Russian Troublemakers - No one likes us, but we don't care!
Этой строчкой я начну вводить тебя в тему Российских околофутбольных баталий. Тем кто не знает, как переводится - перевожу: "Нас никто не любит, но нам плевать!" Так вот: нам действительно плевать, кто и что думает о нас. Ведь для простого обывателя (а именно для него и пишется эта статья), люди посещающие футбол - это вандалы, подонки, отморозки, фашисты. Именно так и выставляют футбольных фанатов и хулиганов СМИ. Думаю, мы попытаемся приоткрыть занавес и показать настоящее положение вешей.
Когда в России появились первые фанаты?
Еще в далеком 1972 году в бывшем Советском Союзе появились первые фанаты у московского клуба "Спартак". Позже, в 1976 году, когда клуб вылетел в первую лигу, произошло увеличение численности фанатов этого клуба, которые и по сей день являются самыми агрессивными в нашей стране. Затем появились фанаты у других московских клубов. Фанатское движение перекинулось из столицы в другие города СССР.
За тридцать лет истории Советского и Российского фанатизма в ней были и взлеты и падения. Первый подьем произошел в 1980-81 годах. Вся Москва была покрыта фанатскими граффити, а по улицам ходили толпы молодежи в самовязанных шарфах. Тогда же стали происходить и первые столкновенния между болельщиками, лидерами в которых являлись фанаты "Спартака". Однако новое молодежное увлечение наши коммунистические власти посчитали чуждым советскому обществу. И постановили - запретить!!! А дальше начался милицейский беспредел, который, кстати, продолжается и сейчас - но это совсем другая тема. Фанатов начали удалять целыми рядами просто за хлопки в поддержку любимой команды, а зрителям разрешалось вскакивать только после забитого гола. На вокзалах милиция отбирала у едущих на футбол молодых людей билеты на поезда, их часто избивали. Фанатов исключали из комсомола и из институтов, увольняли с работы, ставя таким образом крест на дальнейшей карьере. Значок на куртке мог быть причиной недопущения на стадион, а шарф считался абсолютным криминалом. И такие беспрецендентные меры дали свои плоды - на трибунах советских стадионов воцарилась тишина. Но и в условиях жесточайщего беспредела и тотального пресса советские фанаты продолжали существовать хотя и в значительно поредевшем составе.
Во время перестройки в 1987 году фанатам разрешили стоять на трибунах, петь песни и размахивать флагами. Это была настоящая революция в хулиганском движении: следующие 1988 и 1989 годы считают "золотым веком" советского болельщика. Фанаты были у всех команд высшей лиги, у многих команд 1-й и 2-й лиг. Основными мероприятиями хулиганов были поездки на матчи в другие города (так называемые "выезды"). Каждый фанат считал количество своих выездов и чем больше их было, тем авторитетнее считался человек. Рекорд по количеству - 2500 фанатов "Спартака" в Ленинграде в 1989 году.
В 1990 году состоялся первый массовый выезд за границу. В Прагу отправилось 144 фаната, которые и приняли участие в первом столкновении на международном уровне.
В 1992 стартовал первый чемпионат России. Фанатизм вошел в тяжелые времена (его просто не было, а количество фанатов на матчах и выездах было ничтожным), кризис продолжился в 1993 и в 1994 годах. Тем не менее, в 1995 году произошел резкий скачок в посещаемости футбольных матчей, количество фанатов стремительно выросло, растет и сейчас огромными темпами.
