на «Стреле»- «Алмазе») часто покупал там горбушу горячего копчения, перевязанную веревочкой, и салаку в золотистой шкурке. Почему я это вспомнила...?
Немного дальше стояла спортивная школа (ул. Алабяна,13), где в 1970 году мы, работники отдела №40 МКБ «Алмаз», по вечерам раз в неделю играли в волейбол, а летом занятия переносились на стадион «Алмаз», что в парке Покровское-Стрешнево.
Спустя 18 лет мой сын занимался в этой школе в секции волейбола, а в 2005 или в 2006 году ее снесли и построили дом для офицеров со спортивным залом.
Здание МКБ «Алмаз» (Ленинградский проспект, 80) - постройка сталинского времени, для которого характерны архитектурные украшения. После войны здесь работали немецкие специалисты, жившие в Тушине, в немецком поселке, что находился у теперешнего кинотеатра Полет на Нелидовской улице. Я на «Алмазе» проработала почти 7 лет, окончила вечерний институт, и благодарна тем людям, которые научили меня тонкостям специальности, творческому отношению к делу и, как ни странно, дисциплине.
Недавно я встретила свою одноклассницу Татьяну Вовк. Оказалось, что мы почти три года работали на «Алмазе» в одном здании, в одном подъезде, только на разных этажах, и спустя 35 лет узнали об этом. Такая была степень секретности на территории.
Однажды на проходной вооруженный вахтер попросил показать, что у меня в сумке. Обнаружив чертеж для курсовой работы по «Технологии металлов», он вызвал патруль. Все шли домой, а меня под конвоем вели к коменданту. Все обошлось, но страху я натерпелась...!
В доме № 78 по Ленинградскому проспекту на углу был книжный магазин с букинистическим отделом. Однажды я решила заработать немного денег и сдать книги Ландау, Капицы и других физиков, что остались со времен учебы моего брата. С увесистой пачкой книг я пришла в отдел. Полистав учебники, продавец вернул их обратно, сказав, что за 20 лет теории устарели, и книги эти никому не интересны. Пришлось все везти домой. Но прошло время, и я сдала книги на макулатуру, получила талоны и купила на них что-то.
Теперь идем вдоль Ленинградского проспекта к Центру. За павильоном метро находился дом № 74 с магазином «Фототовары». В 1978-1980 годах там можно было купить цветную немецкую пленку для слайдов. Используя черно-белую пленку, многие печатали фотографии сами. С цветной пленкой были проблемы, а со слайдами – никаких. Пленка была отличного качества – такого же качества получались и слайды.
Чуть подальше, в этом же доме был магазин «Океан» с кафетерием, где продавались рыбные бутерброды и выпечка. Нередко, перед занятиями в институте я забегала туда после работы.
Напротив, на другой стороне Ленинградского проспекта, в доме № 71 располагался кинотеатр «Сокол». К сожалению, сейчас то место трудно увидеть – понастроили палаток, павильонов – пешеходам негде пройти, станцию метро не найдешь, не городские площади, а рыночные. Видно не любят наши градоначальники свой город, а иначе вместо палаток посадили бы деревья. А то все деревья вырубили или сгубили антигололедными препаратами.
В этом кинотеатре часто дежурил мой папа в качестве дружинника. По рабочей сетке ему полагался отпуск в 12 дней, а дружинникам за 12 выходов добавляли к отпуску еще 3 дня. Когда начинался сеанс, ему разрешали войти в зал, а перед окончанием сеанса, он снова выходил на пост. Так он посмотрел много фильмов, догадываясь, чем они начинались и чем заканчивались.
Церковь Всех Святых я, комсомолка, обходила стороной. Но уже в 1995-1997 годах спокойно ходила в Крещение за святой водой для мамы. Работающих храмов было мало (только, только их стали возвращать верующим), поэтому очереди были большие, вдоль всей церковной ограды. Слышала, что здание колокольни отклонилось от вертикали, но думаю, что все дефекты были устранены при недавнем ремонте храма.
Еще один кинотеатр был в глубине парка за церковью – кинотеатр «Ленинград». Это был кинотеатр высшего класса. Перед кинопоказом на вечерних сеансах выступали артисты Мосфилармонии. Часто выступали певцы с популярными песнями в сопровождении инструментального ансамбля.
"Генеральский дом"... Теперь трамвай делает разворот, не доезжая его, продуктов много и в тушинских магазинах. Мои дороги не проходят мимо этого дома, но в памяти он стоит, как крепкая могучая крепостная стена, с множеством барельефов и памятных досок людям, которые в нем жили.
27 комментариев, последний 11 апр. 2010