Карта Тушино 1951г.

дождались!
Heureux
Намедни в сети наконец то появилась стометровка Мосгоргеотреста, охватывающая уже всю Москву. Ранее был известен только фрагмент юга Москвы.
http://www.retromap.ru/mapster.php#panes=1&right=051952&zoom=16&lat=55.833035&lng=37.448036
Отличное дополнение к 250-метровке 1964 года и к карте 1931 года.
Sasha
Спасибо! Отличная карта! Очень интересная!
Autobus
тоже понравилось. особенно что высоты есть.
Очень полезная карта!
Да, весьма уникальная карта! Особенно в части имён некоторых бывших улиц. Никогда вот не слышал про Свободный проезд.
Robinzon
Да вот же целая ветка: Улица Свободы когда-то была булыжная?&page=1
Булыжный спуск куча народу вспоминала и рисовала его направление на гугловских фотокартах. Даже название «Свободный проезд» мне было известно из справочника улиц Москвы за 1961 год. Вот только не мог точно его идентифицировать.
Название-то характерное. Сходненская улица – Сходненские проезд и тупик, Планерная – Планерный и т.д. Попытка привязать название переулка к улице не всегда ведет к логичным результатам – слово «свободный» имеет самостоятельный смысл, а в наши дни еще и вызывает определенные ассоциации – «широкий», «не занятый транспортом». (Вот последнее вполне уместно: после строительства в конце 50-х годов дома 8/4 по ул. Свободы - никаких автомобилей на узеньком, вымощеном булыжником проездике не было вообще.)
Robinzon
План мосгоргеотреста 1952 года это самая подробная из общих картографических съемок Москвы прошлых эпох. Он и качественнее и подробнее - даже карты генштаба МВО 1968-го года. (http://www.retromap.ru/mapster.php#panes=2&left=051968&right=051952&zoom=15&lat=55.829444&lng=37.445740)
О существовании каких-либо более интересных карт или же космических и аэро-фотосъемок мне ничего не известно. Осталось только дождаться отцифровки «Плана окрестностей Ходынского военного поля», но это не общемосковский материал, навряд ли ретромаповцы приложат все возможные усилия, что бы заполучить на свой ресурс подробнейшую карту северо-запада города столетней давности.
Вот первые впечатления от знакомства с новой подробной информацией:
Карта Тушино 1951г.
Ул. Долгова (Молодежной) еще нет, но обозначен остроугольный проезд с неким одноэтажным зданием по южной стороне. Сейчас от него осталась аллея огромных старых тополей от к/т «Метеор» до монолитных девятиэтажек. Вплоть до минувшей весны эти деревья имели самые раскидистые кроны, однако 139-я поликлиника опилила тополя на той части аллеи что находится на их территории, оставив одни лишь голые стволы. Очень жалею что не успел сфотографировать это место. Деревья образовывали два яруса: под тополями были высажены клены. Огромные ветви верхнего яруса сходились на заоблачной высоте, образуя сплошной свод длиной в сотню метров. Простор и объем который в нынешней Москве уже не увидишь.

В 15-м мкр. кроме Б.Набережной есть только маленький, самый первый кусочек Подмосковной улицы с тремя самыми первыми домами: 8, 10, 12 и одиноким симметричным корпусом в боковом проезде –южный уже построили, а северного еще нет. (сейчас южный – жилой и его должны сносить, а в северном разместилась какая-то финансовая контора и его не тронут.) А еще к 1951 году построены два «немецких» домика с садовыми участками. После сноса таких же домов на Сходненской улице, эти двухэтажки - самые последние в Тушино.

В 14-м микрорайоне все капитальные здания на своих местах. Все то, что построено до войны - существует и сейчас. Две шестиэтажки, две пятиэтажки и четырехэтажка существуют и неплохо сохраняются. Довоенные нежилые корпуса перестроены, но с сохранением изначальных функций: садик №752, школа №1285, детская поликлиника. Вот что бросается в глаза – это некая одинокая многоэтажная постройка на месте 17-го дома по ул. Свободы (дом с почтой: 362-е отделение связи). Неужели «дом Войковского завода» построили не в 56-57гг., а пятью годами ранее?

