История "Пятисотого" или о заводе "Красный октябрь" (ныне ММП имени В. В. Чернышева)

обсуждение публикации

История "Пятисотого" или о заводе "Красный октябрь" (ныне ММП имени В. В. Чернышева)

Но мало кто знает, что сердца для "королей воздуха", оглушающих своим ревом в дни авиапраздников небо Тушина, выкованы всего "в двух шагах" от аэродрома - на Московском машиностроительном предприятии имени В. В. Чернышева.
В тему: воспоминания П.Жукова МОЯ "ШАРАШКА" о заводе №82, Наука и Жизнь №10, 2006 г.
http://www.nkj.ru/archive/articles/7614/



...

Мы прибыли в Тушино осенью 1938 года. К тому времени там собралось более тридцати человек, образовавших особое конструкторское бюро - ОКБ - по авиационным двигателям при 4-м спецотделе НКВД СССР. Официально ОКБ называлось спецтюрьмой. Вначале этот спецотдел возглавлял Давыдов, которого я знал раньше в должности главного механика Горьковского автозавода. Через некоторое время его сменил Кравченко, а Давыдова, как позже мы узнали, арестовали, объявив врагом народа.

Главным конструктором ОКБ стал Алексей Дмитриевич Чаромский - создатель первого авиационного дизельного двигателя в нашей стране. Он предложил принципиально новую конструкцию авиационного дизеля большой мощности, проект которого и предстояло разработать ОКБ.

Коллектив (на языке тюремном - контингент) состоял из специалистов самого высокого класса. До ареста многие работали техническими директорами, главными конструкторами, главными технологами, главными механиками моторостроительных заводов. В их числе и профессор Борис Сергеевич Стечкин - высочайший авторитет в области теории авиационных двигателей. Среди этих корифеев я оказался самым молодым и неопытным, недаром меня в шутку называли подростком.

Размещалось ОКБ в большом одноэтажном корпусе, на территории завода № 82, огражденного высоким деревянным забором. Повседневное бытовое обслуживание заключенных лежало на персонале спецтюрьмы: официантках, уборщицах и агентах по снабжению. От них зависело наше питание (завтрак, обед, полдник и ужин), снабжение одеждой, мебелью, постельными принадлежностями. Кормили нас, надо признать, даже очень хорошо: каждый делал индивидуальный заказ по меню, которое предлагалось накануне.

Такой порядок, кстати, сложился не сразу, а после "птичьего бунта", стихийно возникшего в столовой в конце 1938 года. Дело было так. С начала создания ОКБ рацион питания составлял и в основном блюда из птицы. Они приелись до такой степени, что однажды за обедом все мы, не сговариваясь, когда после супа из курятины подали второе из гусятины, воткнули в жаркое вилки и покинули столовую. Наш демарш очень взволновал персонал спецтюрьмы, а через некоторое время главного конструктора Чаромского и профессора Стечкина куда-то увезли, что привело в сильное волнение уже нас самих. Мы начали всерьез жалеть о случившемся, опасаясь сурового возмездия за "бунт".

Однако ничего страшного не произошло. Поздно вечером Чаромский со Стечкиным вернулись. Их вызвал, как оказалось, сам Берия. Выслушал их, как они рассказывали, вполне сдержанно и обещал дать соответствующее распоряжение персоналу. И уже на следующий день у нас появился другой начальник, который и объявил о введении нового порядка - "заказного" питания.

Технический персонал 4-го спецотдела снабжал ОКБ всем необходимым для проектно-конструкторских работ и осуществлял связь ведущих специалистов с научными центрами, министерствами (тогда наркоматами) и заводами страны.

Когда закончилась предварительная стадия разработки авиационного дизеля, предложенного Чаромским, - эскизный и технический проекты, - началась подготовка рабочих чертежей его опытной секции. Параллельно работали над технической документацией для создания технологической оснастки. Затем занялись рабочим проектом двигателя, и в 1939 году этот проект был готов.

В начале следующего года часть персонала ОКБ переключили на эскизный проект мощного бензинового двигателя, предложенного Алексеем Михайловичем Добротворским. На его основе мы выполнили технический проект, который утвердили и рекомендовали к дальнейшей разработке.

Тут следует вспомнить о событии, нанесшем нам тяжелую душевную травму. Все мы жили надеждой (хотя и слабой) на возможное освобождение - ведь никто из нас еще так и не был осужден. И вот в июне 1940 года нам наконец объявили приговор Военной коллегии Верховного суда СССР, вынесенный ею заочно 28 мая 1940 года. Каждого из нас приговорили к 10 годам лишения свободы с поражением в правах еще на 5 лет.

В Москве в это время было создано ОКБ по проектированию самолетов, в котором собрали из тюрем и лагерей таких корифеев самолетостроения, как А. Н. Туполев, В. М. Петляков, В. М. Мясищев, и многих других. Вскоре мы узнали, что всему составу этого ОКБ тоже объявили приговоры Военной коллегии Верховного суда СССР с теми же сроками. Исключение составил Туполев, получивший 15 лет.

