Долгов Петр Иванович родился 21 февраля 1920 года в селе Богоявленское Пензенской области в семье крестьянина. В сельской школе окончил семь классов. В 1938 году Петр окончил Мичуринскую профтехшколу по специальности «Кройка и шитье» и был направлен в Москву. С 1939 по 1940 год работал шофером.
В 1940 г. был призван в ряды Красной армии. Службу проходил в Хабаровске. С 1942 г. по 1945 г. находился в десантных войсках действующей армии. За боевые заслуги на фронте Петр Долгов награжден двумя орденами "Красного Знамени", двумя орденами "Красной Звезды" и медалями.
После войны он поступил в Рязанское военно-парашютное училище.
В течение многих лет Петр Иванович испытывал новые образцы авиационных спасательных средств. Среди парашютистов ему не было равных: он совершил 1409 прыжков, установил 8 мировых и всесоюзных рекордов. Долгов П.И. совершил ночной прыжок с высоты 12974 метра с немедленным раскрытием парашюта и прыжок с высоты 14835 метров.
В 1952 году ему присвоено звание лауреата Государственной премии, за участие в испытаниях некоторых космических систем, он награжден Орденом Ленина.
Профессия испытателя-парашютиста рискованнее профессии летчика-испытателя. Если отказал летательный аппарат, у летчика есть парашют - надежное средство спасения, серийное, опробованное, проверенное в самых различных условиях. А человек, испытывающий на себе эти самые средства, которые должны будут спасать других, таких гарантий не имеет. Поэтому каждый экзамен, каждый прыжок в неизвестное требует тщательной подготовки. Но все предусмотреть невозможно.
1 ноября 1962 года Петр Иванович совершил прыжок с аэростата «Волга» с высоты 25 458 метров. Из-за разгерметизации скафандра отважный парашютист погиб во время прыжка.
Вот как об этом событии рассказывает парашютист – испытатель Евгений Николаевич Андреев (1926-2000) в книге «Небо вокруг меня» и в статье "Вдвоем из стратосферы", ("Известия" от 16.11.1962)
«Весной 1962 года полковник Романюк В.Г. вызвал нас с Долговым и объяснил, что надо испытать высотное снаряжение в условиях стратосферы. Прыгать надо было почти из космоса. Опыта в мировой практике не было. Американцы бросали манекен с той высоты, но установленные на манекене датчики зафиксировали большие перегрузки во время штопора при свободном падении. Они отказались от эксперимента с человеком. Такой прыжок командование поручило нам.
В дублирующий состав назначили Василия Лазарева и Ивана Камышева.
Кабина аэростата "Волга"
Для выполнения задания был выбран стратостат «Волга», на котором до нас никто не летал. Когда мы впервые увидели стратостат, то нас удивили его размеры и сложная аппаратура. Большая герметичная кабина имела два отсека - командирский и экспериментальный.
Под руководством опытных специалистов мы быстро изучили материальную часть корабля. Затем приступили к освоению управления огромным летательным аппаратом. Вначале на небольших воздушных шарах поднимались от земли на двести - триста метров, учились изменять скорость подъема, пользоваться балластом. Затем начались высотные тренировки в барокамере.
Больше шести месяцев ушло на подготовку экспедиции.
1 ноября 1962 года в 7.44 последовала команда «Старт» и, освободившись от стальных тросов, громадное сооружение высотою более ста метров двинулось вверх. С увеличением высоты небосвод менял окраску. Сначала он становился бледно-голубым, потом сине-фиолетовым и, наконец, черным. На высоте 13 000 метров термометр показывал за бортом 65 градусов ниже нуля, дальше немного потеплело до 61 градусов мороза. А в кабине была постоянная температура 10 - 12 градусов тепла.
В шлемофоне изредка раздавался спокойный голос моего командира. Он находился в верхнем отсеке и вел аэростат все дальше, пока стрелка высотомера не показала, что мы находимся в 25 километрах 458 метрах над землей. На этой высоте мы вошли в зону равновесия, скороподъемность – ноль. С момента старта прошло 2 часа 20 минут.