Любопытное уточнение истории уличной сети в 14-м квартале – это Вишневая улица, проведенная между пожарной частью и трехэтажной общагой. Мы знаем Вишневую (Октябрьскую) улицу на другой стороне пожарки, странно представить себе что изначально пожарку и трехэтажный жилой корпус коридорного типа разделяла улица. (Полвека назад оба здания были объединены в одну территорию.)

Зато практически все переулки 15-го квартала «неправильны» и временны. Вместо теперешней Тушинской улицы существовал изломанный проезд от 2-й школы г. Тушино (она же №820, сейчас в этом здании шк.№830) до древнего переулка, по которому еще лет двадцать назад можно было проехать на берег канала (к фабрике "Химфото" и пункту приема стеклотары). После застройки квартала пятиэтажками увидеть в обычном проезде между 4-м и 6-м домами улицу можно было только пройдя по ней дальше детского садика. Вот этим проездиком и продолжался предшественник Тушинской улицы в 14-м микрорайоне.
Хорошо видно что именно мешало появлению прямого направления Тушинской (Вокзальной) улицы – это железнодорожные ветки. Ветка Каналстроя в 40-50-е годы использовалась для разгрузки вагонов с углем, которым отпаливались бараки и немногочисленные дома с квартирами. К улице Свободы она подходила по касательной ровно на теперешнем перекрестке Тушинской улицы. А вот тот участок Тушинской улицы где сейчас расположились ТРЦ «Праздник» и маркет «Атак» был полностью занят другой ж.д. веткой – маневровым тупиком одноколейки 500-го завода. Только в районе 10-го, 12-го домов по Тушинской, 2-го по Вишневой допотопный проездик - предшественник Тушинской улицы - более-менее с ней совпадал. Зайдя во дворы этих корпусов можно увидеть фонарные столбы, некогда поставленные по краю первоначального проезда. Их несоответствие линии пятиэтажек выдает самый последний столб, отрезанный от работающей части осветительной линии и бесполезно подпирающий восточную стену 10-го дома. Бессмысленный и никогда неработающий светильник в полуметре от стены дома и в пяти метрах от тротуара хорошо виден в проходе между магазином Купчино и домом №10 (красной пятиэтажкой в которой находятся детская библиотека и юношеский центр досуга). Вплоть до строительства нынешнего здания школы №820, на ее месте сохранялась диагональная аллея невысоких деревьев, оставшаяся от прежнего безымянного проезда. По рассказам моей мамы все это железнодорожное хозяйство было хорошо озаборено и навряд ли этот проезд полноценно использовалься, скорее он был служебно-техническим.

Вот настолько же и нынешняя Тушинская улица не соответствует реальным потребностям района.
SIEMENS
А почему 1951 года? Это конечно не очень принципиально но она 1952 года :)
Robinzon
Издана в 1952 г. Настолько подробная съемка производилась при подготовке первого послевоенного генплана развития города, принимавшегося в 1952 году. Фактически отражает состояние 1950-51 гг. Еще хуже с картой МВО. Сергей в посте, которым он открыл ветку, датирует ее 1964 годом ("250-метровка 1964 года"), я привык датировать 1965-м. Официальный же год издания - 1968. http://www.retromap.ru/polymap.php#format=11&zoom=15&lat=55.845638&lng=37.453379&maps=051968
Robinzon
vodkins, 16 января 2012, писал:
Да, весьма уникальная карта! Особенно в части имён некоторых бывших улиц.

На форуме было достаточно много сообщений о прежних улочках Тушино. Википедия утверждает что "...на момент присоединения к Москве, в Тушино было 67 улиц". Мне известно не более трех-четырех десятков.
Однако никто не захотел обобщить историю малых улиц района исчезнувших после смены типа жилой застройки. Вставлять на Викимапию описание одного только, ближайшего к собственному дому, Сходненского проезда – это немного маловато.

Карта Тушино 1951г.
Карта Тушино 1951г.

