О советских мостах
Через деривационный канал, что ведет к Тушинской ГЭС, есть два моста Восточный и Западный. Давайте пройдем в последний осенний солнечный день по берегу канала от одного моста до другого.
Когда-то речка Грачевка впадала в Химку, но когда волжская вода по каналу пришла в Москву и заполнила Химкинское водохранилище, то по руслу Грачевки образовался залив. Недалеко от залива находилось селение Бутаково, и залив назвали - Бутаковский. А ведь давным-давно была я с родителями на заливе.
Недавно после реконструкции открыли Северной речной вокзал и прилегающий к нему парк. Хочу вам предложить фотоэкскурсию.
Как менялись Тоннели за 80 лет
Водная станция Центрального морского клуба РОСТО РФ и бывший Студенческий яхт-клуб Москвы (База парусных секций институтов МИЭМ и МАИ). Помимо ангаров для хранения и ремонта плавсредств, на территории раньше находился пляж с "лягушатником" и спортивная площадка. У пирсов швартовались шлюпки Клуба юных моряков "Бригантина".
Давайте посмотрим старые фотографии района шлюзов №7 и №8 в Тушино, построенных по проекту Ф.В.Кринского. Увидим как строились шлюзы. Здесь канал вытекает из Химкинского водохранилища и опускается на 36 метров и впадает в Москву-реку. Часть канала проходит по искусственной дамбе, под которой вырыт автомобильный, трамвайный и пешеходный туннели.
Доехав на 173 автобусе до магазина "METRO" на Ленинградском шоссе, мы углубились в лесопосадки. Подойдя к берегу Бутаковского залива, мы, мягко говоря, были удивлены - буквально под ногами росли целые полчища лисичек, а немного в стороне обнаружились огромные заросли малины!
Какая самая крупная стройка СССР частично находится в Москве? Правильно - канал имени Москвы. И частью этого канала является деривационный канал на котором находится уникальная для среднеевропейской равнины Сходненская ГЭС деривационного типа.
Здание Северного речного вокзала. Своеобразной мачтой на "корабле" стала башня, увенчанная шпилем высотой почти 24 метра.
Перегородив Волгу и подняв уровень воды в реке на 11 метров, строители канала искусственно создали Иваньковское водохранилище, более известное как Московское море. Море это разлилось на 120 км в длину и 8 км в ширину. Именно из этой гигантской «чаши» и происходит непрерывная «подпитка» канала.
По воспоминаниям одного из вольнонаемных инженеров: “Тысячи грязных измученных людей барахтались на дне котлована по пояс в грязи... Смотрим: то один, то другой зэк в грязь падают. Это они умирали от слабости: предел сил наступал.
Фотографии делал мой отец, ныне уже покойный. Так выглядели канал и ул. Свободы, напротив домов 83 и 85 по той же улице, а также ул. Фомичевой. Если кто то может добавить интересные факты к данным фото, милости прошу!
При проектировании на участке между 7-м и 8-м шлюзами трасса канала пересекалась железной дорогой Калининского (ныне Рижского) направления, причем железнодорожное полотно оказывалось на одном уровне с дном канала. Необходимо было либо поднять дорогу над каналом, либо перенести ее на новое место. Осуществление первого варианта потребовало бы переустройства железнодорожной линии на большом участке, а станцию Тушино пришлось бы поднять на 10 метров.
Во время строительства канала Москва-Волга фотографии о этой стройки не публиковались в общедоступных газетах издававшихся в СССР. И лишь с марта 1937 года, когда трасса канала и все его сооружения были почти готовы, в прессе стали появляться статьи и фотографии этого грандиозного сооружения.
То, что плавало, и, может быть, ещё плавает, мимо Тушина в 70-х годах 20 века.
Велопробег вокруг Химкинского водохранилища занял у меня менее пяти часов. По Волоколомскому шоссе я добрался до усадьбы Покровское-Глебово-Стрешнево с Храмом Покрова Пресвятой Богородицы при ней.
Не только потребности судоходства послужили причиной строительства канала Москва-Волга. Была и другая причина. К началу 30-х годов Москве не хватало питьевой воды. Главным инструментом в преобразовании гидрографической сети Москвы стало сооружение в 1932 – 1937 годах канала Москва–Волга. Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал спасение Москвы и Яузы, очистку существующих и создание новых водоемов, восстановление некоторых исчезнувших рек.
