Вот эта улица... Вот этот дом

Monika, 27 марта 2006 ( редакция: 19 октября 2019 )
Я живу на улице Лодочной с самого рождения. Мои родители получили квартиру и, через несколько месяцев родилась я.


Вот эта улица... Вот этот дом


Поскольку вокруг были такие же новостройки, то не один год население занималось озеленением и обустройством дворов. Вот у нас во дворе, сколько себя помню, всегда стояли рукотворные скамейки для местных кумушек, сделанные их мужьями.


Жители первых этажей высадили под окнами кусты крыжовника, смородины и даже была слива. Яблони и вишни были уже большими и плодоносили. Особенно привлекал нашу ребятню крыжовник, который мы опустошали еще в зародышевом состоянии, невзирая на пугалки взрослых о дизентерии.

Вдоль бордюра по двору были высажены кусты «Волчьей ягоды» и сирени. Все это чудно цвело (и яблони с вишнями) благоухало и радовало глаз.

В нашем доме было очень много детей. Особенно от 60-го до 68-го годов. Старшие девочки тогда связывали прыгалки и скакали. У меня была старшая сестра, поэтому ее одноклассницы меня хорошо знали и часто брали попрыгать. Это был восторг. Ведь на двойных прыгалках было прыгать круче!

Во дворе совсем не было машин. Только сосед «таксист» с первого этажа приезжал на обед и ставил машину под окном. Все остальное пространство было расчерчено классиками. У каждой девчонки была своя биточка. Она представляла собой жестяную банку из под гуталина, набитую песком. Много позже классики сменились другой болезнью – резиночками. Были в этом деле и у нас свои ассы.


Большой моей страстью были бездомные кошки, которые, в то время, в огромном количестве обитали в подвалах домов. Через маленькие оконца они проникали в подвал, и мы их подкарауливали и тискали. Однажды мы всем двором натискались котят от такой кошки и поголовно переболели лишаем. Мне повезло больше других. Когда я утром, собираясь в 1 класс, увидела на коленке у себя лишай, то меня охватила паника (так как некоторые уже болели и были пострижены наголо). Но мама строго сказала: «Школу пропускать нельзя!». Папка взял йод и замазал мне лишай до черноты. Мне строго настрого было запрещено на него смотреть и трогать. С этим наставлением я и была успешно направлена в школу. Слава богу все обошлось.

Еще в нашем дворе стояла когда-то телефонная будка, прямо под фонарем. Зимой, в мороз нас постоянно тянуло прикоснуться языком к ее металлическому корпусу. Помню, что я была одной из жертв.

Бабуля с нами не жила, поэтому мама водила меня в Детский садик (заводской, от ТМЗ), тоже на Лодочной. Он был совсем рядом. Вместо дома № 31 корп. 4 стоящего ныне, была расположена артель за глухим деревянным забором, где работали инвалиды (так все говорили). Когда ее снесли, то в округе долго летали бумажные наклейки для коробок с товарами народного потребления. Помню только какую-то машинку нарисованную, вроде от детской игрушки.

Вот эта улица... Вот этот дом

Слева пятиэтажка д.35 корп.3 - правее была типография.


Миновав артель, мы с мамой оказывались прямо у калитки Детского садика. Он (садик) представлял собой довольно обширную зеленую территорию. Большая центральная аллея, с обеих сторон участки (для каждой группы свой), огороженные кустарником, с большими беседками, песочницами и проч., и несколько одноэтажных домиков, стоящих буквой «Г» с крылечками и деревянными поручнями. Хорошо помню как собиралась группа на таком крыльце, в ожидании одевающихся (Шкафчики с картинками тоже очень запомнились. Там не было ручек. Только круглая дырочка, за которую нужно было, всунув палец, потянуть не себя). Территория была «украшена» большими, белыми вазами-клумбами на тумбах. Еще примечательны были статуйки детей. Одну из них помню: склонившийся мальчик, занозивший ножку. Своей белой курчавой головой он чем-то напоминал Ильича.

Кухня представляла собой отдельно стоящий домик. Няньки, нагруженные кастрюлями и бидонами, шли по аллеям, неся нам разносолы. Из меню помню тоже творожную запеканку со сгущенкой. Нередко давали бутерброды с черной икрой. Я ее с тех пор просто ненавижу, всегда соскребала ее соседу по столику. На полдник, помню, давали иногда шоколадную конфету «Мишка на севере» и почему-то вареное яйцо.

Когда выстроили новый современный детский сад напротив дома 35 корпус 2 по Лодочной, то старый Садик остался в запустении. Через некоторое время территория заросла травой и кустарником. Здания дряхлели. Беседки и другие деревянные постройки рушились.


Вот эта улица... Вот этот дом

Зарастающая территория Садика.

Справа на заднем плане видна старая беседка (фото начала 90-х)


Местные жители начали разбирать их на части. Кому оконную раму, кому доски кому-что. На глазах исчезал с лица земли мой маленький островок Детства.

Только одно здание уцелело (если можно так выразиться). Оно выкрашено в цвет бешеной бирюзы и его занимает какая-то фирма.

Вот эта улица... Вот этот дом


На месте котельной выстроили крутую сауну.

Вот эта улица... Вот этот дом


Статуйки, искалеченные вандалами, еще долго виднелись в траве. Теперь только сосны, как и раньше печально вспоминают То время.

На месте снесенной артели выстроили большой белый девятиэтажный дом, который загородил всю прекрасную панораму стадиона «Салют» из моего окна.

Стадион «Салют» тоже яркая страница моего Детства. Но это уже другая история...