dimarik, 25 октября 2005 ( редакция: 29 октября 2018 )
Неподалеку от усадьбы Братцево высокое плато неожиданно обрывается, и с его края открывается удивительный, редкостный вид на широкую котловину, напоминающую кратер вулкана или огромную чашу, на дне которой причудливо извивается в своей излучине речка Сходня. Наверное, очень давно, еще в послеледниковый период, река была полноводной и ее берег проходил вдоль округлой кромки обрыва. На протяжении многих тысячелетий русло реки углублялось, отступая под давлением коренных пород в южном направлении, и наконец измельчавшая речка оказалась на дне глубокой долины.
Склоны огромной естественной чаши, ежегодно размывавшиеся вешними водами, были неудобны для жилья. Село, которому принадлежали эти земли, было поставлено на ее верхнем краю, на суходоле, отступив от реки почти на версту.
В XVI в. это село носило двойное название "Петровское, а Пестушево тож". При Иване Грозном оно стало объектом длительного судебного разбирательства, продолжавшегося с 1550 по 1559 г., в решении которого принимал участие сам царь.
Сельцо Пестушево - таково было его первое название - возникло на земле, принадлежавшей боярину Ивану Родионовичу Квашне, позже доставшейся его среднему сыну Илье Ивановичу, затем внуку Петру Ильичу, от которого и пошло второе название села - Петрово. Его дети Василий Попадья, Василий Малец и Дмитрий приходились двоюродными братьями упоминавшемуся выше Фоме Ивановичу, от которого пошли Фомины - владельцы Братцева и Борисовского.
Дмитрий Петров постригся в монахи, а два Василия разделили между собой село Пестушево.
Согласно описанию 1584 г. в селе была церковь деревянная во имя Успения Пречистой Богородицы с приделом Петра и Павла, числились монастырский двор и 13 крестьянских дворов. В следующем году монастырь купил за 50 рублей у вдовы Семена Попадьина остававшуюся за ней четверть села.
После Смутного времени Петровское лишилось церкви и превратилось в сельцо. Монастырь пытается восстановить хозяйство - в сельце появляются скотный двор и два двора конюхов-служебников, работавших по найму за жалование.
В 1673 г. была построена новая церковь - во имя Петра и Павла. Петровское снова стало селом, но без крестьянского населения. И в 1678 и в 1704 гг. в нем числятся лишь монастырские скотный и конюшенный дворы. Только во второй половине XVIII в. население сравнялось с тем, что было за два столетия до этого. Согласно Экономическим примечаниям 1760-х гг., в нем состояло 13 крестьянских дворов, в которых проживало 43 человека мужского и 46 человек женского пола. Переход монастырских владений в ведение Государственной коллегии экономии значительно улучшил положение крестьян, что подтверждается значительным приростом населения. Но во время французского нашествия крестьянское хозяйство было разорено дотла. Страшным испытанием стала голодная зима 1812-1813 гг., когда в Братцеве умерло 12 человек, в Петровском -17 (учитывалось только мужское население).
К середине XIX в. прекратила действие церковь. Петровское стало сельцом, а затем деревней Петрово. Распространяются домашние промыслы: во всех семьях женщины занимались вязанием, среди мужчин преобладали столярное ремесло и легковой извоз. В 1898 г. в деревне отмечены торговое заведение и четыре мелких мастерских.
Положение мало изменилось к 1927 г. В связи с упадком рынка резко сократились традиционные промыслы. Увеличилось количество молочного скота, для некоторых семей стала источником дохода сдача жилья рабочим окрестных предприятий. В 1927г. в деревне состояли 51 двор и 230 жителей.
Организованный в деревне колхоз не отмечался среди передовых или отстающих. В 1950-х гг. он вошел в хозяйство Красногорской птицефабрики, одна из ферм которой размещалась в Петрове.
В 1960 г. деревня вошла в состав Москвы.
Литература:
• Весвловский С.Б. Исследования из истории класса служилых землевладельцев. М., 1963;
• Правая грамота по вотчинному делу, в 1559г. производившемуся, для обучающихся российскому практическому судопроизводству в Императорском Московском университете. Изд. Н.Н. Сандуновым. М., 1830.