Это мой дом №46 по Сходненской улице, а рядом – дом №44. Этот дом, уже тогда имел во дворе подземный гараж. С другой стороны стоит дом №48, где уже столько лет размещается детский садик. Раньше, часть нашего двора занимали площадки для прогулок этого садика.
Дом № 50 был последним, за ним тянулся луг с лужицами, в которых мы ловили тритонов, а дальше стояла деревня Захарково.
Когда мы переехали в 1955 году, наш дом отапливался дровами. На кухне стояла печка, и в ванной была маленькая печка. Дровяной склад находился за школой №12, сейчас это Милицейский колледж. Дрова хранились в подвале дома. Там у каждого хозяина квартиры имелся чуланчик. Там же хранили картошку и соленья и варенье. В подвал можно было спуститься, не выходя из подъезда. По нему можно было пройти в соседний подъезд, а можно было там и заблудиться.
В подвале первого подъезда находилась котельная. Она работала на угле. Помню, как-то зимой были холодные батареи, и мама послала папу к кочегару в котельную.
- Да, он просто заснул – объяснил потом папа, и батареи стали нагреваться.
Еду готовили не только на печке, но и на керосинке и на керогазе. Нас, детей, посылали в керосиновую лавку. Сейчас на ее месте, на улице Сходненской стоит дом №15. Позднее, когда провели газ, то у каждого на стене, на кухне висел огромный газовый счетчик, а в ванной комнате и сейчас - газовая колонка. В этих домах до сих пор нет проблем с отключением горячей воды.
А это моя школа №12. Детей было так много, что учились в две смены. Чтобы не учиться в три смены, ее крыло достроили, а потом пришлось строить новую школу №114.
Наш первый класс был на первом этаже. Помню, как первого сентября, после линейки мы сели за парты, а родители заглядывали в окна и старались увидеть своих детей.
А парты в то время были настоящие, покрашенные в черный цвет. Парты были разные: впереди стояли маленькие, для маленьких детишек, а у стенки стояли парты для высоких детей. Столешница у парты располагалась под уклоном, что не давало сутулиться ученикам. На каждой парте была встроена чернильница. Мальчишки туда клали мух, или маленькие кусочки ваты, отчего на тетради при письме получались кляксы. А писали тогда простыми перышками, и они поскрипывали от нашего усердия.
В мое время не было октябрят, но я была пионеркой и знаю, что такое староста класса, Совет отряда. Хорошо помню торжественные линейки пионерской дружины на втором этаже.
Каждую весну у нас была производственная практика – наш класс вскапывал клумбы и сажал цветы вокруг школы. Рассаду мы брали на базе Зеленхоза, что находилась на Цветочной улице. Все лето и осень школа утопала в цветах. На пришкольном участке у нас был и сад и огород. В саду росли яблони, крыжовник, черная и красная смородина. На огороде сажали рожь, овес, пшеницу, морковь, свеклу и другие культуры.
Сейчас на месте школьного огорода построили еще один корпус Милицейского колледжа, да и фасад старого здания изменили.
С большой нежностью я вспоминаю учительницу по математике Валентину Ефимовну, учительницу французского языка Альбину Федоровну. Юлия Филипповна у нас преподавала географию, домоводство в нашем классе вела Тамара Ипполитовна. Если бы не ее уроки, я бы не научилась шить, и не просто шить, а получать от шитья удовольствие.
Учительница по истории Нина Ивановна старалась делать все, чтобы мы полюбили ее предмет.
Завуч Елена Алексеевна не учила нас, но ее светлый спокойный образ до сих пор хранится в моей памяти, как и все, что связано со школой №12.
Это - двухэтажный магазин на Сходненской улице.
Помню, было 1 Мая. Моя семья собралась в гости к дедушке, собрали все вещи, продукты, а белого хлеба – нет. День праздничный, магазины не работают, но есть же дежурный двухэтажный магазин.
И вот я иду по тротуару: ранний, солнечный день, голубое небо, алые знамена, первые зеленые листочки на тополях.
Помните, этот весенний тополиный запах и ожидание чуда! Вот, что напомнила эта фотография.
В здании магазина потом располагалась продуктовая база, а сейчас этого здания уже нет. А раньше это был дежурный магазин, он работал до 22 часов. На первом этаже продавали хлеб. Но не батонами и буханками, а килограммами. На «полкило черного» хлеба давали один большой кусок и 1-2-3 маленьких, которые можно было съесть по дороге, не трогая большой кусок. Напротив магазина стояла овощная палатка, а справа и слева стояли бочки с молоком и квасом.
Однажды мама послала меня за молоком. У меня была синяя юбка и белая-белая блузка с перламутровыми пуговичками. Стоял жаркий день, а очередь была большая. Вдруг все потемнело. Когда я пришла в себя, то оказалась в тенечке, у заборчика. Заботливые женщины из очереди купили мне молока и проводили до дома. Тут только я обратила внимание на свою одежду: она была вся в пыли. Я быстро стала отряхиваться, но белая блузка уже не была белой, да к тому же потерялась одна пуговичка. Увидев меня, мама ужаснулась: «Какая же ты, неряха!». Я ничего не сказала, и происшествие у двухэтажного магазина так и осталось для мамы тайной.
На второй этаж магазина вела лестница с широкими перилами. Многие дети любили ходить в этот магазин с родителями, потому что им разрешали прокатиться на перилах, как с горки.
В магазинах в то время на молоко и яйца были зимние и летние цены. Например, зимой разливное молоко стоило 28 копеек за литр, а летом – 22 копейки. Колбаса вареная стоила от 2.20 (столовая) до 2.90 (Любительская). Самым дешевым был «Хлебец» по 1. 90 за килограмм. Селедка была по цене 1.40, а котлеты – 6 копеек штука.
Прошли годы.
Много изменений произошло в стране. И сейчас невольно, подходя к прилавку, сравниваю нынешние цены с «советскими».
А эта фотография напомнила другую историю.
Когда сестренка подросла (это год 1956 или 1957), ее с большим трудом определили в садик у метро «Войковская». Возил ее туда папа.
Сначала он вез сестру на санках до Восточного моста (там была конечная остановка), потом ехал с ней и санками до остановки «Улица Панфилова», там пересаживался на трамвай №23 и ехал до садика. И вечером – обратно. Я представляю, как было тяжело. А когда трамвайную ветку продлили до Нелидовской улицы, сестра уже ходила в другой детский сад.
Или еще одна история. Возвращаюсь как-то из двухэтажного магазина. Около остановки трамвая решила пересчитать «свои» деньги. У меня получилось 1рубль и 17 копеек. Я сэкономила целый рубль! Этот рубль я положила отдельно в кармашек, а на 17 копеек решила проехать одну остановку на трамвае.
В трамвае я протягиваю 17 копеек и прохожу в салон, а кондукторша и говорит: «Девочка, проезд стоит 30 копеек!». И мне пришлось из своего рубля отсчитать 13 копеек и отдать ей.
Я сошла с трамвая, вся расстроенная: « И зачем я поехала? Теперь снова надо копить денежку». А на что я копила деньги, уже и не помню.
Всего четыре фотографии, а сколько воспоминаний!
И снова я, маленькая девочка, ловлю сачком тритонов, в школе вывожу в прописях буквы, хожу с бидоном за молоком, и XXI век кажется мне далеким-далеким будущим.
6 комментариев, последний 17 нояб. 2009