На карте 1952 года авиагородков финской постройки еще нет. Только квартал проезда (на карте - переулка) Досфлота застроен первыми немецкими коттеджиками. Общеизвестно, что вторая линия поселка носила название – Авиационный проезд (переулок). А вот перпендикулярные (направление: запад-восток) улочки старой застройки 12-го микрорайона продолжаясь из соседнего квартала имели его типовые номерные названия «Садовые проезды». Интересная деталь: впервые узнаю, что в Тушино практиковались такое название как «переулок». Большинство как ныне существующих так и уже упраздненных улочек Тушина, которые я знаю как «проезды», на карте Архитектурно-планировочного Управления обозначены как «переулки». На карте 52-го года переулок (проезд) Досфлота не имеет харатерного излома на пересечении с нынешней Лодочной улицей. То же относится и к Авиационному переулку (проезду), напрямую выходящему на Крестьянскую улицу деревни Захарково. Весь квартал еще в постройке, северная часть на карте отсутствует, крайняя северная улица (один из Садовых проездов) показана совершено неправильно. Все несоответствия объяснимы, если предположить, что дома построены раньше чем трассированы подъезды к ним.

«Авиагородковую» застройку восточной части 9-го мкр составляли улицы Новая, Малая Садовая и пересекавшие их пять номерных Садовых проездов и два Садовых тупика (вся планировка была ориентирована по собственно Садовой (Свободы) улице и однообразно повторяла ее название).
Первоначальная сеть мини-кварталов западной части микрорайона (лишь отчасти состоявших из коттеджей) была ориентирована на Сходненскую улицу и образована Новопоселковой улицей и Новопоселковым проездом а также, перпендикулярными им, двумя номерными Первомайскими и Новосходненским проездами. На карте 52-го года всего этого еще нет (Тот же пустырь к северу от авиастроительного завода хорошо виден на немецкой аэрофотосъемке 42-го года: http://www.retromap.ru/mapster.php#panes=1&right=061942&zoom=15&lat=55.843060&lng=37.451190 ). Пионерская (Фабрициуса) ул. заканчивается у Новопоселковой, территорию между 82-м заводом и аэродромом ГВФ ничем не занимают вплоть до 50-х годов. Короткую прямую дорогу, связывавшую авиастроительный завод и аэродром чуть позднее застроят жильем без образования прямоугольных уварталов. Для сравнения: на ул. Свободы «угловой» 63-й дом, был выстроен в 70-м году под одним углом с однотипными двенадцатиподъездными 73-м и 93-м домами, при этом он полностью повторяет ориентацию окружающей его старой аэродомной застройки (изначально привязанной к упраздненному в 60-е гг. Сходненскому шоссе). Плохо вписанная, «ломающая» планировки соседних кварталов сеть улиц состояла из собственно Первомайской улицы Тушина, трех одноименных номерных улиц и двух номерных проездов обращенных к Сходненской улице. По сути, после появления авиагородков, Первомайская улица служит границей между двумя разнонаправленными сетками коттеджной застройки, а после перепланировки 9-го мкр - исчезает полностью и бесследно.
Восточная часть 9-го микрорайона была перестроена в 70-е годы панельными многоэтажками, после чего планировочная сетка, привязанная к ул. Свободы полностью захватила территорию, где ранее располагалась «диагональная» дорога к аэродрому 82-го завода, Таким образом, панельные дома вплотную подошли к послевоенной многоэтажной застройке Сходненской улицы, отчасти подрезав тамошние улочки. После сноса одноэтажной застройки узкие, тесные проезды какое-то время сохраняли уличные названия, но только «Сходненских» и «Новопоселковых». От тех названий переулочков, которые происходили от стремительно исчезнувшей Первомайской улицы отказались много раньше.

