Троллейбус №6

История маршрута
Timur
Прежде всего, пользуясь случаем, хочу выразить благодарность создателям сайта и всем участникам за очень интересный материал. Я не тушинец, скорее ваш сосед, обитаю по другую сторону водохранилища. Однако мне очень понравился ваш сайт и форум, жаль не нашел подобных сайтов по своему району. Также хочу сказать, что мне очень нравится Тушино. Совершал неоднократно длительные пешие прогулки, в частности вокруг водохранилища, по различным улицам вашего района. В свете исторических материалов вашего сайта все это осмысливается совсем по-иному.

В статье про Иваньково и Никольское обнаружил такую фразу:"Селяне работали в больнице МПС, на Аэродроме, в Детских садах, Заводах, некоторые даже водили троллейбус № 6". Сейчас конечная этого троллейбуса находится как раз напротив моего дома. На сайте "Московский Троллейбус" обнаружил, что эта линия существует с 1938 г.: http://trolley.ruz.net/history/routes/moscow/route-006.htm
Т.е., как я понял это была первая загородная линия, появившаяся задолго до маршрута 202, соединяющего "Планерную" с Химками. Интересно было бы узнать подробности об этом маршруте, особенно в довоенный период. Где на самом деле была конечная? Насколько я понимаю, Никольская больница была ближе к центру, чем к/т "Нева"? Где были остановки, как часто ходили троллейбусы? Ведь здесь же кругом были одни деревни. В районе речного может быть сохранилось пару зданий тех времен, в частности серое здание сталинской постройки около современной остановки "Северный речной порт".




Троллейбус №6 водил мой дедушка с марта 1941 г. по конец 1959 г. Ещё говорил, что зарплата у водителей троллейбуса в те годы была очень даже не плохая.
Ничего подробнее про маршрут рассказать наверное не смогу, т.к. спросить теперь уже не у кого(дедушка умер в 1989 г.).
Единственное, что более-мене точно могу сказать, - конечная у к-ра "Нева" конца 1950-х годов постройки(вступила в строй позже с продлением маршрута летом 1959 г.). Но, как я понял, и её скоро снесут, ведь напротив строят новую!
Так что, если есть возможность - сфотографируйте её для истории!
А про Никольскую б-цу постараюсь уточнить.
Вот, то что я разузнал из различных источников, наверное ближе всего к реальности...

Троллейбус №6


Первоначально задумывалось назвать конечную "Завод им. Войкова", куда собственно довольно быстро и подвозил рабочих троллейбус №6 от метро "Аэропорт" и "Сокол"(построенных 11.09.1938 г., а позже с 1957 г. из квартала Песчаных улиц) и для чего собственно этот маршрут был и предназначен. Но ближе к войне естественно слово ЗАВОД старались нигде особо не употреблять, и остановку конечной маршрута назвали по соседствующему и уже слабо в те годы функционирующему бывшему зданию "Никольской земской б-цы", окончательно превратившемуся в 1940 г. в помещение Травмпункта и Поликлиники при заводе", а затем в Медсанчасть.
Прямого съезда к конечной с Ленинградки на нынешнюю ул. Зои и Александра, говорят никогда не было, едили к заводу в основном через Старопетровский, а изредка через 6-й Новоподмосковный!
В тех краях давно уже не был, но говорят, что пара характерных именно чугунных!!! опор от контактных столбов на старой трассе троллейбуса №6 с тех времён ещё осталась...
Timur
Aleksey, 29 августа 2008, писал:
Вот, то что я разузнал из различных источников, наверное ближе всего к реальности...


Спасибо за исследования, однако мне удалось найти информацию подтверждающую практически идентичность современных остановок к/т "Нева" и первоначальной "Никольской больницы".

Вот здесь я задавал вопросы:

http://forum.tr.ru/read.php?3,735661

Вот есть карта 38-го года:
http://trolley.ruz.net/maps/sh19381201.gif

Где как раз коптевский вариант не подтверждается.

А вот ответ на мой вопрос касательно остановок:

Из справочника, состояние на 15 декабря 1940.

Троллейбус № 6. Никольская больница - пл. Революции.
Длина маршрута 16,4 км, продолжительность поездки 56 мин.

Путь следования: Ленинградское шоссе, ул. Горького.

Остановки: Никольская больница* - Северный порт; Химкинский речной вокзал - Кирпичный з-д* - Никольская школа; Водная станция "Динамо" - Никольская плотина* - санаторий "Лебедь"; з-д им. Войкова; санаторий им. Воровского - 1й тролл. парк* - пос. Сокол; ст. метро Сокол - Всехсвятское* - Ин-т инвалидов; 2я Инвалидная ул.; Аэропорт (Лазовский п.); Стрельнинский п. - Воздушная академия* - стадион "Динамо"; стадион Юных пионеров; Бега; ул. "Правды" - Белорусский вокзал* - Б.Грузинская ул.; Васильевский п. - пл.Маяковского* - пер. Садовских (бывш. Мамоновский п., Глазная больница) - Пушкинская пл.* - Советская пл. - Охотный ряд*.