Тишина - чувство внутренее, не завищящее от того, что происходит вокруг тебя. Городская жизнь может так шуметь, громыхать и скрежетать, что не слышно собственного крика. Но в этот момент ты обращаешь взгляд на просыпающиеся воды, солнце, зеркальные рисунки на недвижимой глади и слышишь, как воздух звенит покоем и тишиной.
Проекты соединения Москвы-реки с Волгой начали появляться еще при Петре-I. В 1722 году инженеру Вилиму Генингу было поручено выяснить, в каком месте удобнее устроить «водяную коммуникацию» от Москвы-реки или Яузы до Рогачевской пристани на реке Сестре в сорока верстах от Волги. Генинг произвел ряд изысканий, но, как и многие другие начинания Петра-I, проект канала осуществлен не был.
Пожалуй, ни один округ Москвы не может похвастаться таким количеством водоемов, как наш Северо-Западный. Москва-река, затейливо петляя, несет свои воды через эти известные с древних времен земли: Тушино, Троицкое-Лыково, Строгино, Крылатское, Щукино, Хорошево-Мневники. Здесь сливается она со своими притоками – Сходней, Братовкой, Химкой, Чернушкой и Таракановкой. Здесь, у берегов Строгино, широко разливаясь, она образует живописные заливы с островами и полуостровами. Здесь ее воды соединяются с волжскими, преодолевшими долгий путь по каналу имени Москвы.
Парк Северного речного вокзала был создан в 1936–1938 годах и является памятником садово-паркового искусства советского периода. В 2003-2004 г. здесь проводился Городской фестиваль цветов. Одной из важнейших задач фестиваля является возрождение московских парков. В общем много цветов и не только, об этом мой фоторассказ.
Несколько фотографий, сделанных в разное время с нашего (тушинского) берега.
Были полнолунные сутки и красивые закаты в эти дни. Уже никто не будет спорить, что закаты в Тушино магически красивы. Почти каждый божий день нас так и тянет заснять в окошко самый лучший, самый неповторимый закат :) Удача улыбнулась, и нам с Dimarik удалось выбраться на проводы уже холодного солнышка и встречу безумной красоты полной луны, под которой охотится зверь Чупакабра :) /file/3554 [cut_page] /file/3555 [cut_page] /file/3556 [cut_page] /file/3557 [cut_page] /file/3558 06 октября 2006.
Шлюзы номер семь и восемь. Да, я снова вернулся к шлюзам, что-то в них всё-таки есть, вроде что-то прошлое, но и сегодня они смотрятся как что-то из будущего. Наконец-то нашёл имя архитектора, который спроектировал шлюзы 7 и 8, звали его - Владимир Федорович Кринский (1890-1971). Шлюзы опускают и поднимают суда на 30 метров (в некоторых местах встречается цифра 36 метров) и обеспечивают спуск к реке Москве.
Труба диаметром 5,4 м перебрасывает в Москву-реку из Химкинского водохранилища 31 кубометр воды в секунду, что и не дает реке обмелеть. Трубопровод построили в 30-х годах заключенные ГУЛАГа, стянув деревянные брусья гигантскими стальными обручами по принципу обычной бочки. Замена старой трубопроводной нити на новую была произведена совсем недавно, т.е. деревянные конструкции прослужили верой и правдой 70 лет (Далее на фотографиях будет видно старый трубопровод и новый).
Немного фотографий сделанных весной 2006.
История происхождения башенных часов на Речном вокзале – неоднозначна. Так, существует легенда о том, что эти часы когда-то были сняты с Храма Христа Спасителя, разрушенного в прошлом столетии. Однако эта версия кажется сомнительной, особенно если учесть, что новый храм, восстановленный по старым чертежам и являющийся точной копией прежнего, никаких часов не имеет.
Комплекс Водного стадиона «Динамо» на Ленинградском шоссе был открыт в 1935 году. Тогда он именовался Водной станцией «Динамо». Автор проекта – архитектор Геннадий Яковлевич Мовчан (1901–1998).
Четыре зимних зарисовки набережной и Речного вокзала...
"Химкинское водохранилище и шлюзы канала имени Москвы наглядно свидетельствуют о новом качестве нашей столицы, которая стала портом пяти морей."