RadioHead

4ygak, 10 августа 2005 ( редакция: 29 октября 2018 ) http://www.mtv.ru
Томас Эдвард Йорк (Thomas Edward Yorke) появился на свет 7 октября 1968 года — он родился с парализованным правым глазом и к шести годам перенес уже пять операций. Врачам так и не удалось окончательно исправить дефект — его правое веко по-прежнему прикрыто.
В возрасте семи лет Том вместе со своей семьей переехал в Оксфорд — там он и пошел в первый класс. В частной школе ему пришлось туго — дети сразу же возненавидели его за физический недостаток, придумали кличку Cаламандра (из-за глазных проблем он носил тогда необычного вида очки) и все время дразнили его, закрывая себе один глаз. В ту пору друзей у него не было, да и девочки не обращали на странного мальчика никакого внимания. Что оставалось Тому? Видимо, терпеть и мечтать.


Больше же всего на свете он хотел быть Брайаном Мэйем, гитаристом группы Queen. И когда родители подарили ему на день рождения испанскую гитару, он тут же стал брать уроки игры в одной музыкальной студии, куда пришел со словами: «Я хочу быть поп-звездой». Том сделал свой выбор — и вот, потянулись долгие месяцы изнуряющей практики...

В школе тем временем он познакомился с Коллином Гринвудом — этот парень тоже был чудаком и как следствие, изгоем. Или наоборот. Так или иначе, они подружились. В свободное время ребята вместе ходили на дискотеки. Там они выбирали момент, ставили кассету Joy Division — и танцпол мгновенно становился пустым. Это называлось «срывать вечеринки» и было их любимым развлечением. А время шло.

Найдя друг в друге много общего, подростки «замутили» панк-группу. Она называлась TNT. Коллин играл на басу, а Том пел и играл на гитаре. Местом их тогдашних концертных выступлений был школьный актовый зал, стойкой для микрофона — швабра. Спустя некоторое время к Тому и Коллину присоединился еще один молодой человек — хорошо известный теперь Эд О'Брайен. Троица решила назвать себя On a Friday. Такое название они придумали потому, что репетировали только один раз в неделю, и этим днем была пятница.

Затем в группе появился Фил Селвей, которого парни пригласили на роль барабанщика: их драм-машина сломалась, а у него была ударная установка. Также в состав группы вошел Джонни Гринвуд — младший брат Коллина. Вообще-то Джонни был профессиональным скрипачом и выступал в составе юношеского оркестра The Thames Vale Youth Orchestra. Однако он долгое время просил брата взять его в команду и, получив согласие, согласился играть на простой губной гармошке. История группы Radiohead уже почти что начиналась... Почти.

Летом 1987 года Том, Коллин и Эд заканчивают школу. Одним из самых серьезных препятствий дальнейшему развитию On a Friday стало негативное отношение к группе родителей, которые хотели, чтобы их сыновья продолжали образование. В1988 году Том уезжает учиться в Exeter University, где изучает историю живописи и английскую литературу на двух факультетах одновременно. В ту пору он вдохновляется творчеством Фрэнсиса Бекона, поэтому все картины Тома — красные, белые или черные.

Когда пришло время сдавать дипломную работу, Том отсканировал репродукцию «Сикстинской Мадонны» Микеланджело, с помощью компьютерной программы изменил ее, затем распечатал, подписал своей фамилией и благополучно сдал. Так Том окончил университет.

После окончания университета Том возвращается обратно, и тогда ребята все вместе селятся в одной квартире в Оксфорде. Фил работает в издательстве, Эд подрабатывает барменом, Том — остается дома придумывать музыку. Группа продолжает собираться, репетировать и давать концерты. Джонни переходит на гитару и в конце концов становится ведущим гитаристом группы. В результате долгой и упорной работы у коллектива заметно улучшается звучание.

В апреле 1991 года группа записывает свою первую демо-запись «Пьяный ежик» (Manic Hedgehog). Ребята начинают выходить из подполья. После одного концерта в журнале NME появляется первая положительная рецензия. NME называет On a Friday «потрясающе напряженной группой». Однако критикам не нравится название команды, они считают его весьма ординарным. И тогда ребята называют себя Radiohead. (“The Radio Head” — есть такая песня у группы Talking Heads на альбоме 1986 года “True Stories”. Тому Йорку и компании в те времена «Говорящие головы» очень нравились, отсюда и название). Еще немного корректировки материала, беготни и усилий... и контракт с EMI подписан. В сентябре 1992 года у группы выходит эпохальный сингл “Creep”. Тот самый, разумеется.