(* - границы тарифных участков)


Самое удивительное, что и остановки практически не поменялись с 1938 года! Кирпичный завод был недалеко от нынешнего парка дружбы, собственно именно на карьерах этого завода и были устроены пруды. Остановка "Северный порт" была явно недалеко от нынешней "Северный речной порт", которая как раз напротив серго дома сталинской постройки. Тогда получается, что Никольская больница была недалеко от нынешней "Невы". Я подозреваю, что одноэтажные здания по левой стороне Ленинградского шоссе, перед развязкой у пересечения с Беломорской - это и есть здания бывшей больницы, а разворотное кольцо скорее всего было тоже слева, т.е. напротив нынешнего, как раз на съезде в порт. Я что-то читал про Никольскую больницу в книге "Северный округ Москвы" из серии "Энциклопедия московских селений. Неплохо было бы ее окончательно локализовать.
Timur
Aleksey, 29 августа 2008, писал:
Единственное, что более-мене точно могу сказать, - конечная у к-ра "Нева" конца 1950-х годов постройки(вступила в строй позже с продлением маршрута летом 1959 г.). Но, как я понял, и её скоро снесут, ведь напротив строят новую!
Так что, если есть возможность - сфотографируйте её для истории!


Тоже очень полезная информация. Еще лет 10 назад эта старая остановка отапливалась то-ли дровами, то-ли газом - дым шел из трубы - и это у меня всегда вызывало удивление. Оказывается она появилась раньше, чем все окружающие дома. Мой - кирпичный 112/1 по ленинградке был заселен в 1966 г. Если бы остановка появилась позже или одновременно, к ней могли бы провести коммуникации.

В общем тайна 6-го троллейбуса практически разгадана. Осталось подтвердить или опровергнуть гипотезу о предыдущей конечной слева от шоссе и окончательно локализовать Никольскую больницу.

На месте "Невы" и большей части Левобережного округа было село Аксиньино. Интересно, было бы однако узнать поподробней о сером доме напротив остановки сев. речной порт.
Timur
Как я понял, никольская больница стала впоследствии медсанчастью оборонного завода "Авангард", а не завода им Войкова. Завод "Авангард" действительно находится на Клары Цеткин: http://www.avias.com/services/analytics/base/1122.html
Предприятие существует и функционирует и поныне и его даже совсем недавно посетил Путин: http://www.tvc.ru/ShowNews.aspx?top=5&id=8540f36a-197c-4825-83ea-867a6a2bd25e
- здесь же кратко рассказывается история завода.

Однако никольская больница находилась не в р-не Войковской.
Ее связывают именно с речным вокзалом.

Вот еще два упоминания:

http://www.mosoblpress.ru/vpered/show.shtml?d_id=2344

http://konkurs.cioko.ru/inet/timofeev/index.php?option=com_content&task=view&id=28&Itemid=42&limit=1&limitstart=9

Жалко, что нигде не дается адреса. Может, можно где-то в старых справочных книгах найти?
1. Многие путают старую больницу(бывший туберкулёзный диспансер) у храма Косьмы и Домиана на Правобережной ул. Возможно там действительно когда-то находился филиал Земской Никольской б-цы...

2. Нынешняя огромная территория ограниченная Ленинградским ш, Старопетровским пр., ул. Клары Цеткин и Проектируемым пр-дом №995(продолжение пр. Черепановых) до войны была полностью под "властью" Чугуннолитейного завода им. П.Л.Войкова. Здесь была(и есть поныне) удобная товарная станция МКМЖД(ныне донельзя запущенная), которая являлась хорошей транспортной артерией для подвоза материалов к заводу, имелись свои огромные склады(ул. Адм. Макарова, 2), надстроенные в 1950-х гг.(ныне там склады транспортной компании "Грузовозофф"). В войну часть территории завода отдали под исключительно военные нужды, обозвав впоследствии "Авангардом" и закрепив за ним описанную выше медчасть. Часть же заводских бараков-общежитий ЧЛЗ им. Войкова располагалась на нечетной стороне ул. Адм. Макарова.

На Тушинском Хомяке есть описание маршрута (1932 г, когда канала ещё не было) рабочих ТМЗ, шедших на работу от ост. "Никольская б-ца" мимо речки Химки у "Иваньковского з-да термометров" с последующим выходом на ул. Спортивная(ныне Лодочная). Не думаю, что рабочие проезжали на 6-ом до Речного порта, затем возвращались в Иваньково, а потом шли к Спортивной ул. Скорее всего они доезжали до нынешнего пересечения с мостом МКМЖД и шли далее по долине речки Химки к заводу ТМЗ...