Сверхновая
С 1995 начинает свой отсчет сверхновая историческая линия нынешнего Российского футбольного фанатизма и хулиганства. 1 марта состоялась первая в новейшей истории драка между фанатами ЦСКА ("RED-BLUE WARRIORS") и Спартака ("FLINTS CREW"). Это событие стало первым звеном в длинной цепи столкновений,обозначивших основную линию русского фанатизма - противоборства фанатов "Спартака" и "ЦСКА".На сегодняшний момент достойную конкуренцию фанатам "Спартака" составляют фанаты московского "Динамо", и питерского "Зенита" (описание всех футбольных группировок столицы и их акций - в следующих номерах "Хулигана"). Растет количество выездов - они сохранили свою притягательную силу и для нынешнего поколения хулиганов. Едем в Сочи (1988 км от Первопрестольной), в Ростов (1300 км), в Элисту (1970 км), Волгоград (1068 км), во Владикавказ (1924 км) и Новороссийск (1620 км). А уж в Питер (650км) и в Ярославль (300км) приезжает по несколько тысяч фанатов. Однако, многие города с их футбольными клубами уже покинули высший футбольный дивизион, и их посещения носят, скорее, экскурсионный характер. Выезд - это море водки, докапывание до проводников, проводниц и милиционеров, короче - все мирные люди вокруг тихо страдает:). На выезде люди отрываются: кого-то запарили родители, кого-то работа достала, кого-то женщина... Вот и отдыхают.
Один паренек сказал предкам, что отправился за хлебом - а на самом деле двинул на выезд, дня на три. Как удивилась матушка (успевшая поднять реальную тревогу), когда через три дня сын вернулся, и заявил, что хлеба не было!
Немного о символике: флаг и крест
Об истории формирования и становления футбольного фанатизма невозможно написать в отдельно взятой статье, для этого понадобится отдельное издание, скорее всего целая серия книг. Но я приложу максимум усилий, чтобы рассказать тебе как можно больше. Например, многим хотелось бы узнать о том, почему фанатами стал использоваться кельтский крест, каков его истинный смысл, а также почему используется черно-желто-белая символика в эмблемах и нашивках, а так же в транспарантах (которые, впрочем, постепенно уходят в лету). Это связано с проблемами, возникающими с правоохранительными органами.
Сначала цвета. Все дело в том, что до 1883 года государственным флагом России являлся не тот который все мы видим сейчас, а именно черно-желто-белый, он же имперский, расцветка которого означает следующее: черный-земля, желтый-солнце, белый-честь. Без этих составляющих невозможна жизнь русского человека. А бело-сине-красный являлся торгово-коммерческим флагом, введенным Петром Первым в 1705 году, в знак его любви ко всему голландскому. В 1883 году бело-сине-красный стал официальным, и просуществовал вплоть до 1917 года. Но даже в те дореволюционные годы - например, во время первой мировой войны, - большинство частей русской армии шло в атаку именно под имперским стягом. Факт, который говорит о многом. Почти все футбольные хулиганы являются истинными патриотами своей Родины - России - и русской нации. Черно-желто-белый флаг - символ единой неделимой и непобедимой Российской империи, приверженцами которой мы и являемся.
Теперь о кресте. Да, действительно, одним из символов футбольных хулиганов является кельтский крест. После второй мировой войны, когда свастика была дискредитирована, кельтский крест был выбран правыми всего мира в качестве символа для так называемого "Третьего пути". Название "Третий путь" является синонимом национального пути развития государства. "Третий путь" является неким компромиссом между демократическим и коммунистическим путями развития общества. Кельтский крест является обьединяющим символом ультрас всего мира, вот почему его взяли на вооружение скинхеды и футбольные хулиганы.
Fair Play? ДА! ДА! ДА!
Нет, я не занимаю чью-то сторону. Жизнь показывает, что, как правило, истина находится где-то посередине. Просто сам понимаешь: как оно аукнется, так и отгавкнется. Болельщики были всегда. И всегда фанаты "Спартака", к примеру, конфликтовали с фанами "ЦСКА", "Динамо", "Зенита". Но во времена былинные эти конфликты обычно не принимали таких жестоких форм, как сейчас. Сегодняшнее время - иное, само собой: нервное, озлобленное. И болеем мы в тяжёлых формах. Но разве это повод для того, чтобы использовать в качестве аргумента острые и тяжёлые предметы? Если в недалеком прошлом главным оружием советского футбольного фаната был солдатский ремень с тяжелой пряжкой, то теперь, как правило применяются палки, арматура, камни, пустые и полные бутылки, цепи и любые подручные средства - например, урны. Так что голову береги. С другой стороны, сейчас многие футбольные группировки используют в драках только ноги и руки, считая недостойным использование более массивных аргументов. Это - достойнейшая из тенденций.