Затем 22 февраля 1993 года Radiohead выпускает дебютный альбом “Pablo Honey”, который состоит из 12 треков (42 минуты). Диск был записан и сведен на студии Chipping Norton. Продюсерами альбома стали Шон Слейд и Пол Колдри. Поначалу ничто не предвещало бешеной популярности: 78 место сингла в чартах, несколько сдержанных отзывов и умеренные продажи (6000).

Однако вдали от Великобритании, в Америке, в Сан-Франциско, радиостанция Live 105 провозгласила “Creep” песней года. И хотя сам сингл занял скромное 34-е место, альбом “Pablo Honey”, записанный всего за 3 недели, стал золотым — Radiohead поехали в тур в поддержку пластинки. В Соединенном Королевстве “Creep” был переиздан, и ровно через год после своего первого выпуска взломал чарты и добрался до 7-го места.

Второй по счету диск Radiohead вышел 13 марта 1995 года. Он назывался “The Bends”. (The bends — так называют очень болезненное состояние ныряльщиков, когда они слишком быстро поднимаются с глубины). Сингл “Street Spirit” был великолепен, а альбом в целом оказался много мощнее их дебютной пластинки.

“The Bends” прохладно приняли в Америке, но в британский Top 30 попало сразу пять песен из этого альбома. С этого момента их никто больше не называл группой-однодневкой или creep-boys. По мнению журнала “Melody Maker”, “The Bends” — лучший CD 1995 года. Группа обрела свое неповторимое лицо.

Третий студийный альбом Radiohead вышел 16 июня 1997 года. Диск состоял из 12 песен (55 минут). Первоначально альбом назывался “Ones And Zeros”, но в результате получил название “OK Computer”. Выпуск диска явился результатом удачной продюсерской работы Найджела Годрича и самих Radiohead. Автором обложки стал Стенли Донвуд, который и до сих пор придумывает картинки для Тома и компании. Работа над новым альбомом была начата еще в конце января 1996 года. К марту того же года материал был отрепетирован: музыканты отправились в пятинедельный тур по США и Канаде — в его рамках группа опробовала новый материал.

В июле 1996 года началась запись. Желая поэкспериментировать, музыканты записывались на нетрадиционной аппаратуре. В сентябре ребята перевезли оборудование студии в роскошный особняк, который некогда принадлежал актрисе Джейн Сеймур. Дом оказался большим, и это было незамедлительно использовано. Так, «радиоголовы» играли в бильярдной, а Найджел в это время сидел и записывал их из библиотеки. К Рождеству песни были готовы. Материал был завершен и смикширован в Лондоне в феврале 1997 года. Некоторое время спустя вышел сингл “Karma police”, а затем, в июне, увидел свет и сам альбом. Вокал, исполнение, звук, тексты, мелодика — на новой пластинке все это получилось изумительным. Да, композиции были разноплановые (как по своему звучанию, так и по настроению), но все они были непререкаемо хороши.

Впрочем, вот что говорит по этому поводу Том Йорк: «Существенная часть альбома — это бегство от реальности. Вам необходимо прослушать этот диск не менее пяти раз, чтобы понять, о чем это мы. Есть люди, которые думают, что этот альбом — наше коммерческое самоубийство, поскольку это не поп-альбом. Однако мне думается, в нем сплошные попсовые мелодии. Впрочем, там нет песен о любви, но это оттого, что сейчас меня не очень волнует эта тема. Если честно, то я не создан для написания любовных песен».

Так или иначе, третий альбом Radiohead сделал их самой популярной группой 97-го года, а его выход стал большим событием в музыкальном мире. Весьма возможно, что после выхода “OK Computer” изменился сам ландшафт рок-мейнстрима. Признанные лидеры мейнстрима — Майк Стайп (R.E.M.) и Боно (U2) — символически передали эстафету Тому Йорку. “OK Computer” стал платиновым.

... Затем произошел логический спад — интерес к группе несколько поубавился. Они выпустили несколько синглов (“Airbag / How Am I Driving? EP”) и сняли небольшое кино про себя. Долгое мировое турне измотало коллектив, и Radiohead ушли на время в тень, на глубину... В апреле 1999 года команда вернулась в студию для записи четвертого студийного альбома. Ситуация была тяжелая. У Тома депрессия. Он не знает, как должен звучать новый альбом. К тому же перед группой практически невыполнимая задача — повторить успех “OK Computer”. Куда идти? Что дальше? В каком направлении двинуться? В студию Том Йорк пришел совершенно «налегке», не имея никакого предварительно записанного материала. Раньше с ним такого никогда не случалось... Но надо было приступать.