3. У меня есть карта маршрутов общественного тр-та 1959 г. по данным на 01.05.1959 г. Там, как мне кажется по ошибке-инерции, указана на самой карте конечная №6 "Никольская б-ца"(естественно без обозначения кругом разворота на теперешней Беломорской ул.) чуть далее моста через МКМЖД, хотя на другой стороне в разделе маршруты конечная уже указана "Северный Речной порт". Скорее всего это ляп-поправка на лето 1959 г., когда маршрут был продлен к нынешнему конечному кругу, т.к. карта вышла из печати 01.09.1959 г. А вот на второй такой же карте по данным на 01.05.1960 г. уже указано "Северный речной порт" и отросток зеленого круга троллейбусного маршрута у конечной!

4.Есть и ещё один, уже фотодокумент 1930-х годов, где ясно указана конечная двухэтажного троллейбуса "Окружная дорога", как раз у ЧЛЗ им. П.Л.Войкова или же "Никольской б-цы":

Троллейбус №6




Но точного адреса Никольской б-цы я до этого нигде не находил. Пока только гипотезы и примерные описания старожилов...
Timur, если будет что-то новое, то пиши, мне тоже интересно!
Timur
Уважаемый Алексей, мне кажется почему-то, что мы говорим о разных вещах.

1. Многие путают старую больницу(бывший туберкулёзный диспансер) у храма Косьмы и Домиана на Правобережной ул. Возможно там действительно когда-то находился филиал Земской Никольской б-цы...


Скажите мне пожалуйста, что находилось раньше в зданиях по Лен. шоссе 61, 61А по различным корпусам? Вам не кажется странной их архитектура? Несколько не гармонирующей с архитектурой других построек? посмотрите на фотографию:
http://maps.yandex.ru/map.xml?mapID=2000&mapX=4170802&mapY=7494985&scale=10&slices=1&descx=4170802&descy=7494985

Я хочу процитировать материал, на который уже ссылался:
http://konkurs.cioko.ru/inet/timofeev/index.php?option=com_content&task=view&id=28&Itemid=42&limit=1&limitstart=9
В 1895 г. построена больница, получившая название Никольская, которая стала обслуживать многие окрестные районы. В настоящее время больница используется как медсанчасть завода "Авангард".

Это цитата из главы посвященной округу "Левобережный". Именно ему, а не Химкам и не району нынешней м. Войковской:
http://lev.sao.mos.ru/stat.php
Район Левобережный является составной частью Севернго административного округа г. Москвы. Границы его проходят по оси ул. Флотской, далее по осям: Ленинградского шоссе, безымянного проезда у южной границы территории парка Северного речного вокзала. Осям Химкинского водохранилища и его Бутаковского залива, городской черте г. Москвы (внешней границе полосы отвода Московской кольцевой автомобильной дороги, включая все транспортные развязки улиц и дорог). Осям безымянного проезда, улицам Левобережной, Беломорской, Смольной, Фестивальной, ул. Лавочкиной до Флотской.


С другой стороны ничто не мешает использовать в качестве медсанчасти удаленную на несколько километров от завода больницу, хотя это и выглядит как-то нелогично.

Давайте возьмем пока за гипотезу, что никольская больница находилась именно в зданиях по адресу лен. шоссе 61, исходя из того, что как конечная троллейбуса она была после северного речного порта.
Чтобы это проверить или опровергнуть есть два пути - 1) добраться до этих зданий и попробовать туда постучаться и с кем-то поговорить 2) пойти в библиотеку и покопаться в старых справочниках.

На Тушинском Хомяке есть описание маршрута (1932 г, когда канала ещё не было)

Можно ссылку? Кстати, троллейбус в Москве появился только в 33-м:
http://trolley.ruz.net/history/short.htm

Вы уверены, что это был маршрут именно троллейбуса?


4.Есть и ещё один, уже фотодокумент 1930-х годов, где ясно указана конечная двухэтажного троллейбуса "Окружная дорога", как раз у ЧЛЗ им. П.Л.Войкова или же "Никольской б-цы"


С двухэтажниками не все так просто. Есть основания полагать, что их эксплуатация была возможна не на всех линиях и не по всей длине 6-го маршрута:


Летом 1937 г. из Англии выписали два трехосных троллейбуса фирмы EEC (один одно-, а другой - двухэтажный). ... Для эксплуатации "двухэтажника" сначала на загородном участке первого маршрута, а затем и по улице Горького (ныне Тверская) контактную сеть приподняли с высоты 4,8 м. до 5,8 м, и с 1 сентября 1937 г. quot;англичанин" стал курсировать по первому маршруту


Еще цитата из той же истории троллейбуса:
Двухэтажные машины курсировали только по двум маршрутам: от площади Свердлова (ныне Театральной) мимо Тверской заставы и поселка Сокол до Коптево

Почему на приведенной Вами фотографии указана конечная указана "окружная", а не "никольская больница" как оно проходит во всех справочниках от 40-го до 1959 года? http://www.mccme.ru/~kondr/ Не говорит ли нам это о том, что мог существовать укороченный маршрут, как например сегодняшние 6 и 6к? И что "двухэтажники" эксплуатировались только по такому маршруту?

