ХУДОЖНИКИ не нужны ГОРОДУ???

Дома, магазины, дороги..., но ни скульптур, ни мозаик... Современному городу оно не надо, или денег нету?
ACh
Когда-то, в позднесоветское время, закончил я институт по специальности художник-монументалист... И почему-то вышел с уверенность, что эту профессию в ближайшее время ждёт большое будущее... Что после дежурной "оформиловки" брежневской поры должно наступить время откровенного и искреннего творчества на улицах городов. Так мне думалось почему-то. И не только думалось. Мне некоторое время удавалось даже, не обращая внимания на сопротивление среды делать то, что нравится... даже в клубе части, где отслужил положенные полтора года.
И вот перемены пришли. Но это были не те перемены. Вместо неповоротливого официального госзаказа, который полностью контролировал всю городскую среду в Союзе и, тем более все заказы на художественное оформление общественно значимых мест... пришёл частник. Казалось бы - более мобильный, более заинтересованный, более продвинутый. Но заинтересован он оказался в первую очередь в своём барыше. Во вторую очередь - в "понтах". Он по-прежнему, как и советские начальники, также ничего не понимал в искусстве, зато имел наличность и амбиции. Вот на этом переломе все мои знакомые художники обломались. Одни бросили монументалку вовсе. Другие, заткнув поглубже свои представления о хорошем вкусе, подались отделывать частные дворцы олигархов, протоиереев и жиреющего чиновничества. Третьи подались по храмам, благо их-то отделывали в большом количестве.
Мне это не годилось - для храмов я неверующий, дворцы и самих новых бояр не люблю, а городу вобще было поначалу ни до чего. Я занялся мелким прикладным. Делал то, что нравится и немного кормит..., но дело не в том. Я хожу по улицам иногда... и смотрю по сторонам. Прошло много лет, город растёт и растёт, чуть не до Калуги теперь..., а как был он казённым на вид, так и остался. Впрочем - нет. Не совсем. На казённые панели свои навешал он без счёта рекламной продукции, и повсюду понастроил мегамолов. В ходу отделочные материалы, о которых прежде можно было только мечтать, новые постройки не столь примитивные коробки, как прежде... но вот работ художников на улицах города как не было видно тогда, так не видно и теперь.
Я понимаю - Тушино, не Париж, культурного наследства столетия ему не завещали, ни памятников, ни даже мемориальных досок нет... Но на Западе как-то выкручиваются! Даже в тех местах, где нет старых памятников, находят способ или делать выставки под открытым небом, или заказать новое - благо, с теперешними материалами это быстрее и дешевле. Но ничего подобного не происходит у нас. Даже если сделать скидку на общую раскоординированность властей и то, что хочется сперва себе в карман, а уж потом для людей..., но ведь "понты" то, понты никто не отменял! Им в голову не приходит соорудить что-то такое, чем потом можно заслуженно погодиться?!... Ну, и перед начальством отчитаться. Видимо, пока не приходит. Подождём. Удовлетворим визуальный голод созерцанием экрана монитора и рекламной продукции ненужного товара.
Но может, пора всё-таки?
Или для этого нужны большие идеи..., а их нынче не сыскать?
ACh
Поясню свою мысль.
Человек так устроен, что для ощущения полноты жизни его органам чувств требуется возможно более широкая и полная шкала восприятия по всем каналам. Для органов зрения нормальная картика мира та, в которой присутствуют все ступени шкалы размеров, все масштбы, причём связанные гармоническими пропорциями, ритмическим строем.
Со времён средневековья (а может и раньше) эти пропорции исчислены даже чисто математически, как гармонический ряд размеров. В музыке это - соотношения частот звука (как в гармонических аккордах, где соотношения описыватся простыми пропорциями 3/2, 4/3 и т.д, когда длина струны делится пополам, на три, четыре, пять и т.д). Точно такие же соотношения легко проследить и в размерах элементов архитектурных сооружений (не зря архитектуру называли застывшей музыкой), и в соотношениях цветов в живописи, где частоты длинн световых волн соотносятся именно в этих простых пропорциях. Человек пользуется этим эффектом с рождения, чисто инстинктивно, но математические исследования подтверждают – механизм эстетического воздействия похож во всех случаях, для всех органов чувств.
.
Для создания этой полноты и комфорта ощущений человек свой мир обустраивает не только с практической, функциональной точки зрения, но дополняет его предметами, казалось бы абсолютно бесполезными..., которые он делает «для красоты». Построенную из 9-ти, 12-ти или 20-метровых брёвен (смотря какой лес имеется) простую коробку своей деревянной избы искушённый деревенский плотник прорезает окнами и дверями не только функционально, но имея в виду эту гармонию... и крышу поставит не для того только, чтобы защитить от воды и снега, но соблюдая гармонические соотношения. На таком доме глаз радуется, в ряду соседних домов он сразу обращает на себя внимание и долго помнится.
