Прокудин-Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт-Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин-Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1908 году Прокудин-Горский задумал и разработал план использования новых технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической фотодокументации Российской Империи. Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина-Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его "оптических цветных проекций". Получив в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой и имея на руках два разрешения, обеспечивающих ему доступ в запретные зоны и содействие со стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин-Горский провел фотообзор Российской Империи с 1907 по 1915 год и прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу. Прокудин-Горский уехал из России в 1918 году после революции в России и окончательно поселился в Париже, где умер в 1944 году.
В конце 1940-х - начале 1950-х годов американским Советом Learned Societies было опубликовано около тридцати переведенных с русского языка работ по науке и культуре двадцатого века. Затем средства Совета исчерпались; несколько работ были не завершены и остались полуподготовленными к публикации. Среди последних - девятитомная "История русского искусства" коллективного авторства под общей редакцией Игоря Грабаря. Через некоторое время возник вопрос о публикации первого тома, и тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.
Исполнительный директор Совета Мортимер Грейвз связался с парижским представителем Рокфеллеровского фонда Джоном Маршаллом, а тот разыскал Прокудиных-Горских. В 1948 году Маршалл приобрел у них около 2000 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Теперь эти пластинки хранятся в Библиотеке Конгресса США.
Создание цветных фотографий в начале 20 века было технически и материально сложно.
Для того, чтобы создать цветные изображения, Сергей Прокудин-Горский отделил основные цвета с помощью фильтров и, таким образом, запечатлел три черно-белых изображения на стеклянной пластинке. Сами пластинки не содержали цвета, а состояли из серии трех черно-белых изображений, расположенных одно под другим на каждой из этих узких пластинок длиной 9 дюймов.
Для передачи цветного изображения маленький складной ручной фотоаппарат с вертикально скользящей пластинкой перемещал стеклянную пластинку три раза с интервалом в одну секунду. В каждой позиции экспозиция производилась через один из трех фильтров, соответствующих красному, зеленому и синему цветам. После каждой экспозиции, вертикально скользящая пластинка опускалась в следующее положение. Каждое изображение фиксировало количество цвета, имеющегося в подлиннике, при этом не допускалось какое-либо заметное движение. Использовались пластинки "с красными этикетами" фирмы "Ильфорд", но они были гиперсенсибилизированы благодаря специальному методу Горского. Каждый негатив за счет контактной съемки становился позитивом для проекции.
Точная конструкция фотоаппарата неизвестна. Прокудин-Горский использовал камеру, которая давала три индивидуальных, раздельных по цвету, негатива при одном заряжении. Открытие и закрытие затвора, смена цветных фильтров и перемена положения пластинки в каждой из трех экспозиций наверняка обеспечивались пружинным механизмом. Чтобы достичь высококачественного изображения с односекундным (или около того) интервалом, нужно было установить камеру в очень устойчивое положение; фотограф мог снимать только неподвижные объекты. Хотя по большей части уцелевшие работы Прокудина-Горского - пейзажи и архитектурные сооружения, у него имеются также немало портретов и очаровательных жанровых этюдов. С точки зрения исторической, трехсекундная экспозиция - не очень длительная для неподвижного объекта.
До введения быстросохнущих пластинок в 1880 г. требовались более длительные экспозиции. Ограниченность камеры Прокудина-Горского была устранена изобретением "односъемочной" цветной камеры, которая делала три цветоразделенные экспозиции посредством лучерасщепляющей призмы. Прокудин-Горский позденее и сам запатентовал подобное фотосредство, включая кинокамеру для цветных съемок.
Для предоставления цветного изображения Прокудин-Горский проектировал каждое из трех позитивных изображений одно на другое, совмещая цвет. Для этого он использовал призму в проекторе собственной конструкции.
18 комментариев, последний 05 дек. 2006