Ведь в том же тексте выше:
1938 г. проложили линии по Бережковской набережной, через Воробьевы Горы до Октябрьской площади; от Комсомольской площади по улице Кирова (Мясницкой), через центр и Якиманку до Октябрьской площади; от станции метро "Сокол" по Ленинградскому шоссе до Северного речного вокзала


Сайт "Московский тролллейбус" как и "Московский Трамвай" http://tram.ruz.net - делали очень серьезные ребята, которые просто так разбрасываться словами не будут.
Давайте попробуем ответить еще на один вопрос. Зачем в 1938 г. надо было тянуть загородную линию именно до остановки "Никольская больница"? Оно, конечно, понятно, что Речной вокзал стал огромным центром притяжения с 1937 г. Но настолько ли большим, что туда нужно было тянуть троллейбусную линию? У нас есть косвенные подтверждения существования дополнительного разворотного кольца в районе пересечения с окружной. Это говорит о том, что интервалы на загородной линии скорее всего были не такими частыми, как на маршруте до окружной линии. Т.е. загородная линия скорее всего была экспериментальной. Но тогда опять-таки было бы логичнее завершить ее в р-не Речного вокзала или на худой конец в р-не нынешней остановки "северный речной порт" - дорога и аллея от которой ведет прямо к главным воротам порта.
Почему же ее дотянули именно до больницы?
Давайте снова обратимся к карте 38-го года:
http://trolley.ruz.net/maps/sh19381201.gif

Почему развортное кольцо находится слева от шоссе? Сразу за предполагаемой больницей? Давайте еще зададимся вопросом: что сейчас находится в этом месте? Там - съезд на беломорскую и основная подъездная дорога в грузовой порт. Судя по возрасту деревьев окружающего парка подъезд в порт был там и раньше. Грузовой порт, как и Речной вокзал тоже был огромным центром притяжения, будучи фактически инфраструктурой Москвы на выселках - напомню - эта территория вошла в состав города только через 22 года -в 1960. Однако только ли для удобства портовых рабочих линия была дотянута до подъезда к грузовому порту?

Я снова процитирую "историю московского троллейбуса":
С началом войны троллейбус превратился в основной вид городского транспорта в центре города, так как почти все автобусы были реквизированы для военных целей....Грузовые троллейбусы во время войны перевозили дрова, уголь, овощи, муку, хлеб, военные грузы (из речных портов и с железнодорожных станций на склады и в магазины).


Использовался ли грузовой троллейбус до войны? Мы знаем, что в годы войны трамваи и троллейбусы активно использовали для транспортировки грузов:
с началом войны из города постепенно стали исчезать грузовые автомобили, которые мобилизовывались на фронт. Возникла угроза прекращения грузовых перевозок. Грузовой автотранспорт могли заменить только грузовой трамвай и троллейбус. Уже в августе трамвай начал перевозить грузы по заявкам всех учреждений и предприятий.
- http://tram.ruz.net/history/ivanov12.htm

Давайте представим себе 1938 год. Тот уровень механизации. Извозчики, газогенераторные автомобили, работающие на дровах. Почему здесь троллейбус не мог сразу задумываться как стратегический вид транспорта, предназначенный не только для перевозки пассажиров? Ведь насколько я понимаю,к Северному порту ведь не было железнодорожного подъезда? Т.е. я предполагаю, что не обязательно эта линия использовалась сразу для грузовых перевозок, но могла быть проложена с расчетом на это.

Вот таковы мои соображения. Осталось окончательно локализовать Никольскую больницу - тогда мою гипотезу можно будет считать подтвержденной фактически.

А это не просто сделать с помощь интернета - никольских больниц по всем городам и весям просто куча:

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0







C чем-то согласен, с чем-то нет...
Домишки на Ленинградке рядом с пересечением с Беломорской ул. по моему всё-таки 1930-х годов постройки. Там скорее всего располагались административные учреждения Северного речного порта. Одно из них кстати как-то сгорело и теперь стоит огороженным.

ссылка на путь рабочих до завода в 1932 г.

Вот, интересующий нас отрывок рассказа:

Земельный участок, отведенный под строительство завода, представлял собой лесной массив с огромными соснами, елями, дубами, осиной, черемухой, березой, и всевозможным кустарником. Часть участка, на котором позже построили корпус № 32, была покрыта болотом.
Подъездным путем была единственная небольшая грунтовая дорога от Ленинградского шоссе (район Никольской больницы), проходящая через глубокий ручей реки Химки мимо Иваньковской фабрики термометров. Там, где теперь улица Спортивная, эта дорога шла под свисавшими кронами леса, образующими зеленый тоннель.
Мне и многим моим сверстникам, получившим специальность слесаря на Московском заводе № 1 треста "Промсвязь", довелось прибыть на работу по организованному набору рабочей силы 15 апреля 1932 года.