Затем, построив простую коробку, плотник дополняет шкалу использованных крупных масштабов «ненужным», казалось бы, декором. Наличники, закрывающие щель между окном и стеной он покрывает узором, и испещряет мелким орнаментом доски под скатом кровли. Если есть время, и столбы крыльца он сделает балясинами. Тем самым создаётся ещё один ряд более мелких масштабов, которые с большими – тоже состоят в гармонической зависимости. И всё это немалым трудом и безо всякой, казалось бы необходимости.
.
И сами эти избы по улице, если они строились не людьми замученными, уткнувшимися рылом в землю, но видеть целое и будущее - выстраивались в улицу, образующую следующую ступень этих масштабных ритмических рядов, прошитую ритмом заборов или плетней. Это как в хорошем хоре. И купол церки с колокольней зрительно обогащал этот ряд новым размером. Так из элементов вполне функциональных, и совершенно бесполезных как будто бы - складывался гармоничный и полнокровный живой мир.
Те, у кого средств было больше, пользовались этой возможностью ещё в гораздо большей степени. Усадьбы, дворцы и храмы вспениваются пышным декором, обогащены новыми формами дуг и полукружий, стрельчатых окон. Даже столбы оград становятся маленькими самостоятельными архитектурными памятниками, скульптурами, построенными в полном соответствии с законами гармонии. Если, конечно, у заказчика был вкус и хороший архитектор. Особенно удачные сооружения прошлого зачисляются государством в реестр Памятников архитектуры, предполагается – защищаются им как безусловное сокровище, принадлежащее культуре народа.
.
Конструктивизм начала 20-го века отменил обильный декор фасадов, как архитектурное излишество. Утвердилось отношение к дому как к «машине для жилья», строго функциональной, без украшений. Как идея это оправданно. Однако законы восприятия никто не отменял. Машина машиной, но жить в производственном цеху слишком долго и только функционировать – утомительно. Недолгий революционный конструктивизм в России сменился откатом в «сталинский ампиро». Неискушённая публика возжаждала опять укращений и могущественный госзаказ обвесил здания обильным и тяжеловесным декором. Станции метро, кинотеатры, стадионы украшались как дворцы.
.
В «оттепель» смена помпезного и пафосного тоталитарного режима более демократичным отразилась и на облике города. Массово по всей стране стали расти дешёвые «черёмушки» для народа, отчасти вернулся практичный конструктивизм. Улицы из кирпичных а потом и панельных одинаковых коробок, с горячей водой, газом и всеми удобствами приняли миллионы обитателей пригородных деревень, дали обитателям многочисленных коммуналок вожделенные собственные квартиры. Центральная историческая часть города обросла бесчисленными бетонными бараками спальных районов, так сказать – новыми рабочими слободами. Эстетически эти районы бесконечно беднее даже малоценного наследства сталинской эпохи. Не хватало, как всегда, денег хотя бы обжить их комфортно.
.
И вот - Тушино сегодня. Среди немногочисленных остатков сталинского ампира с осыпающейся тяжёлой лепниной, среди изношенных хрущёвок, не поддающихся реконструкции. Уплотнительно или вместо демонтируемого - строятся новые дома. Пластически несколько более богатые чем «панельки», функционально более удобные и дешёвые, чем «сталинки». Но город, как эстетическое целое, по-прежнему не продумыается. Просто лепятся и лепятся новые постройки в освободившиеся дырки... иногда в погоне за выгодой, не обепокоившись тем, что выезды из района уже и так давно затруднены. Это - если говорить в глобальном масштабе. А в масштабе человеческом... все видят, что происходит. Только-только городские службы принялись что-то делать с нашими дворами, понаделали всюду детских площадок, теперь тотально принялись под ними выкапывать сгнившие за 50 лет коммуникации. Ура. Наконец-то!
А что эстетика? Где художники? Где памятники культуры районного, хотя бы, значения? Ведь какая-нито история у района имеется..., не пора ли, наконец, задуматься и об этом? Мегамолы, Ашаны и Праздники не выполняют эту функцию, ни по сути, ни внешне. У района нет культурного, исторического, эстетически осмысленного центра. Нет даже маленьких местных достопримечательностей, нет даже примитивных казённых «памятных досок». Нельзя же считать достижениями в этой области - мультфильмовских деревянных мишек и заек в парках... или примитивные сграффити по стенам подстанций, заборов и гаражей (простите если кого обидел... как самодеятельность я это совершенно одобряю, но речь о профессионализме).
Приехавшему в Тушино гостю не на что смотреть. А нам нечего показать. Всё у нас как везде. И когда ко мне приезжают знакомые, я веду их на шлюзы канала или издали показываю мост Бачелиса, или садимся на Сходне – просто над водой среди травы. Есть ещё хорошие мозаики Карнаухова в храме на Спасе, но это культовое сооружение, а не общегородское.
.
Такой вот вопль души. Простите за многословие. Но как-то наболело. И болезнь эта не только у меня, и, кажется, она уже не хроническая даже, но безнадёжно, прискорбно неизлечимая. По крайней мере не видно перспектив. Может, в районных властях найдётся хоть один неформальный заинтересованный в этом человек? Спрашиваю и сам не верю...
Совершенно однозначно согласен.
Sasha
Ну мемориальные доски в Тушино есть. И даже памятники кое какие. Да и Братцевская усадьба вообще то памятник культуры федерального значения (как и Кремль вообщем то). Жаль только не реставрируют её толком.

