Галина Прохоровна Исаева - ветеран войны и труда, она ежегодно получает благодарственные письма от В.В. Путина, Ю.М. Лужкова. Перед ее глазами проходили годы и десятилетия Рязани и Тушина. Менялись времена, менялись люди, менялся облик улиц и площадей. «Это сейчас Тушино разделено на три района и входит в состав Северо-Западного административного округа столицы, - рассказывает она. - А когда-то это был отдельный город Московской области».
Когда семья Галины Прохоровны в начале 30-х переехала из Рязани в Тушино, она была еще ребенком и мало что помнит. Воспоминания приходят, начиная со школьного возраста. Тогда ее семья жила в старом ветхом бараке у подножья котлована на улице Свободы, где в то время строился канал им. Москвы.
Потом родители устроились на другую работу, и семья переехала на улицу Сходненская, в двухэтажный дом около Западного моста.
Когда началась война, Галине было всего 12 лет. Страшное время оставило яркий след в детской памяти: рев самолетов, взрывы бомб, горящие дома, слезы и горе обезумевших от страха людей.
В первые месяцы войны вокруг Тушина была построена система противотанковых рвов, на дорогах были расставлены противотанковые ежи, надолбы из чугуна и бетона, проволочные заграждения. В городских парках были рассредоточены многочисленные артиллерийские орудия. Окна во всех домах оклеены широкими бумажными полосками, введена строжайшая светомаскировка (отключение электроэнергии было централизованным). Нигде не было ни единого огонька, редкие машины ездили с включенными фарами. В каждом доме на чердаке всегда находились ящики с песком, кирка, лопата, на случай если нужно затушить горящую «зажигалку».
«Помню, когда на крышу попадали огненные «зажигалки», бежала их тушить, чтоб не взорвались. А страшно - идет бомбежка. Однажды чуть не задело осколком», - вспоминает Галина Прохоровна.
В Тушине находились многие важные объекты, разбомбить которые было целью фашистской авиации. Здесь проходит железная дорога Москва - Рига, начинается Волоколамское шоссе, расположены два аэродрома, Тушинский и Захарковский, которые могли стать удобным местом для выброски десанта. В Тушине заканчивается канал Москва - Волга, основная артерия снабжения столицы продовольствием и топливом.
В войну были разрушены многие здания, сгорели деревянные постройки. Были убитые и раненые и в самом Тушине, и в авиагородке. Жертв и разрушений могло быть еще больше, если бы против фашистских бомбардировщиков не действовали наши зенитчики, чьи орудия были расставлены во многих местах.
«Когда немцы подходили к Москве, была слышна канонада, оглушал звук зениток. Солдаты расположились у нас на кухне, зенитчики под окнами, всю ночь спать было невозможно. Многое забыто, вспоминать тяжело, какой-то необъяснимый парализующий ужас».
Население пряталось в бомбоубежищах, специально оборудованных укрытиях и т.д.
«Конечно, время было страшное, но люди все переносили терпеливо, понимали, что война, все поддерживали друг друга», - вспоминает Галина Прохоровна.
Когда ей исполнилось 14 лет, она пошла работать в колхоз. За это ей полагались рабочая карточка на питание и спецталоны в столовую на второе блюдо. Рабочий день в колхозе был по 12 часов, работала в основном молодежь, можно сказать дети. Когда не было сил идти домой, спали в пустых стойлах коров. Скот был истощен, кормить было нечем.
Галина Прохоровна проработала на заводе полгода. Вступила в комсомол, потом записалась добровольцем в штаб МПВО, попала в медико-санитарный взвод. Подростком она научилась накладывать шины раненым, делать перевязки, стрелять. Дежурила в госпиталях, проверяла светомаскировки, тушила зажигательные бомбы. Затем была откомандирована в распоряжение хозяйственного управления МВД на Огарева, 6. Потом училась на техника-животновода, в военные годы Москва особенно нуждалась в мясе.
После обучения ее направили в совхоз Лидино Московской области. В то время там работали заключенные, пасли и доили скот, пахали землю, сажали картошку. В совхоз завезли молодняк КРС, рабочих обучали как кормить бычков и телочек. Через некоторое время привезли пленных немцев строить загоны на летнем пастбище.
«Я выдержала столько, вспоминать даже страшно, не дай Бог никому! Было жутко: деревня, немцы, а кругом лес».
Были случаи побега пленных немцев. А еще Галина Прохоровна помнит, как немцы, оголодав, ловили и ели лягушек...
Только в 1946 году Галина смогла вернуться домой. В комнату 14 кв. метров, на 10 человек.
В каждом доме были участники войны. Многие погибли на фронте. Остатки военных сооружений в Тушине долго можно было видеть у Западного моста отводного канала, на высоком берегу реки Сходня, на Западной дамбе канала, у туннеля Волоколамского шоссе, в Захарковском парке.
Несмотря на полную разруху, город довольно быстро восстановили: возвели новые дома, проложили шоссейные дороги. Снесли деревню Петрово - застроили аэродром, проложили трамвайные пути.
Построили современный ДК «Салют», а раньше на его месте был барак - зимний клуб. «Мы сюда на танцы ходили. Танцы и музыку я очень любила, 7 лет в хоре занималась, возвращаешься домой и столько радости, счастья», - рассказывает Галина Прохоровна.
А в парке около Восточного моста, где сейчас стоит школа № 819, был летний клуб. По субботам и воскресеньям там играл духовой оркестр. И особенно радует Галину Прохоровну то, что в этом году парк возродили, украсили, отремонтировали фонтан.
На вопрос: «А сегодня вам нравится район, в котором вы живете?» Галина Прохоровна отвечает: «Сейчас наш район очень чистый и ухоженный, утопает в зелени - у нас много парков, скверов, везде цветы, повсюду красивые новые дома. Южное Тушино мне, конечно, очень нравится».
День физкультуры/физкультурника (??) 20 мая 1941.
Галина Прохоровна Исаева
Первомайская демонстрация в городе Тушино. Год неизвестен.
Авиационный праздник на тушинском аэродроме.
Фотография имеет отношения к Галине Прохоровне (и Тушино, видимо), но аннотации у меня никакой нету.
79 комментариев, последний 24 окт. 2011