Но, естественно хочется точного адреса. С ним-то и проблема. Будем искать!
Timur, 30 августа 2008, писал:

Самое удивительное, что и остановки практически не поменялись с 1938 года! Кирпичный завод был недалеко от нынешнего парка дружбы, собственно именно на карьерах этого завода и были устроены пруды. Остановка "Северный порт" была явно недалеко от нынешней "Северный речной порт", которая как раз напротив серго дома сталинской постройки. Тогда получается, что Никольская больница была недалеко от нынешней "Невы". Я подозреваю, что одноэтажные здания по левой стороне Ленинградского шоссе, перед развязкой у пересечения с Беломорской - это и есть здания бывшей больницы, а разворотное кольцо скорее всего было тоже слева, т.е. напротив нынешнего, как раз на съезде в порт. Я что-то читал про Никольскую больницу в книге "Северный округ Москвы" из серии "Энциклопедия московских селений. Неплохо было бы ее окончательно локализовать.


Совершенно верно, - одноэтажные здания по левой стороне Ленинградского шоссе, перед развязкой у пересечения с Беломорской - это и есть бывшая Никольская больница. В ближайшем к Ленинградскому шоссе корпусе в 60-е годы был роддом, обслуживал он и жителей Тушина.

Никольский кирпичный завод находился недалеко от нынешней остановки троллейбуса № 6 " Пулковская улица". Сейчас он снесен, хотя работал почти до конца 90-х гг.,его территория застроена новыми домами. А карьеры завода действительно находились на территории парка Дружбы, где сейчас каскад прудов.
Вобщем обе версии имеют право на существование.
Правда всё может оказаться гораздо прозаичнее, - у Никольской, как и у любой земской б-цы, могли быть мини-филиали, разбросанные вдоль современной Ленинградки...

Наиболее вероятные места расположения в точках 1 и 2 на карте 1931 г. ниже:

Троллейбус №6



P.S.: В точку №2 очень хочется пробраться, пофотографировать и поспрашивать о домишках поподробнее, если ещё осталось у кого.
<[Aleksey, 1 сентября 2008, писал:
//Вобщем обе версии имеют право на существование.
Правда всё может оказаться гораздо прозаичнее, - у Никольской, как и у любой земской б-цы, могли быть мини-филиали, разбросанные вдоль современной Ленинградки...

Наиболее вероятные места расположения в точках 1 и 2 на карте 1931 г. ниже//


Насчет точки № 2 - могу сказать совершенно точно. Я родилась в этом роддоме в 1962 году, жили мы практически напротив по другую сторону Ленинградки и хорошо знали, что эти корпуса - бывшая Никольская больница.

Насчет точки № 1 - не знаю, может, и были у Никольской больницы филиалы вдоль Ленинградки. Само село Никольское располагалось рядом с этой точкой - неподалеку от нынешней остановки троллейбуса № 6 "Театральный зал "Лебедь"".
Вот на счет точки №1 тогда опять неувязка...
В списке остановок Трол. №6 значилась остановка "Санаторий Лебедь". А это как раз примерно в точке №1.
Возможно, что и санаторий был создан на базе бывшей больницы, но это не точно.
Итого на сегодня склоняюсь к следующим итогам:
1.Никольская б-ца(основные здания) находились в точке №2(не верить человеку, который родился в роддоме этой б-цы не вижу смысла);
2.Б-ца имела филиалы(скорее всего не один) вдоль Ленинградки;
3.Маршрут трол. №6 был укорочен до медсанчасти(ф-ла Никольской б-цы) нынешнего "Авангарда" скорее всего в войну(в целях безопасности пассажиров или т.п.);

Помню, что дед рассказывал, как зимой 1941 г. чуть ли не по нескольку раз в день бросал троллейбус на дороге и выгонял силком перепуганных пассажиров у конечной в бункер бомбоубежища на конечной у ЧЛЗ им.П.В.Войкова. Немцы в те активно бомбили Никольскую дамбу и тов. ст. ж/д "Братцево".
Цитата из газеты "Вперед" (http://www.mosoblpress.ru/vpered/show.shtml?d_id=2344 ):