Да и в Покровском-Стрешнево тоже хватает чего посмотреть. Просто затёрто всё как то. Вот обновить бы эти места. Отреставрировать как следует. Получились бы отличные достопримечательности, коими они и так являются.

Ну а что до меня - я всегда нахожу, что показать друзьям-знакомым в родном Тушино. Хотя согласен с Вами, город застраивается кое-как. И более всего видно это именно в центре города. Есть обалденные, красивые дома, а есть какие то аляпистые новоделы, которые подавляют собой всё то, что было построено за много веков или даже десятилетий до них. Словом - утеряна доминанта от которой нужно плясать в архитектурном плане. А точнее даже - у многих застройщиков таковые доминанты свои - и кто в лес, кто по дрова.

В частности, ещё и поэтому Тушино нравится мне больше, чем центр Москвы. Здесь всё честнее. Может и без изысков, но и без этой аляпистости. Хотя и в центре есть неплохие места.

Но вот от понтов - Боже упаси :) В городе уже налеплено столько понтов - которыми не то, что гордится, на них смотреть то не хочется - что новые понты просто прибьют архитектуру города окончательно.

На мой взгляд - как я уже говорил выше - нужно просто вспомнить старое. Обновить его, защитить, и будет всем нам повод для гордости - с лепнинами, арками и балюстрадами.
чтобы написать ответ, необходимо войти в учётную запись