Крохотные улочки, получавшие самостоятельные названия, являлись необходимостью для определенного типа застройки - с индивидуальными земельными участками.
Послевоенная (50-х годов) внутренняя часть квартала Парусного проезда-Химкинского бульвара состояла из размещенных на единой территории и плотно сближенных двухэтажных домов гостиничного типа. Узенькие дорожки между линиями домов улицами не являлись. На карте Генштаба МВО одна из этих дорожек показана как улица, а вот Парусный проезд почему-то никак не обозначен, хотя все трехэтажки и пятиэтажки этой улочки уже построены и присутствуют на упомянутой карте.
Довоенный Новый Поселок был занят более свободно расположенной сетью построек (да еще и с пропусками в рядах домов). Благодаря этому, к длинным баракам довоенного поселка вели неровные диагональные грунтовые дорожки. http://www.retromap.ru/mapster.php#panes=1&right=061942&zoom=15&lat=55.843060&lng=37.451190 Единственный «правильный» перпендикулярный внутренний проезд квартала соединял Нелидовскую и Сходненскую улицы - по северной стороне построенного в начале 50-х годов двухэтажного «желтого» магазина. Ни этот, давно исчезнувший проезд, ни существующий и поныне Цветочный - на карте не подписаны, однако обнаруживается интересная деталь: благодаря крутому изгибу Цветочного (на этом месте в конце 50х гг. построят дом №15 по Сходненской улице) - оба проезда образуют единое направление, связывающее цветоводческие теплицы с заводом. Можно предположить, что если Цветочный проезд до 50-х годов уже носил современное (или же какое-то иное) название, оно относилось и к внутреннему проездику Нового Поселка. В 1952 году в овраге между Пионерской ул. и Цветочным проездом вместо бесполезной, окруженной руинами и гаражами железнодорожной ветки ТМЗ – все еще протекает ручеек.
Robinzon
Если вся перспективная довоенная планировка Тушина не предназначалась для застройки коттеджными участками, то в Комсомольском поселке до войны построили не только две четырехэтажки, пятиэтажку, детский дом, школу (все это существует и сейчас) но и десяток «индивидуальных» домиков.

Карта Тушино 1951г.
Карта Тушино 1951г.

Характерно, что эти довоенные предшественники послевоенных домиков «европейского» типа строились на самом краю будущего жилмассива. http://www.retromap.ru/mapster.php#panes=1&right=061942&zoom=16&lat=55.832866&lng=37.421879. В дальнейшем, при смене застройки на дома панельных серий, все линии послевоенных малоэтажных домов сохранились как проезды с типовыми многоподъездными домами 80-х гг постройки (Нынешние 1-3-й Тушинские проезды). А вот место единственной довоенной линии "коттеджей" было занято ГСК. Исчезнувшая улица Комсомолки называлась - «Колхозная». Переименование конца 60-х унифицировало название сети проездов – в домосковскую эпоху на Комсомолке было две Комсомольских улицы и один Тушинский проезд, позднее все проезды получили единое наименование: «Тушинские». Объяснить сохранение «коттеджной» сети улочек в уникальном, отрезанном от всего и вся микрорайоне несложно. Повсеместное укрупнение жилой застройки избавило окраинные районы города от необходимости сохранения статуса малых проездов, как улиц с нумерацией жилых корпусов. А вот полное отсутствие нормальных уличных связей в 13-м мкр. (бывшем Комсомольском поселке) отменило неизбежную перепланировку, учитывающую расширение проезжих улиц и девальвацию нерасширяемых переулков до безымянных подъездов обновленных кварталов, укрупнненных типовыми панельными домами.
Интересно другое. Сходненский и Новосходненский проезды привязаны к Сходненской улице, Планерный к Планерной. И так далее: Фабричный, Советский, Железнодорожный, Пионерский, Верхне- и Нижнетрикотажные, Садовые, Новопоселковые, Первомайские проезды, переулки и тупики Тушина привязаны непосредственно к тем тушинским улицам, по аналогии с которыми они и были названы. Все Волоколамские проезды - как исторические (в МР «Щукино»), так и позднейшие (в тушинской части МР «Покровское-Стрешнево») - это немагистральные ответвления от Волоколамского шоссе. Даже название «Сходненский тупик» можно прочесть двояко: сегодняшний тупиковый участок бывшего сквозного направления Фабричная улица - Сходненское шоссе, фактически примыкает к новой, закрытой трассе Сходненской улицы будучи отделен от последней крохотным участком Тушинской улицы и банальным забором.
Одни лишь только Тушинские проезды никак не связаны с Тушинской улицей. Можно предположить, что вся эта топонимика восходит к исторической деревне Тушино. Однако ни одна из улиц, расположенных южнее рижской ж.д. почему-то никогда не называлась «Тушинская», а вот к территории севернее рижского направления деревня Тушино никакого отношения не имеет. Вся сеть Тушинских проездов сходится не к шлагбаумному переезду через рижское направление а к разобранному мосту через Сходню, то есть - не меняющаяся в течении 70 лет планировка микрорайона устроена так, что предполагает выезд из комсомольского поселка на Тушинскую улицу. Добавлю, что Комсомольские улицы были переименованы в Тушинские проезды тогда же когда Вокзальная улица переименована в Тушинскую – во 2-й половине 60-х годов.