**ИЗ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
Б. ПАВЛОВ.


НИКОЛЬСКАЯ БОЛЬНИЦА

Никольская больница построена на Ленинградском шоссе вблизи Химкинского речного вокзала. Ее окружает чудесный парк. Об этой больнице и о ее первом главном враче А. В. Иванове пишет в своих воспоминаниях замечательный русский хирург Сергей Сергеевич Юдин:
"Осенью 1919 года, будучи демобилизован с военной службы, я отыскал в Москве своего старого друга, доктора Никольской земской больницы Алексея Васильевича Иванова. Мы были хорошо знакомы, ибо в 1915 году, во время моего приезда с фронта, я не только проработал месяца три в его больнице, но при этом ночевал у него на диване в квартире. Спать приходилось мало: я с жадностью обучался врачебному делу в амбулатории и больнице, а вечерами до самой глубокой ночи с такой же жадностью слушал интересные рассказы Андрея Васильевича о своих студенческих годах, о профессорах-учителях и о товарищах - земских врачах. Эти ночные сидения были для меня не только отличными наставлениями для дальнейшей практической деятельности, но особенно важны как незаменимые уроки врачебной этики, морали и сознания долга.
Детище А. В. Иванова теперь заняло частное предприятие. Мемориальной доски о том, что здесь, в Никольской земской больнице, работал академик С. С. Юдин, на здании нет. Пусть эта небольшая статья послужит доброй памятью земскому врачу А. В. Иванову и академику АМН ССР С. С. Юдину (1891-1954 годы), Лауреату Государственных и Ленинской премии, почетному члену Королевского общества Великобритании, американских, парижских, пражских, каталонских обществ хирургов, почетному доктору Сарбонны.
13.04.2002 **
Timur
Aleksey, 1 сентября 2008, писал:
P.S.: В точку №2 очень хочется пробраться, пофотографировать и поспрашивать о домишках поподробнее, если ещё осталось у кого.


Сегодня по дороге к метро посетил точку №2.

Здание, фотографию которого можно увидеть по ссылке
http://maps.yandex.ru/map.xml?mapID=2000&mapX=4170802&mapY=7494985&scale=10&slices=1&descx=4170802&descy=7494985
несет административные функции там сейчас расположены офисы некоей фирмы, напротив - в здании похожего стиля расположен отель. Между этими зданиями и развязкой за невысоким серым забором стоят несколько зданий в похожем стиле в жутко заброшенном состоянии - на крышах лес растет. Одно или два из них ближе к развязке используются по всей видимости под склад.
За забор проникнуть вроде можно, однако люди со стороны ворот оказались совсем не в теме. Я честно говоря, не совсем понял их деятельность.
Напротив, с двумя сотрудницами отеля удалось поговорить. На вопрос, что здесь раньше было, они ответили - "Больница". Как называлась больница, они сказать не смогли, сказали только, что раньше была больница, она занимала все эти краснокирпичные здания, в т.ч. и заброшенные - а еще раньше - по их словам - это был госпиталь -и это было очень давно.

Нашел в интернете информацию о сносе целого ряда корпусов этого дома 61:
http://www.inpravo.ru/data/base807/text807v138i463.htm

Так что раньше их было, видимо, еще больше. Но даже то, что осталось весьма и весьма впечатляет. Филиалом это я бы не назвал. Приличный больничный комплекс. Корпуса одноэтажные, но их много, они довольно длинные.

Заброшенные здания, скоре всего, тоже снесут или, в лучшем случае, "реконструируют с частичным использованием первоначальной конструкции", как это сейчас лихо делается в центре. И откроют там, как и повсюду "кино, бордель и казино". Впрочем, одно из этих трех уже есть - гостиница активно рекламирует услугу почасовой аренды номеров.
Так, что, любители старины, - фотоаппарат в зубы и бегом, пока еще что-то осталось.
Кстати, с моста над Беломорской хорошо просматриваются старые постройки у въезда в порт, которые тоже впечатляют своей архитектурой и перекликаются с мыслью, что основной грузовой въезд в порт был всегда именно там.

К сожалению, я спешил и фотоаппарата у меня хорошего нет.

Возможно, кто-то может что-то рассказать также про историю домов по ленинградке 94к1 - видимо сталинской постройки: http://maps.yandex.ru/map.xml?mapID=2000&mapX=4171185&mapY=7494631&scale=10&slices=1&descx=4171185&descy=7494383

94к2:
http://maps.yandex.ru/map.xml?mapID=2000&mapX=4171322&mapY=7494350&scale=10&slices=1&descx=4171322&descy=7494350

и 92А:
http://maps.yandex.ru/map.xml?mapID=2000&mapX=4171389&mapY=7494542&scale=10&slices=1&descx=4171389&descy=7494294

- повидимому, эти три дома существовали задолго до того, как эта территория стала Москвой.
Timur
Aleksey, 1 сентября 2008, писал:
6 значилась остановка "Санаторий Лебедь". А это как раз примерно в точке №1.
Возможно, что и санаторий был создан на базе бывшей больницы, но это не точно.


Никольское известно по письменным упоминаниям с 1498 г. ... В 1920-е годы в сосновом парке у окружной железной дороги организовали санаторий "Лебедь" и грязелечебницу. После его закрытия это название перешло к микрорайону и роднику в роще.
- отсюда: http://konkurs.cioko.ru/inet/timofeev/index.php?option=com_content&task=view&id=28&Itemid=42&limit=1&limitstart=5

интересно, в этом же тексте есть упоминание о некоей плотине существовавшей видимо на Химке еще в 19 веке:
В ХIХ веке в Никольском появляются первые производства: шерстопрядильная фабрика у плотины и кирпичные заводы.


