Малоизвестные факты о здании Речного вокзала

tsaryoff, 27 марта 2006 ( редакция: 28 июня 2020 )

Башенные Часы


1571124828


История происхождения башенных часов на Речном вокзале – неоднозначна. Так, существует легенда о том, что эти часы когда-то были сняты с Храма Христа Спасителя, разрушенного в прошлом столетии. Однако эта версия кажется сомнительной, особенно если учесть, что новый храм, восстановленный по старым чертежам и являющийся точной копией прежнего, никаких часов не имеет.

Сегодня выяснить биографию часов очень проблематично. Точно известно, что на башне они появились в 1937-м, в год завершения строительства самого вокзала. По замыслу архитектора главную особенность вокзала - башню со шпилем - непременно должны были украшать часы, своеобразный символ нового советского времени.

Последняя и единственная реставрация башенных часов была проведена около семи лет назад. Цифры снимали и покрывали бронзовой краской, так же, как и стрелки, которые подвергли ещё и балансировке. Но уже сегодня, всего несколько лет спустя, следы реконструкции почти не заметны. Сотрудники вокзала считают, что всё дело в том-же загазованном московском воздухе.

Определить точный возраст часов достаточно сложно. Нехитрые арифметические подсчёты позволяют с уверенностью утверждать: часы на Речном вокзале - если не самые, то одни из самых старых в столице. Сейчас им почти 200 лет!

Выяснить, кем и где они были изготовлены, сегодня практически невозможно. По всей вероятности, имя этого мастера так и останется для нас загадкой. Известно только, что все детали часов выполнены вручную. Каждая шестерёнка сделана так искусно, что какая-либо поломка при правильной эксплуатации - просто исключена. И всё же, несмотря на безупречную службу, в 1996 году часы были переведены на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. Однако замена механики на электронику - это ещё не всё. Вокзал лишился возможности слышать звон четырёх колоколов - башенных глашатаев времени. Их сняли вместе со старым механизмом. За ненадобностью. Но очень скоро кто-то почувствовал в них острую необходимость: все колокола волшебным образом бесследно исчезли. Найти их так и не удалось. Зато, словно по тому же волшебству, один за другим стали появляться желающие купить столь удивительный, а главное - всё ещё исправный механизм. Предлагаемые суммы исчисляются сотнями тысяч американских "рублей".

1571124829


А тем временем часовой механизм в ожидании своего будущего стареет и покрывается пылью. Каким оно будет - неизвестно. И хотя сегодня часы не требуют к себе особого внимания, Павел Гришин, заместитель главного инженера Речного вокзала, каждые два дня продолжает подниматься на башню. Привыкнуть к тому, что ничего уже давно не нужно заводить и смазывать маслом - трудно...


Шпиль здания


1571124830


Мало того что эта 24-метровая “иголка” изготовлена из лучших сортов нержавейки, так ее сделали еще и складывающейся! По замыслу авторов проекта, каждую осень, в конце навигации, стальную махину должны опускать в специальную шахту, устроенную в башне, а весной, перед открытием движения судов по каналу им. Москвы, шпиль снова появляется из шахты в полный рост. Для осуществления подобных действий эту многотонную “мачту” снабдили системой тросов с грузами-противовесами, благодаря которым даже один человек может легко двигать шпиль вверх-вниз, вращая рукоятку специальной лебедки.

Но в реальной жизни такая придумка оказалась лишь никому не нужным техническим фокусом. Речники с самого начала игнорировали манипуляции с опусканием шпиля: за 65 лет существования Северного речного вокзала это случилось лишь три или четыре раза. Показательный спуск состоялся осенью 1937-го, в конце самой первой навигации на канале. Потом “телескопическую штуковину” складывали уже в 1941-м: чтобы не служила ориентиром для немецких бомбардировщиков, летящих на Москву... А в последний раз шпиль опускался 26 лет назад, перед Олимпиадой-80. Тогда решили проверить состояние металлической звезды, укрепленной на его верхушке.

Эта громадина, размахнувшая свои лучи на 4,5 метра, в течение двух лет венчала Спасскую башню Кремля и была списана за ненадобностью. Однако бесхозная звездочка приглянулась строителям нового речного вокзала: ею решили увенчать центральный шпиль. По воспоминаниям ветеранов строительства, такую идею высказал прораб Мартин Мирек. Через своих знакомых, которые имели доступ в Кремль, он сумел добиться желаемого результата, и опальная спасская звезда перекочевала на север Первопрестольной. (Самого прораба-энтузиаста в ноябре 1937-го наградили почетным знаком “Ударник Москваволгостроя”, а еще через неделю... арестовали как вредителя.)

“Кремлевский трофей” был прежде очень красив: ребра стальных лучей позолочены, а серп и молот, расположенные посередине, инкрустированы уральскими самоцветами. Однако за долгие десятилетия, проведенные звездой в угарном воздухе столицы, она сильно “подурнела”. В этом с грустью убедились во время того самого спуска шпиля в 1980-м. Позолота в некоторых местах облетела, а почти все самоцветные камушки повыковыривали наглые московские вороны. На восстановление былой красы до сих пор денег найти так и не удалось.


В статье использованы материалы:
Журнал: "Который час?" № 4 – 2003, автор текста: Евгения Лейбман
Газета "Московский комсомолец" №11 2002
Фото: Александр Прокофьев, Мидхат Измайлов