Карта Тушино 1951г.
Карта Тушино 1951г.

Улицы исторических деревень получали названия только тогда, когда линий домов в них было несколько. Не удивительно, что в деревнях Петрово и Алешкино их единственные улицы на карте не подписаны, однако жаль что не приводятся названия улиц села Братцева, имевшего куда более сложную планировку. (сравните с Иваньково – там все улицы подписаны). Две улицы Захаркова называются по-поселковому: 1-я и 2-я Захарковские (есть и еще и перпендикулярная, Крестьянская улица, часть котрой ушла под воду в после заполнения Химкинского водохранилища. А вот пары главных улиц двух наибольших сёл Тушино и Спас называются по-деревенски: Центральная и Слободка. То есть: в селе Спас часть нынешнего Волоколамского шоссе называется «Центральная улица», а вот в селе Тушино все иначе: центральная линия деревни после строительства канала становится старой, неиспользуемой трассой Волоколамки, но в отличии от соседнего Спаса зафиксированного самостоятельного названия не имеет. В справочнике «Имена московских улиц» можно прочесть, что первоначальное название Летной улицы - «улица Тушино» На самом деле, это такое же имя улицы как и в случае с адресом «деревня Сидоровка, д. 1». "Улица Тушино" на карте 1965 года подписана, но к середине 60-х это единственная линия деревни т.к. ул. Слободка застроена пятиэтажками 16-го мкр. Такие названия как «Станционный проезд», «Железнодорожная улица», «Фабричная улица» хоть и находятся в районе деревни Тушино, однако принадлежат более поздней барачно-поселковой застройке.

Карта Тушино 1951г.
Карта Тушино 1951г.

Поселковые улочки старых кварталов Трикотажки резко отличаются не только от правильной планировки послевоенных авиагородков, но даже и от регулярно застроенного бараками Нового Поселка. Рельеф «Полгоры» (1-й рабочий городок) вынуждает ориентировать дома и вести улицы вдоль изогнутых дугой склонов. Дома к началу 50-х годов - есть и в немалом количестве, а вот улицы –явная условность.

Карта Тушино 1951г.
Карта Тушино 1951г.

Импровизированные грунтовые проезды довоено-послевоенной поры двум подписанным (но не прочерченным) на карте 52-го года улицам не соответствуют. http://www.retromap.ru/mapster.php#panes=1&right=061942&zoom=16&lat=55.844783&lng=37.402782. Тем не менее, карта не врет: в 60-е годы, когда уличное покрытие более-менее уложили, появились две концентрические улочки. Район неоднократно достраивали (а впоследствии полностью перестраивали) новыми домами (в 60-е, 70-е, 2000-е годы), однако, скорее всего, уже концу 50-х годов Подгорная улица стала Окружной, а Окружная – безымянным внутренним проездом квартала. В Сходненской пойме существовала редкая застройка из садовых домиков, привязанная к 3-му микрорайону (1-му рабочему городку) спускающимся под горку проселком, часть которого некогда носила название «Луговая улица».

На карте Мосгоргеотреста из множества нерегулярных улочек Второго рабочего городка ТЧФ подписаны только две выездные: это Трикотажная ул. и улица Рабочий квартал.

Карта Тушино 1951г.
Карта Тушино 1951г.