По заданию я должен покинуть корабль первым и падать, не раскрывая парашют до высоты 1000 метров. Время свободного падения – 5 минут, а наибольшая расчетная скорость свободного падения 240м/сек., или 864 км/час.
П.И.Долгову предстояло после покидания корабля сразу раскрыть парашют и снижаться в течение 38 минут.
Петр Иванович Долгов запрашивает Землю о разрешении выполнять задание.
- Разрешаю, - отвечает руководитель полета.
- Приготовиться к прыжку! - Это команда мне.
Начинаю разгерметизацию кабины, жду, когда в высотный костюм начнет поступать под избыточным давлением кислород. Срабатывает компенсирующее устройство костюма, и меня сжимает со всех сторон. Резко вывожу рычаги кресла и выстреливаюсь в пустоту.
Привычной упругости воздуха не чувствуется. Чтобы меньше замерзало остекление гермошлема, переворачиваюсь на спину.
В беспредельной темноте черного неба светятся звезды, они кажутся очень близкими и какими-то не настоящими. Смотрю на высотомер - уже 19 000 м. На этой высоте падение происходит с наибольшей скоростью - 240м/сек. Когда достиг высоты 12 000 м, скорость уменьшилась до 60м/сек, натяжные устройства высотного костюма ослабли.
Свободно вздыхаю, выпрямляю тело и переворачиваюсь лицом вниз. Падать становится очень легко. На высоте 1 500 м. срабатывает сигнальное устройство. Через 20 секунд прибор откроет парашют. В последний раз осматриваю свое снаряжение и берусь левой рукой за вытяжное кольцо. Выдергивать его не приходится, парашют открывается автоматически.
Осмотрел купол - все в порядке. Снял остекление гермошлема и определил примерную точку приземления. Вот и земля. Устоял на ногах и пробежал метров двадцать, пока погасил парашют. Расстелил купол на земле, чтобы меня быстрее обнаружили с воздуха, и лег в центре.
Теперь напряженно всматриваюсь в небо, далеко в стороне увидел два раскрытых купола, на которых снижался друг. Но Петра уже не было в живых: произошла разгерметизация скафандра. Отверстие с булавочную головку – но через него мгновенно вырвался кислород. У испытателя хватило сил раскрыть парашют. Купола парашютов бережно опустили тело Петра Ивановича на землю Родины, ради которой он жил и трудился».
Отважного парашютиста-испытателя похоронили недалеко от Тушинского аэродрома, с которого он не раз поднимался в воздух, покоряя высоту, побивая рекорды.
За заслуги в области авиации и космонавтики, за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новых средств спасения экипажей летательных аппаратов, Указом Президиума Верховного Совета от 12 декабря 1962 года Андрееву Е.Н. и Долгову П.И. (посмертно) присвоено звание Героя Советского Союза.
Парашютист-испытатель Евгений Николаевич Андреев прослужил испытателем еще больше тридцати лет. Он выполнил около 5 000 прыжков, установил восемь мировых рекордов, попал в Книгу рекордов Гиннеса. Испытал более двухсот типов парашютов, свыше шестидесяти различных конструкций на самолетах и вертолетах, около семидесяти типов летательных аппаратов.
Герои мирных дней: Е. Андреев, Ф. Мазурин, А. Николаев.
Рассказ о полете на высоту 25 458 метров
Евгений Николаевич вспоминал, что в школе №829, которая находилась на улице Долгова, существовал музей, посвященный покорителям воздушного океана. Там находились уникальные документы о П.И. Долгове: редкие фотографии, вырезки из газет. Каждый год в день гибели Петра Ивановича пионеры этой школы возлагали цветы на его могилу.
Молодые всегда приходят на смену старшего поколения. Им строить новые города, покорять пространства морских и космических океанов, осваивать новые технологии. И, может быть, их именами назовут улицу, город, или далекую звезду.
3 комментария, последний 18 мар. 2013