Aleksey, 1 сентября 2008, писал: 2.Б-ца имела филиалы(скорее всего не один) вдоль Ленинградки;


Отчасти подтверждается, есть информация о таком филиале в Головинском монастыре:

В 1919 г. Никольская больница развернула в монастыре госпиталь, и Наркомат здравохранения выделял ежемесячно по 500 рублей на его содержание (сумму скорее символическую).
- отсюда: http://referat.kulichki.net/files/page.php?id=15465

гость
Итак, подведем итоги:

1. Никольская больница находилась скорее всего в точке №2, в то же время никаких упоминаний о какой-либо больнице в селе Никольское мы не встречаем. Видимо связь в названиях здесь чисто косвенная - ведь больница была земская, т.е. относилась к Никольскому земству.
2. Троллейбус №6 до войны ходил скорее всего по маршруту наиболее близкому к сегодняшненму. По кр. мере на отрезке завод Войкова - Никольская больница.

3. Очень велика вероятность существования укороченного варианта маршрута - до окружной. Причем он мог существовать как в годы войны, так и ранее/позднее. Это можно объяснить тем, что троллейбус в утренние и вечерние часы пик мог курсировать по всей длине - от охотного до никольской, подвозя рабочих и служащих в санаторий "Лебедь", на кирпичный завод, в порт, в больницу и обратно.
Днем интервалы на загородном участке могли быть менее частыми.

Однако остаются некоторые неясности и неувязки:

1. Никольская больница была медсанчастью з/д "Авангард" - может, вернее сказать, что завод был в одно время прикреплен к этой больнице? Как мне представляется, медсанчасть должна находиться в непосредственной близости к территории завода. Опасное производство, отравление, травма - а рабочих надо везти за несколько километров в больницу. Впрочем вышеупомянутый филиал в Головинском монастыре тоже не подходит на эту роль. Может, в конце своего существования оборудование из Никольской больницы и штат сотрудников были переведены в "Авангард" и это имелось ввиду?

2. Была ли загородная, т.е. на участке "Окружная" - "Никольская больница", линия двухпутной или однопутной? Если она была однопутной, то становится понятным, что не все 6-ки выходили на нее - они бы просто "подвесили" интервал на двухпутном городском участке. С другой стороны, учитывая популярность Речного вокзала в определенные дни, нет смысла делать линию с низкой пропускной способностью на этом участке.

3. Где располагалось разворотное кольцо? Мне кажется, что вероятнее всего оно было на стороне, противоположной современной конечной - см схему 38-го года и мои доводы насчет возможности использования линии для вывоза-подвоза грузов из порта/к порту. Однако оно могло быть на самом шоссе. Но врядли справа - где было село Аксиньино.
Конечно, поговорить бы с теми, кто в те времена жил здесь... Многое бы прояснилось. И вроде не так много времени отделает нас от той эпохи. Каких-то 70 лет.
Timur
Итак, подведем итоги:

1. Никольская больница находилась скорее всего в точке №2, в то же время никаких упоминаний о какой-либо больнице в селе Никольское мы не встречаем. Видимо связь в названиях здесь чисто косвенная - ведь больница была земская, т.е. относилась к Никольскому земству.


2. Троллейбус №6 до войны ходил скорее всего по маршруту наиболее близкому к сегодняшненму. По кр. мере на отрезке завод Войкова - Никольская больница.

3. Очень велика вероятность существования укороченного варианта маршрута - до окружной. Причем он мог существовать как в годы войны, так и ранее/позднее. Это можно объяснить тем, что троллейбус в утренние и вечерние часы пик мог курсировать по всей длине - от охотного до никольской, подвозя рабочих и служащих в санаторий "Лебедь", на кирпичный завод, в порт, в больницу и обратно.
Днем интервалы на загородном участке могли быть менее частыми.

Однако остаются некоторые неясности и неувязки:

1. Никольская больница была медсанчастью з/д "Авангард" - может, вернее сказать, что завод был в одно время прикреплен к этой больнице? Как мне представляется, медсанчасть должна находиться в непосредственной близости к территории завода. Опасное производство, отравление, травма - а рабочих надо везти за несколько километров в больницу. Впрочем вышеупомянутый филиал в Головинском монастыре тоже не подходит на эту роль. Может, в конце своего существования оборудование из Никольской больницы и штат сотрудников были переведены в "Авангард" и это имелось ввиду?

2. Была ли загородная, т.е. на участке "Окружная" - "Никольская больница", линия двухпутной или однопутной? Если она была однопутной, то становится понятным, что не все 6-ки выходили на нее - они бы просто "подвесили" интервал на двухпутном городском участке. С другой стороны, учитывая популярность Речного вокзала в определенные дни, нет смысла делать линию с низкой пропускной способностью на этом участке.