Первая соединяется с Фабричной (Петушкова) улицей через перпендикулярный ей пологий съезд к низкому речному берегу. Съезд этот существует и сейчас – на нем расположен клуб любителей внедорожников Лэндкруизер . Сам клуб, как утверждают его владельцы, находится на месте конюшен сувировской сукновальни (она же резиновая фабрика, она же Трикотажка) Когда в здании шел ремонт, под полом находили подковы. Вот вдоль этих самых построек и проходила Трикотажная улица - в те времена, когда ни проезда Донелайтиса, ни Походного еще не существовало. Ул. Рабочий квартал соединяла Трикотажную и Полевую улицы. Последняя в 50-е гг связывала жителей 2-го городка ТЧФ с Пионерской (Фабрициуса) улицей. Во второй половине 60-х названия проездов перепланируемых Рабочих городков Трикотажки пытаются унифицировать: теперь направление Полевой улицы называется Верхнетрикотажный проезд, а выезд на Петушкова – Нижнетрикотажный проезд. Однако, уже в 6о-е годы началось перспективное строительство прямой магистрали Походного проезда, заменившего собой прежние выездные дороги второго поселка Трикотажной фабрики.
Sasha
Интересные комментарии к карте, отличная историческая справка! По-новому позволяет взглянуть на уличную сеть Тушино. Вот это я понимаю - краеведение!
Robinzon
Основные источники - справочники "улицы Москвы" 1959, 1961, 1964, 1973, 1976 и 1984 годов. Информации в них много, но без карты точно привязать упоминаемые в них названия невозможно. В музее 821-й школы был представлен список двух десятков улиц г. Тушино, но вообще без какой-либо привязки. Часть улиц, приведенных в этом списке находилась в поселке Покровское-Глебово и деревне Иваньково.
vodkins, 16 января 2012, писал:
На карте 1952 года авиагородков финской постройки еще нет. Только квартал проезда (на карте - переулка) Досфлота застроен первыми немецкими коттеджиками. Общеизвестно, что вторая линия поселка носила название – Авиационный проезд (переулок).


Я жил в этом городке. Он был застроен именно "финскими домиками", а не "немецкими". "Немецкие коттеджики" это дома кирпичной кладки. И в городке под эту категорию подходил, пожалуй, только желтый магазин.

vodkins, 16 января 2012, писал:
На карте 52-го года переулок (проезд) Досфлота не имеет харатерного излома на пересечении с нынешней Лодочной улицей. То же относится и к Авиационному переулку (проезду), напрямую выходящему на Крестьянскую улицу деревни Захарково.


Излом фактически существовал, просто он нечетко изображен графически.
Авиационный проезд всегда был тупиковым. На Крестьянскую улицу выходил проезд Досфлота.
ACh
Да ушшш..... Робинзону - огромное спасибо!!!
гость
Вот интересно - когда спрашиваешь: подскажите, где была такая-то или такая-то улица - никому не интересно. Никто не ответит. (Особенно про Рабочие городки ТЧФ.). Начинаешь разбираться для себя, сразу по множеству десятков мест и названий - начинают иронизировать.
За доп. информацию - благодарствуйте. Только если уж кто жил в каком квартале, то можно и побольше информации дать. (Я про 14-15 микрорайоны рассказываю все что знаю, а здесь у нас история посложней чем в ЮТ) Авиагородки на обоих сторонах Садовой вообще-то хорошо и подробно описаны на отдельных ветках. Извините что не стал разыскивать уже опубликованную инфу и комменты и сверяться с информацией более точной чем моя, но более разбросанной.
Я всего лишь суммировал первые впечатления от знакомства с новым материалом. Тема меняинтересующая не претендует на исчерпывающую полноту. Для начала я считаю необходимым разобраться хотя бы с географией улиц но так что бы никакой путаницы уже бы не было. Читая Викимапию, обнаружил, что по мнению ихних авторов прежнее название ул. Свободы - Советская(!), а Тушинские проезды назывались - Волоколамские(!!) Весь этот бред я поправил без личностных обращений и комментариев чужой деятельности.
Я обращаю внимание других на изображение проездов Досфлота и Авиационного на карте 1952 года. Суд по карте Мосгоргеотреста, проезд Досфлота соединется с Крестьянской улицей эдакой прямой линией, чего на самом деле не было. Да, наскоро выкладывая огроиный объем информации я обозвал прооезд Досфлота Авиационным, что конечно же дискредитирует все мной написанное, но Вы-то прекрасно знаете что никакой прямой улицы из Захарково в авиагородок не было, а Авиационный проезд соединляся с Крестьянской улицей угловым проездиком
http://www.retromap.ru/mapster.php#panes=1&right=0519661&zoom=16&lat=55.846987&lng=37.456834
Я с огромным уважением отношусь к увлеченным людям. Поэтому иронизировать никак не мог. Если я был неправильно Вами понят, то прошу извинить.

