4ygak, 10 августа 2005 ( редакция: 29 октября 2018 )
История Stone Roses - это десять лет, которые потрясли музыкальную Великобританию. Когда в конце 80-х центр стратегических преобразований в музыке переместился в Манчестер, Stone Roses оказались во главе новорожденного движения мэдчестер - сплава танцевальных хаус-ритмов и поп-мелодики. Популярная музыка получила в их творчестве второе дыхание, да еще какое! Вдохновенно преобразованный поп-стиль 60-х предстал в облачении симпатичных гитарных риффов, запоминающихся мелодий, плотных ритмов. Неожиданно даже для самих себя Stone Roses превратились в законодателей моды в гитарной поп-музыке на стыке 80-х и 90-х.
Когда двое вчерашних манчестерских школьников, открытый и общительный Иэн Браун (Ian Brown) и застенчивый Джон Сквайр (John Squire), принялись исполнять кавер-версии под именем The Patrol, никто не предсказал бы им блестящую музыкальную карьеру. Начинающий гитарист Сквайр (родился 24 ноября 1962 года) и еще не очень уверенный в себе вокалист Браун (родился 20 февраля 1963 года) и сами не поверили бы, что когда-нибудь создадут одну из известнейших групп Великобритании. Этих диаметрально непохожих людей сблизило вспыхнувшее в детстве увлечение панком и роком 60-х (в первую очередь Beatles, конечно). Получив в 15 лет первую гитару, Сквайр с ней больше не расставался. Даже во время учебы в колледже искусств, где получил профессию художника-аниматора. Рисовать мультфильмы ему пришлось недолго. Музыка все-таки победила. В 1982 году он собрал группу Waterfront, а после прихода Иэна Брауна перекрестил ее в The Patrol.
За несколько лет безвестного существования команда испытала настоящие творческие муки и пережила несколько кадровых перестановок. Со временем The Patrol превратились в English Rose, которые, в свою очередь, стали называться Stone Roses. Это произошло в 1985 году. Кроме Брауна и Сквайра, свежеиспеченные "Каменные розы" зачислили в свои ряды гитариста Энди Казенса (Andy Couzens), бас-гитариста Пита Гарнера (Pete Garner) и барабанщика Рени, настоящее имя Алан Джон Рен (Alan John Wren). Первые концерты команде пришлось давать в больших магазинах по выходным. Затем о них узнали посетители пабов и клубов в Манчестере и ближайших городах. Поначалу Stone Roses играли симбиоз классического британского гитарного попа 60-х и тяжелого металла с небольшими дозами готик-рока.
В 1987 году от первоначального состава откололись сразу двое участников - Казенс и Гарнер. Нового гитариста искать не стали, решив, что Сквайр прекрасно управится и один, а вот вакансию басиста занял некто Мани (Mani), урожденный Гари Монфилд (Gary Mounfield). Вчетвером музыканты записали дебютный сингл "So Young", изданный в 1987 году на малоизвестном лейбле Thin Line Records и оставленный публикой без внимания. Второй сингл "Sally Cinnamon", датируемый тем же годом, наметил симптоматичные изменения стиля: команда явно двигалась в сторону более эффектного, звучного гитарного поп-саунда. До заключения профессионального контракта оставался еще целый год. Только осенью 1988 года переговоры с компанией Silvertone Records завершились подписанием документов и изданием еще одного сингла "Elephant Stone". Эта песня послужила водоразделом между первоначальным утяжеленным саундом Stone Roses и их новой стилистикой: привлекательной, броской, насыщенной психоделическими гитарными пассажами.
С этим синглом для группы наступила и горячая гастрольная пора. Загрузив аппаратуру в дорожный фургон, Stone Roses начали плотно объезжать не только окрестности Манчестера, но и многочисленные клубы и концертные залы Лондона. К этому времени уже почти завершилась подготовка дебютного лонг-плея "The Stone Roses", который был представлен публике в мае 1989 года. Дебютанты дали волю не только своим симпатиям к поп-стилю 60-х, но и современным хаус-ритмам. Именно в этом и состояла их главная изюминка: поп-музыка и танцевальная эстетика были для них равно значимыми сферами приложения сил. Джону Сквайру, соавтору песен и артистичному гитаристу, принадлежала ведущая роль в оттачивании саунда Stone Roses, в создании запоминающихся мелодий, стильных гитарных ходов и характерных аранжировок.
Очередной сингл с дебютного альбома "She Bangs the Drums" финишировал в Тор 40. Страсти накалились не на шутку, когда еще один сингл "Fool's Gold" поднялся в первую десятку хитов. Оба трека, запущенные на американское радио, принесли группе и некоторую известность по ту сторону Атлантики. Синглы "She Bangs the Drums" и "Fool's Gold" финишировали в первой десятке рок-чарта США. За полгода с момента появления первого альбома Stone Roses проделали эволюцию от клубной команды до группы, собирающей театры и концертные залы. В начале 1990 года переизданные ранние синглы Stone Roses замелькали в чартах. А опубликованный летом новый трек "One Love" оккупировал четвертую строчку хит-парада.
Поток хвалебных рецензий и масса подражателей в невероятно короткие сроки - так откликнулась британская музиндустрия на появление новой команды. К началу 90 года Stone Roses в массовом сознании воспринимались как лидеры новомодной музыкальной волны, делавшей упор на сплав рок-н-ролла и эйсид-хауса. Альбом "The Stone Roses", по мнению критиков, стал одним из лучших релизов 80-х.