3. Где располагалось разворотное кольцо? Мне кажется, что вероятнее всего оно было на стороне, противоположной современной конечной - см схему 38-го года и мои доводы насчет возможности использования линии для вывоза-подвоза грузов из порта/к порту. Однако оно могло быть на самом шоссе. Но врядли справа - где было село Аксиньино.

Конечно, поговорить бы с теми, кто в те времена жил здесь... Многое бы прояснилось. И вроде не так много времени отделает нас от той эпохи. Каких-то 70 лет.
Timur
Интересное развитие событий, кто-то побывал на территории больницы и проавел более глубокие исследования:

http://wikimapia.org/#lat=55.8597551&lon=37.4664688&z=16&l=1&m=h&v=2

Обратите внимание на подпись:

Бывш. Никольская земская больница
В советское время - Медсанчасть завода "Авангард".

Заброшенные домики. Часть сгоревшие, часть просто ветхие. Есть старая амбулатория.
Во многих зданиях пол покрыт продуктами пищеварения. Запах соответствующий.
Местные жители присутствуют и одеты в куртки охраны. На безумных людей с фонарями реагируют адекватно.


Грустно все это. Уже вторая "больница - зона" в моем районе. Первая - в Ховрино.
гость
Итак, поступило ещё одно свидетельство того, что основные корпуса Больницы находились в точке №2 и называлась она Никольская!
Я работаю в Химках, у нас есть сотрудник Вячеслав Иванович, коренной химчанин. Он родился в роддоме при Никольской больнице в 1945 году(сразу же показал на карте на точку №2). Больница в 1950-е была достаточно развита, ей пользовались и жители Тушино, и Химок, и даже...Ховрино, т.е. другими словами селений, где не было своего роддома!
По поводу филиалов больницы В.И. сказал что такие были и не один! В частности он назвал и медсанчасть, которая в точке №1. Но она была исключительно для работников ЧЛЗ и "Авангарда", просто так с улицы туда было не попасть. Врачи, поскольку их тогда не хватало, были "выписные" из Никольской б-цы и МПС. Были в и в самой Никольской б-це врачи из МПС, работающие на 2-х работах сразу. Ещё один факт, в Никольскую больницу(точка №2) постоянно подкладывали работников ж/д, которым "не хватило места" в МПС. Отсюда наверное и связь больницы с городом тролл. №6! Хотя основной МПС-овский тролл. №12 появился почему-то лишь в конце 1950-х.

В 1966 году больница абсолютно точно функционировала, т.к. придя из армии, Вячеслав Иванович удалял там же гланды! И в этот год было расширение Ленинградского ш. на участке от Речного вокзала до старого горбатого моста через Химкинское водохранилище.

Теперь про троллейбус...
Тут я малость поосторожничаю. В.И. сказал, что дорога после моста через МКМЖД до конца 1950-х была грунтовая с ямами и ухабами и постоянно размывалась дождями. Функционирование троллейбуса с контактной сетью в таких условиях, как мне кажется, весьма опасно... Но 6-ка по его словам ходила. Так же он помнит контактные линии на коротком маршруте до Завода им. Войкова, но при нём там уже троллейбус не эксплутировался(это описывается примерно 1954-55 год).

Выскочил из и-нета и отобразился, как Гость.
Подпись: Aleksey


Aleksey писал:
Я работаю в Химках, у нас есть сотрудник Вячеслав Иванович, коренной химчанин. Он родился в роддоме при Никольской больнице в 1945 году...

Наши ряды родившихся в роддоме при Никольской больнице растут! :)


Timur писал:
Нашел в интернете информацию о сносе целого ряда корпусов этого дома 61...

Очень жаль, что больницу снесут. У меня-то к ней особое отношение - место рождения, знакомый с детства вид. Но это еще и история медицины, земства, архитектуры.
Корпуса больницы органично вписываются в окружающий старый парк. Что-то еще будет на этом месте, если больницу снесут!
Если будет возможность - сфотографируйте, пожалуйста, то, что еще стоит!
AutoRomantik
Троллейбус №6

Фотография 1938г. Этот английский троллейбус работал на шестом маршруте с 1938 по 1941г. Если присмотреться на трафарете написано Химки порт- Метро Сокол. Стало быть конечная в начале работы маршрута находилась почти или там же где и сейчас. (Фотография с Auto.Ru)
В 60-70-е годы остановки троллейбуса № 6 в конце маршрута в сторону области были такими: "Северный порт" - "Грузовой порт" - "Кинотеатр «Нева". Остановка Северный порт и сейчас находится на прежнем месте, только называется "Северный речной порт". Остановка "Грузовой порт" впоследствии исчезла. Хорошо помню, как водитель ее объявлял, но не помню, где точно она находилась. Не могла ли она быть прежней остановкой "Никольская больница"?
чтобы написать ответ, необходимо войти в учётную запись