Стало нам известно и о другом событии: Петляков вместе с группой специалистов, участвовавших в создании самолета Пе-2, после объявления приговоров были досрочно освобождены. Невольно мечталось: а вдруг, если дизель Чаромского запустят в производство, и мы получим желанную свободу?

В июле нам сообщили, что для дальнейшего проектирования и последующего изготовления бензинового двигателя Добротворского выделен завод в Казани, по иронии судьбы тот самый, где я работал до ареста. В Казань ехали скорым поездом, в котором нам предоставили два купейных вагона для обычных граждан, то есть без решеток.

Состав казанского ОКБ быстро пополнялся в основном за счет вольнонаемного персонала. А вскоре после начала войны к нам эвакуировали из Москвы ОКБ Чаромского. Вместе мы быстро закончили техническую документацию бензинового двигателя и передали ее в производство. В 1942 году начались стендовые испытания.

В мае 1942 года Чаромского с небольшой группой специалистов, участвовавших в разработке авиационного дизеля, досрочно освободили и направили назад в Тушино. Туда же перебросили и некоторую часть заключенных. Таким образом, ОКБ Чаромского возродилось на прежнем месте.

...

Как красиво рассказать о закрытии завода?

https://iz.ru/1460108/anastasiia-lvova/zapchastnyi...

Ростех построит в Москве крупнейший комплекс по производству компонентов авиадвигателей.

ОДК начнет в этом году строительство промышленного комплекса по выпуску деталей для авиадвигателей самолетного и вертолетного назначения. Производство общей площадью более 77 тысяч квадратных метров объединит под одной крышей предприятия ММП имени Чернышева и ПК «Салют». На нем будут работать более 13 тысяч человек.
В четырех корпусах нового объекта развернется производство комплектующих для ряда самолетных двигателей ТВ7-117СТ-01/02, ПД-14, ПД-8 и вертолетных – ВК-650В, ВК-1600В. Здесь также разместится Центр аддитивных технологий, где будут создаваться детали с геометрией, недоступной при традиционных видах обработки.
Проектная документация находится на завершающей стадии утверждения. Планы напрямую связаны с госпрограммой развития авиапрома, согласно которой до 2030 года авиаотрасли необходимо выпустить около 5 тыс. авиадвигателей разных типов, сотни штук каждый год. Базовой площадкой для комплекса выбрана территория «Салюта» на проспекте Буденного. Туда перенесут производство ММП им. В.В. Чернышева, которое сейчас располагается в районе Тушино. Кроме того, будут построены и новые производственные цеха. В «Ростехе» и пресс-службе ОДК «Известиям» подтвердили эти планы.
— После ухода Boeing и Airbus стране нужны свои «крылья». План поставок только по пассажирским самолетам — порядка 500 бортов до 2030 года. Плюс обширная вертолетостроительная программа. Задача, поставленная государством, не просто амбициозная, а суперамбициозная. Новый промышленный мегакомплекс в Москве поможет в ее решении, — сообщили в госкорпорации.
Там добавили, что строительство начнется в этом году, а инвестиции в проект составят почти 35 млрд рублей. Возведение четырех основных производственных объектов планируется завершить в 2026 году, уточнили в «Ростехе».
Но есть нюанс: территорию в Тушино продали (https://realty.ria.ru/20210624/zavod-1738478574.html) ещё в июне 2021 года
ООО "С-Девелопмент" победило в торгах по продаже земельно-имущественного комплекса Московского машиностроительного предприятия (МПП) имени В.В.Чернышева общей площадью 60 гектаров на северо-западе Москвы, предложив за него 11 миллиардов рублей.

Согласно информации на сайте дочерней структуры "Ростеха" компании "РТ-Капитал", проводившей торги, земельные участки на улице Вишневой, дом 7, предоставлены заводу на праве постоянного бессрочного пользования, а собственником является Российская Федерация. Всего в лот входило 125 объектов недвижимого имущества. Стартовая цена составляла 8,1 миллиарда рублей.

В своём комментарии по итогам торгов структура "Ростеха" "РТ-Капитал" отмечает, что ММП имени Чернышева в течение 5 лет продолжит пользоваться площадкой на Вишневой улице на северо-западе Москвы "до завершения процесса релокации на территорию завода "Салют", а инвестор (в лице ООО "С-Девелопмент") получит рассрочку в платежах.

Итого: землю завода продали в позапрошлом году за 11 млрд ₽, его остатки переедут на территорию другого завода в рамках "создания нового центра" за 35 млрд ₽ (интересно, это деньги Минпромторга?) и всё это поможет выполнению "Программы-2030". Доедут ли все рабочие на другой край города? И легко ли в Москве набрать 13000 рабочих?

P.S. Аналогичную площадь завода "МиГа" на "Динамо" продали в 3 раза дороже (35 млрд), правда без 5-летней отсрочки. С рассрочкой оплаты продавали пару дней на 5 млрд ₽ дороже, но купил город со скидкой.

"Доедут ли все рабочие на другой край города?"

Другой берег канала - это другой край города?

Проспект Будёного, это как раз другой край города.....1,5 часа на ОТ.

чтобы написать ответ, необходимо войти в учётную запись