Незадолго до появления в продаже сингла "One Love" манчестерская команда организовала собственный фестиваль, который собрал свыше 35 тысяч зрителей. Этот крупнейший концерт за всю их карьеру оказался и последним перед пятилетним перерывом.
Вместо того чтобы двигаться дальше, записываться и выступать, музыкантам пришлось начать длительную судебную тяжбу с опекавшим их лейблом Silvertone Records. Изменившийся статус команды, по их мнению, требовал пересмотра условий сотрудничества, на что компания идти не собиралась. Когда Stone Roses захотели расторгнуть контракт, Silvertone Records добились через суд запрета на выпуск группой любого нового материала. Еще два года юристы разбирались во взаимоотношениях команды и лейбла, а тем временем музыканты - как предполагала публика - готовили пополнение своей дискографии. На самом деле, они наслаждались полнейшим бездельем. И параллельно рассматривали секретные предложения от других звукозаписывающих компаний. Когда в мае 1991 года Stone Roses наконец выиграли дело, они тут же подписали многомиллионный контракт с Geffen Records.
Будущего потенциального хита пришлось ждать еще три года. Заболев повышенной требовательностью к материалу, Stone Roses, браковали одну запись за другой. В прессе имена музыкантов почти перестали упоминаться, и не потому, что им хотелось что-то скрыть, а потому, что писать о них было почти нечего. Больше всего их интересовали футбольные матчи, которым они и отдавали львиную долю времени. Пока руководство лейбла Geffen решительно не потребовало закончить второй альбом. Только осенью 1994 года диск "Second Coming" ("Второе пришествие") был наконец готов. Стартовый сингл "Love Spreads" впервые прозвучал на британском Радио 1 в начале ноября и дебютировал в поп-чарте под номером два. Прямиком в первую десятку попал было и альбом "Second Coming", но уже через несколько недель начал медленно, но неуклонно сдавать позиции.
По сравнению с первым диском он действительно производил более бледное впечатление. Шедевра, как ожидали фаны, группе создать не удалось, но "Second Coming" все-таки оставался достаточно сильной попыткой. Пульсирующий бас и витиеватые гитарные партии Сквайра создавались не без влияния Led Zeppelin. Несколько треков звучали как готовая классика: "Ten Storey Love Song", "Begging You", "Tightrope", "How Do You Sleep". В целом же альбому не хватало целостности и того блеска, которым отличался "The Stone Roses". Это отмечали и рецензенты, среди которых не было единодушия.
Между тем неприятности только начинались. В начале 1995 года Stone Roses уже паковали чемоданы, чтобы отправиться в мировое турне, но в последний момент тур пришлось отложить. Когда все проблемы как будто были улажены, Рени объявил о своем уходе. Накануне гастролей группа осталась без барабанщика. Его в срочном порядке заменили на Робби Мэддикса (Robbie Maddix), который до этого играл в Rebel MC. И отправились в Соединенные Штаты, где к этому времени под вторым номером в рок-чарте фигурировал сингл "Love Spreads". Небольшой американский тур проходил с переменным успехом. Пока под конец гастролей Джон Сквайр не попал в аварию на мотоцикле и не сломал шейный позвонок. Пропали не только заключительные концерты американского тура, но и запланированные на лето выступления в Великобритании, в том числе и хэдлайнерский сет на фестивале в Гластонбери, отмечавшем 25-летний юбилей. Stone Roses предстояло впервые сыграть перед соотечественниками после пятилетнего перерыва. Но не сложилось.
К концу года Сквайр поправился, Stone Roses пригласили клавишника и начали британский тур - первый с 1990 года. По окончании гастролей весной 1996-го Джон Сквайр, давно уже мутивший воду и мучивший коллег своим выходками, спровоцированными кокаином, нанес команде последний удар: он решил порвать со Stone Roses. Он давно вынашивал планы нового проекта, который вел бы более активную творческую жизнь. Иэн Браун поначалу был полон решимости продолжать правое дело, нашел нового гитариста, но через полгода его пыл окончательно угас. Через десять лет после начала концертной активности Stone Roses приказали долго жить.
Но история не стоит на месте. Бывшие участники Stone Roses на протяжении 90-х еще не раз напоминали о себе. Достаточно успешно сложилась карьера Иэна Брауна. В 1998 году он выпустил сольный дебют "Unfinished Monkey Business", эмоциональный и разноплановый альбом. Сегодня в его дискографии уже пять лонг-плеев. В 2003 году Браун дебютировал в кино, сыграв небольшую роль в третьем фильме о Гарри Поттере. Басист Мани нашел идеальное применение своим талантам в группе Primal Scream, с которой записывал все альбомы начиная с 1997 года. Не так гладко обстояли дела у Джона Сквайра. Его новая команда Seahorses дебютировала в 1997 году с довольно посредственным альбомом "Do It Yourself", который неожиданно пришелся по вкусу британской публике. Вскоре он распустил Seahorses и, кроме краткого присутствия в группе Shining, фактически никакого участия в музыкальной жизни не принимал. Он неожиданно напомнил о себе только в 2002 году, записав сольную работу "Time Changes Everything", наполненную ностальгическими нотками. Очевидно, самые насыщенные и решающие моменты его творческой жизни остались в прошлом.
Зато музыка Stone Roses по-прежнему остается актуальной. Она жива не только в творчестве "внуков" мэдчестера - Oasis, Pulp и Blur, но и сама по себе. Уже через 15 лет после появления на свет переизданный в 2004 году дебютный альбом "The Stone Roses" надолго обосновался в Тор 10 британского хит-парада.
3 комментария, последний 11 сент. 2005