Каков итог творческих метаний? “Kid A” вышел 2 октября 2000 г. Несмотря на то, что никаких синглов с этого альбома не было выпущено, а раскрутка шла преимущественно через интернет, “Kid A” возглавил список самых продаваемых пластинок в США и получил «Грэмми» как лучший альтернативный альбом. Саунд группы изменился до неузнаваемости и стал экспериментальным. На формирование нового стиля Radiohead повлияла музыка таких электронных коллективов, как Aphex Twin и Autechre.

Их следующий диск “Amnesiac” был готов уже к ноябрю 2000. Материал для него и для «Kid А» сочинялся в одно время. В продажу он поступил 4 июня 2001. В поддержку альбома вышли синглы “Pyramid Song” и “Knives Out”, а на сами эти песни были сняты пронзительно-гениальные клипы. Плюс к этому только в интернете можно было скачать видео “I Might Be Wrong”. Этот альбом по звучанию был очень похож на своего предыдущего брата — можно даже сказать, что два этих альбома — своего рода сиамские близнецы. “Amnesiac” стал еще более продаваемым, чем “Kid A”. Выпуск альбома был ознаменован началом турне по Европе, Северной Америке и Японии. Естественно, апофеозом всей серии концертов стало выступление в родном Оксфорде вместе с Beck и Supergrass. Одним из результатов тура стал концертный альбом “I Might Be Wrong”: он состоит из восьми треков и включает в себя акустическую версию ранее не издававшейся композиции “True Love Waits”.

Следующей пластинки пришлось ждать около трех лет. Шестой студийный альбом Radiohead вышел 9 июня 2003 года. Он состоит из 14 треков и называется “Hail To The Thief”. По словам самих музыкантов, это их лучшая пластинка, так как она очень точно отражает не только то, что происходит у них в душе, но и то, что происходит в мире в целом.

Материал для нового CD писался музыкантами в процессе концертного турне 2001 года, то есть в движении. Это чувство — чувство движения — они и хотели сохранить в своей новой работе. Как всегда, судить — получилось у них, или нет — вам.

Разумеется, за выходом альбома последовал очередной масштабный концертный тур. Где-то пути, в середине 2004 года Radiohead выпустили мини-альбом “Com Lag”, состоявший из всякой всячины – живых треков, песен, не вошедших на “Hail to the Thief” и ремиксов. Отпахав очередное музыкальное турне, музыканты честно заявили, что пока с них хватит – пришла пора взять отпуск. Каждый из них, впрочем, понимал отпуск по-своему – и если Эд О’Брайен отправился путешествовать по миру, а Фил Селвей решил проводить больше времени со своей семьей, то Джонни Гринвуд не только написал музыку для фильма “Bodysong”, но и подписал контракт с BBC на озвучивание их программ. В 2004 году группа снова, в третий раз подряд получила премию журнала Q как самая лучшая группа в мире на данный момент – правда, в следующем году ее отдали Red Hot Chili Peppers. Также в 2004 году в широкую продажу поступил DVD под названием “Radiohead TV: The Most Gigantic Lying Mouth of Our Times”, который ранее можно было приобрести только через интернет. В аннотации говорилось, что на диске были собраны «24 короткометражных фильма, озвученные музыкой Radiohead» - плюс к тому в секции бонусов можно найти несколько неиздававшихся песен группы в формате МР3. Вернуться в студию группа обещает к середине 2005 года, и честно сообщает всем заинтересованным, что пока не имеет ни малейшего понятия, какой будет их новая музыка. Также в 2005 году Джонни, Фил и Эд должны появиться в фильме «Гарри Поттер и кубок огня» - они исполнят роли волшебной музыкальной группы The Weird Systers, выступающей в Хогвартсе. Вокалом в группе будет заведовать Джарвис Кокер.

Дискография

Com Lag (2004)
Hail to the Thief (2003)
Amnesiac (2001)
Kid A (2000)
OK Computer (1997)
The Bends (1995)
Pablo Honey (1993)

Creep
My Iron Lung
The Bends
Paranoid Android
The National Anthem
Pyramid Song
2+2=5
Обсуждение публикации на форуме
20 комментариев, последний 10 июл. 2013