Переход на рельсы новой экономической политики (ах, где-то я уже читал об этом), перевернул нашу жизнь. Во многих её областях наконец-то всё встало с головы на ноги, а во многих и наоборот... Я хотел бы поделиться с вами моими мыслями, как вы уже догадались по названию статьи, о дополнительном техническом образовании детей и подростков.
С детьми (дошкольниками и младшими школьниками), на мой взгляд, всё понятно: чем бы дитя не занималось, лишь бы не бездельничало. И хотя с этим утверждением можно и поспорить, но я уверен, что в большинстве случаев это именно так и должно быть. Тут приходят на помощь все школьные и нешкольные платные и бесплатные кружки, куда дети приходят и занимаются рисованием, вышиванием,танцами, физкультурой и т.д., то есть тем, что их приучает просто к труду, а это очень важно.
А вот подростки... По моим наблюдениям, у человека среднего школьного возраста просыпается потребность что-то создавать, творить, выделяясь из коллектива, привлекая к себе внимание сверстников и взрослых. Наверное как раз в этот период в человеке и вырабатываются стойкие предпочтения к тем или иным увлечениям, занятиям. Я бы назвал этот период началом поиска собственного "я", первыми серьезными размышлениями о выборе профессии.
В этот период становления личности очень важно помочь подростку попробовать себя в том или ином деле, не ограничивать его в попытках что-то смастерить, не "бить по рукам" фразами типа: "-А зачем тебе это нужно!", или "-Здесь квартира, а не сарай!", а вместе с ним осмыслить его идею, в чём-то помочь материально, в чём-то своим участием и трудом.
Но, в силу разных причин, не все родители могут себе позволить такое участие в увлечении собственного сына. Встаёт законный вопрос: а что делать этому молодому человеку, который вопреки всему, возможно по случайно попавшим в его руки книгам или журналам, всё-таки заинтересовался тем или иным видом технического творчества?
А ничего! Нужно, следуя советам одноклассников, "забить на это дело" и лучше пойти потусоваться где-нибудь во дворе с пивком, или, если зима, засесть в компьютерном клубе (думаю, не надо объяснять, чем они там занимаются). Почему? Потому, что у нас почти не осталось технических кружков. Есть любые клубы, любые кружки, кроме технических. По всему СЗАО я не нашёл ни одного радиотехнического кружка! По моим сведениям (конечно могу ошибаться, но, думаю, не на много), есть один судомодельный, один автомодельный и один авиамодельный. И всё!
Один автор в своей книге, посвящённой юным радиолюбителям, писал: "...Умение всё делать своими руками, привычка анализировать свою работу и стремление к совершенному - эти качества, воспитанные радиолюбительством, очень мне пригодились... Вся наука об электричестве не была для меня чем-то абстрактным. Начатки этой науки я постиг ещё до института, до многого дошёл размышлениями, многое сделал своими руками. И теперь я знаю, настоящий радиоспециалист начинается с радиолюбителя."
В 1990 году у нас в Тушино было шесть(!) радиокружков: два на Планерная 7, Планерная 3 корп. 2, два кружка на Героев Панфиловцев 9 корп. 2, и один в Доме пионеров на Виллиса Лациса. В каждом занималось около десяти человек ! Уверен, эти объединения работали не просто для развлечения, а вырастили много будущих радиоинженеров.
Что же мы имеем на сегодняшний день? Все перечисленные выше адреса закрыты. Радиолюбительство на "всех фронтах" испытывает серьёзные затруднения - закрываются кружки и радиошколы (ДЮСТШ РОСТО), авиа-, авто- и судомоделизм постепенно уходят от самостоятельного конструирования и переходят на покупные готовые модели или в лучшем случае на конструкторы.
Что происходит ? Регресс ? Я, конечно, понимаю - постиндустриальная экономика и общество, психология потребления и прочая туфта, но скажите, разве мы, родители, не хотим, чтобы наши дети хоть немного разбирались в технике и электронике, да даже просто расширяли свой кругозор в этих областях и не ограничивались рекламой, "мобилами" и компьютерными играми.
Конечно, нельзя обойти и тот факт, что вести эти кружки просто некому. На смену прежним руководителям никто не пришёл. Наверное, не только потому, что зарплата ниже некуда, но, наверное и потому, что работа с детьми требует от педагога какого-то участия, а не просто присутствия. А на это не способны люди, работающие только за деньги.
Обращаюсь к аудитории "Хомяка"!
Уверен, среди нас есть радиолюбители. Давайте объединим усилия в возрождении кружков. Ведь уделить ребятам один или два вечера в неделю - это не так сложно! Тем более если свои дети или внуки подрастают и вот-вот войдут в тот самый "уличный" возраст. Я сам веду радиокружок уже несколько лет. Накоплен небольшой опыт, которым с огромным удовольствием готов делиться со всеми желающими. Естественно, буду помогать чем смогу.
Друзья! Если вы сами изъявите желание, или ваши отцы, или еще кто захочет вести радиокружок, напишите мне.
На этом, откланиваюсь и жду обсуждений.
73! Обсуждение публикации на форуме 13 комментариев, последний 07 мая 2015
13 комментариев, последний 07 мая 2015