Готовя статью об инженерных сооружениях канала имени Москвы, я увидела заметку о строительстве второго моста через канал по Ленинградскому шоссе. Заметка была от 2008 года. Другой информации о строительстве ни по телевизору, ни в газетах я не видела.
Как-то у меня появились два часа свободного времени, и я поехала удостовериться в наличии строительных работ.
В автобусе №199 было малолюдно. Он быстро выехал на улицу Свободы, свернул на Кольцевую, потом выехал на Ленинградское шоссе. Дорога к Москве была свободна, а в область машины шли плотным потоком. Подъехав к каналу, из окошка автобуса я увидела бетонные опоры у левого берега.
Да, второй мост строится, но вряд ли его из-за кризиса построят в 2009 году.
А тем временем в сторону области машины уже стояли. И эта пробка растянулась до поворота к кинотеатру «Нева». Не было смысла возвращаться домой на автобусе по Ленинградскому шоссе.
В любой ситуации всегда есть хотя бы два варианта. Если нельзя вернуться, то можно продолжить путь хотя бы до Речного вокзала, благо у автобуса №199 там, рядом с одноименной станцией метро, конечная остановка. Побывать на Северном речном вокзале входило в мои дальнейшие планы. Судя заметке на другом сайте, по сторонам вокзала располагаются два фонтана: Полярный и Черноморский. Что-то я никак не могла припомнить их, хотя неоднократно бывала раньше в парке.
И вот я вхожу в парк. На постаменте стоит гипсовая девушка с корабликом (скульптор Ю. Кун), приглашая к путешествию по каналу. Тихо на центральной аллее. У многочисленных касс нет очередей, правда я была в будний день.
Впереди - здание Северного речного вокзала. Архитектор Алексей Рухлядев старался придать зданию сходство с двухпалубным пароходом. Своеобразной мачтой на "корабле" стала башня, увенчанная шпилем высотой почти 24 метра. Гордо высится на шпиле кремлевская звезда, которая до 1937 года находилась на Спасской башне. Серп и молот на звезде инкрустированы уральскими самоцветами. Впрочем, как говорят, во время осмотра звезды в 1980 году многих самоцветов недосчитались. В краже самоцветов подозревают падких на блестящие предметы ворон.
Плоская крыша и арочные проёмы в галереях усиливают сходство с пассажирским лайнером.
Я углубляюсь в парк, искать фонтаны: Полярный и Черноморский. Территория, занимаемая парком, была включена в городскую черту в 1960 году. Первоначально она принадлежала селу Никольскому, возникшему в 15 веке. При строительстве Химкинского водохранилища здесь была построена Северная гавань Московского порта, которая состояла из грузового порта, пассажирского вокзала и водного стадиона «Динамо».
В 1936-1938 годах при Северном речном вокзале по проекту ландшафтного дизайнера Шафранского В.П. был разбит парк. При его возведении была создана терраса из насыпного грунта, покрытая значительным слоем растительной земли. Многое изменилось за прошедшие годы, но тенистые аллеи парка так же радостно встречают пассажиров и просто отдыхающих, как и 70 лет назад.
Нет. Не этот фонтан я ищу.
В башне имеется хитроумный механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако несмотря на то, что механизм позволяет выполнять эту процедуру даже одному человеку, звезду за все годы опускали лишь несколько раз.
Уникальные куранты, стоящие в башне вокзала, перевезены сюда из Воскресенского собора г. Волоколамска. Все детали этих часов выполнены вручную. Каждая шестерёнка сделана так искусно, что какая-либо поломка при правильной эксплуатации - просто исключена. И всё же, несмотря на безупречную службу, в 1996 году часы были переведены на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. Однако с заменой механики на электронику вокзал лишился возможности слышать звон четырёх колоколов - башенных глашатаев времени. Их сняли вместе со старым механизмом.
Рассматривая барельефы на стене вокзала, нашла знакомую картинку начала канала. Теперь я узнаю плотину на Московском водохранилище, шлюз №1, памятники Ленину и Сталину, насыпные дамбы, маяк при входе в канал имени Москвы, шлюз№2 и, наверное, город Дмитров.
А это, возможно, Яхромский мост, который взорвут саперные части в ноябре 1941 года при наступлении немецкой армии.
Родное Тушино - на том берегу. Если бы работал Речной трамвайчик, то до пристани «Захарково» я добралась бы за 10 минут, а там - до дома рукой подать!
8 комментариев, последний 17 окт. 2009