День 7 Ноября
Красный день календаря.
Посмотри в свое окно-
Все на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет,
Там, где шли трамваи.
В этот день и стар, и млад
Празднуют свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу.
Это стихотворение я помню с детства.
Многие давно уже забыли про этот праздник, и считают те события 1917 года переворотом, а не революцией. Люди, которые превозносили марксизм-ленинизм, стали демократами и вычеркнули советское время из истории страны. Но то время забыть нельзя, как и праздник «7 Ноября».
К празднику «7 Ноября» начинали готовиться заранее.
В начале ноября город украшали флажками, флагами и стягами. На фасадах домов вывешивали портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Брежнева, членов правительства и президиума ЦК КПСС. В детских садах проходили утренники. В школах, на заводах и фабриках выпускались праздничные стенные газеты, проходили торжественные линейки и собрания. К ноябрьским праздникам обновлялись Доски почета районов и всех предприятий. Лучшим людям по профессии объявляли благодарности, вручали почетные грамоты, медали, ордена.
К годовщине Революции пускали в строй новые заводы и фабрики, открывали новые кинотеатры и стадионы, запускали космические аппараты, ставились новые спектакли.
Празднование Октябрьской революции начиналось с торжественного заседания в Кремлевском Дворце съездов. В зале присутствовали ударники и передовики производства, ветераны войн и революции. Заседание проходило 6 ноября и длилось часа три. Кульминацией заседания было выступление пионеров. Дети в белоснежных рубашках, с белыми бантами и с алыми галстуками на груди заполняли все проходы в зале и поднимались на сцену. Звонкими голосами они читали стихи о Родине и партии так трогательно, что у ветеранов революции на глазах наворачивались слезы. После заседания был праздничный концерт, который всегда транслировался по телевизору. В программе были балетные номера, арии из опер, выступления национальных хореографических коллективов и хора московского военного гарнизона.
Сам праздничный день 7 Ноября начинался с трансляции парада по радио и телевидению. Сначала на экране телевизоров появлялась заставка « Интервидение», потом показывали стены Московского кремля, и трибуны с зарубежными гостями.
Почти все советские семьи завтракали под перезвон кремлевских курантов во время репортажа с Красной площади.
С детства помню, как командующий парадом принимал войска:
- Здравствуйте товарищи артиллеристы!
- Здравия желаем!
Многократное эхо в тысячу раз усиливало рапорт военнослужащих.
- Поздравляю Вас с годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции!
- Ура!! Ура!! Ура!!
Это «Ура» подхватывали все военные, вся площадь, вся страна. Потом под праздничный марш машины с генералами направлялись к следующему полку, и все повторялось. Парадная форма, суровые лица, красные знамена – мурашки пробегали по телу.
Военный оркестр исполняет старые армейские марши. Под его музыку по брусчатке Красной площади, чеканя шаг, идут солдаты всех родов войск. Телевизионная камера выхватывает то одно лицо, то другое, а вот она показывает правительство и почетных гостей на трибуне мавзолея.
Люди старшего поколения ожидали парад военной техники. Видя с экрана мощные бронетранспортеры, ракетные установки и баллистические ракеты, они гордились страной и своей сопричастностью к происходящему.
Обязательно был парад физкультурников. Сотни молодых людей в элегантных костюмах завораживали своими выступлениями. Эта четкость вырабатывалась многими репетициями и тренировками. Участники таких парадов потом могли за полцены приобрести реквизитный костюм. Моя знакомая Люба после парада всю зиму в синих брюках, в малиновом свитере, в белой шапочке и белых рукавичках с утра по субботам ходила в магазин. Тушинские обыватели завидовали красивой девушке, думая, что она пришла с лыжной прогулки. Правда - костюм был великолепный!
Как только с Красной площади уходили физкультурники, она заполнялась демонстрантами. Каждый район имел свое цветовое решение и свое оформление.
Мама рассказывала, что в ее молодости на демонстрацию делегировали только самых достойных сотрудников. Счастливчики потом с трепетом в голосе передавали, что видели самого Сталина. А некоторым не повезло, когда они проходили мимо мавзолея, отец народов уже ушел с трибуны. В те годы демонстрация трудящихся длилась более шести часов.
В мою молодость на демонстрацию ходили комсомольцы и члены партии. Сбор колонн назначался на 8 часов. Сама демонстрация начиналась в 11 часов. В холодную, сырую, а часто дождливую погоду, желающих померзнуть было не так много. Как-то в году 1974 или 1975 с утра 7 ноября шел дождь, который потом перешел в мокрый снег. Люди замерзли, цветы, транспаранты и флаги намокли и обвисли. Недалеко от Красной площади нам объявили, что демонстрация отменяется ввиду плохой погоды, и мы пошли по домам.
Мы, комсомольцы ходили не только на демонстрации. Мы на субботниках и воскресниках строили больницы, стадионы, помогали строить АЗЛК, гостиницу Москву. Да, да. Часть здания гостиницы, что была обращена к Манежу – старая, а часть здания, которая выходила на Театральную площадь, построена в начале 80-х годов на месте ветхих двухэтажных домиков.
Вдоль улиц, по которым шли демонстранты к Красной площади, устанавливали лотки с кондитерскими изделиями, бутербродами и соками. В те времена на прилавках лотков были дефицитные продукты, такие, которых не было в магазинах. Моя тетя Катя 1900 года рождения жила на Ходынской улице, где не было магазинов. Это сейчас в каждом доме частный магазин, это сейчас на каждом углу киоски и палатки. Для тети - те праздничные дни были поистине праздничными: она рядом с домом могла купить свежие булочки, конфеты и бутерброды с колбасой.
Но вот демонстрация закончилась, и праздник перемещается на районные площадки.
В эти дни в кинотеатрах шли новые фильмы о революции. По радио, по телевизору и из репродукторов звучали революционные песни и песни о гражданской войне: «Смело, мы в бой пойдем», « Вихри враждебные», « Интернационал», «По долинам и по взгорьям», «Там, вдали за рекой». Между прочим – мелодии очень хорошие, и стихи писали талантливые поэты.
Вышли мы все из народа-
Дети семьи трудовой.
«Братский союз и свобода» -
Вот наш девиз боевой.
Весь этот праздник проходил под знаком скорого всемирного счастья, ради которого столько людей отдали свои жизни.
Вечером все шли смотреть салют и праздничную иллюминацию. Краше всех сиял разноцветными лампочками Московский Телеграф на улице Горького. Два цветовых панно менялись к каждому празднику и всегда приятно удивляли москвичей. На панно комбайны убирали хлеб, дымили заводы, плотины перекрывали реки, мчались поезда, летели самолеты и космические корабли, золотыми лучами сияло солнце. А над входом сверкал герб Советского Союза. Рядом в ночной темноте сияли красные звезды Кремля.
Вот грохочут орудийные залпы, и цветные букеты взвиваются в высь. Салют завораживает и детей и взрослых.
7 ноября 1984 года, стояла ненастная погода. Тогда уже боевой расчет стрелял у Речного вокзала. Все тушинцы пришли к заливу, к Универсаму. Но из-за низкой облачности салюта они не увидели. По-моему такой случай был всего один раз.
Завершался первый праздничный день знаменитым «Голубым огоньком». Известные певцы и актеры, Герои труда и боевые генералы поздравляли россиян с праздником, пели любимые песни и желали всем людям здоровья, любви, мира и счастья. Об этом и мечтали простые люди, вовлеченные в революцию, поверившие лозунгам: «Мир – народам!», «Земля – крестьянам!» «Фабрики - рабочим!».
16 комментариев, последний 18 нояб. 2009