Информации по той части городка, которая находилась со стороны ДОСААФа дополнительно привести не могу. Все что у меня было уже размещено на форуме. Тем более что в части улиц и переулков в этом районе ничего сложного нет. Одна улица (нынешняя Свобода) и два проезда.

Хочу обратить Ваше внимание на подшивку газеты "Вперед". Она может быть полезной, так как:

4. В январе 1959 года опубликован список избирательных участков в котором определены номера избирательных участков и для каждого участка присутствует список улиц и домов (пономерной). То есть -- перечислены ВСЕ жилые дома города и наверное плюс нежилые, в которых находились ИУ.


Robinzon
Я пересмотрел все фотографии всех подшивок газеты. Нашел три или четыре неизвестных для меня дома. (могу дать ссылки)
Но перечитать всю газету - на это меня не хватило.
Как правило, в архивной информации относящейся к советскому периоду найти упоминания неких адресов нетрудно. Однако, из-за отсутствия точных карт отождествление эти самых адресов нередко становится трудоемкой задачей.
Карта мосгоргеотреста хороша, но и на ней не все улицы подписаны. Значительной части поселковых улочек еще и не существует.
На карте МВО (наиболее полно показывающей исчезнувшую застройку района) подписаны только магистральные улицы. Нулевая информация.
Robinzon

Я года четыре назад давал наводку на подшивку газет в журнальном зале (это в Химках). Вот эта ветка:
"Вперед" (1944-1960) -- городская газета
Газета с избирательными участками находится в подшивке. Выборочно ее переснял Sontucio. Обратитесь к нему. Вдруг он сделал снимок этой страницы (я так понял, что он не все фото разместил на сайте).
Привязки к карте там, конечно, нет, но названия улиц и переулков есть практически все (и все номера домов).
Если все-таки соберетесь в Химки, то прочитайте внимательно ветку, т.к. там описана процедура получения читательского билета, без которого попасть в журзал будет невозможно.
4412
Путём сравнения ранее опубликованной на сайте фрагмента карты Перспективы развития СЗАО." target="_blank" rel="noreferrer noopener">http://ww.tushinec.ru/Перспективы развития СЗАО. и http://ww.tushinec.ru/index.php?link=upload&file=10256 и этого плана 1952 г. можно сделать вывод, что тот фрагмент является частью именного этого плана 1952 г.
За ссылку на ресурс - автору публикации благодарность.
Alexey
Грузим по ссылочке...
И потом нажимаем на значок G (Гугл), и накладываются современные улицы.
http://www.retromap.ru/mapster.php#panes=1&right=061942&zoom=15&lat=55.768848&lng=37.572040
гость
Улица Молотова =) как интересно! и Сходненское шоссе. Спасибо - очень интересно!
PolinaLi

Улица Молотова =) как интересно! и Сходненское шоссе. Спасибо - очень интересно!
Извините, не гость.. местная я. =)
Geometar
Карта замечательная. Есть у нее и еще одна ценная черта: условные знаки тех лет различали каменные и кирпичные дома (красный цвет) и деревянные (обозначены желтым).
Heureux
Geometar, 29 мая 2012, писал:
Карта замечательная. Есть у нее и еще одна ценная черта: условные знаки тех лет различали каменные и кирпичные дома (красный цвет) и деревянные (обозначены желтым).

Да, для краеведа это очень нужно.
Autobus
чтобы написать ответ, необходимо войти в учётную запись