Помню конец мая, 1977 г.,уже жарко, заходит ко мне мой лучший друг Олег, и говорит: «Пошли на канал». И вот мы выходим из хрущевки ул. Дыбенко, 36-2, переходим через дорогу, идем по лесу, который сейчас называется Химкинский лесопарк, потом переходим еще одну дорогу, потом берем левее, немного проходим лесом, и выходим к деревянному мосту.
Потом проходим мимо него (он от нас справа), и выходим вот к этому живописному месту:
Мы пришли на любимый канал, являвшийся для нас одним из символов наступившего лета, самой лучшей поры в жизни каждого советского пацана - целых трех месяцев каникул.
Иногда мы ходили купаться в другое место подальше на самый фарватер канала, пляж, расположенный между двух мостов – автомобильного и железнодорожного.
Там вода была чище, а самое главное намного интереснее – мимо проносились Ракеты, величаво проходили большие пассажирские суда и медленно тащились толкаемые буксирами длинные баржи, груженные песком, щебнем или бревнами.
Канал – так мы всегда называли этот водоем, потому что так его называли наши родители. И лишь повзрослев, я с удивлением узнал, что наш любимый водоем называется Химкинское водохранилище.
К 1932 г.в г. Москве возникла нехватка питьевой воды. Численность населения столицы быстро увеличивалось, а реки московского бассейна так же быстро мелели. Тогда возник проект их обводнить волжской водой, для чего построить канал, соединяющий реки Москва и Волга.
Строительство этого грандиозного инженерного сооружения, названного Канал Москва-Волга (впоследствии переименован в «Канал имени Москвы») началось в 1932 г. и продолжалось 4 года и 8 месяцев. Длина Канала составила 128 км. Необходимо отметить, что сооружения подобного масштаба и сложности в 21 веке в нашей стране не осуществлялись.
Канал им. Москвы понятие собирательное, он по сути состоит из нескольких водохранилищ, соединенных между собой каналами. Самое ближайшее к столице Химкинское, оно берет начало примерно в 800 м. к северо-востоку от Химкинского железнодорожного моста (там, где в канал втекает р. Химка) и заканчивается немного не доходя до Окружной ж.д., сейчас превращенной в кольцо московского метро.
Таким образом, Химкинское водохранилище является частью огромного гидро-технического сооружения «Канал им. Москвы», как например голова является частью человеческого тела.
В интернете встречается множество публикаций, где авторы упорно называют Химкинское водохранилище каналом. На самом деле это так же нелепо, как например сказать ребенку: «На улице холодно, надень на тело зимнюю шапку».
Проще говоря, этот большой красивый водоём, являясь частью сооружения «Канал им. Москвы», имеет собственное наименование, которым его и следует называть.
А мы в детстве называли его каналом вслед за нашими родителями видимо потому, что слово канал выговорить гораздо проще и быстрее, чем мудрёное слово водохранилище.
Химкинское водохранилище было образовано посредством углубления и последующего затопления волжской водой исторического русла р. Химка, представляющего собой широкую низменность.
Река Химка не была полноводной, и по сути представляла собой ручей шириной около 2-3 м. Поэтому в месте её пересечения с Октябрьской ж.д. для пропуска реки в высокой насыпи была уложена железо-бетонная труба:
При постройке водохранилища насыпь срыли и возвели большой арочный железнодорожный мост. Причем проектировали его на далекую перспективу с двойным запасом по пропускной способности. В 30-х гг. Октябрьская ж.д была двухпутной, третий путь проложили в 70-х, а четвертый только в 10-х гг. нынешнего века.
Два ж.д. пути были уложены между арками, и два по краям на консолях.
И он до сих пор остается единственным в России четырехпутным ж.д. мостом.
Когда колесная пара наезжает на стыки рельсов, возникает удар, подобный удару огромного молота. Поэтому ж.д. мост испытывает высокие динамические нагрузки. В добавок эти удары ритмично повторяются, вызывая вибрацию. Следовательно, мост требует большого запаса прочности, а значит должен быть массивным. Однако проектировавшим этот мост инженерам и архитекторам каким-то образом удалось примирить непримиримое: массивное сооружение длиной 175 м с огромными несущими конструкциями не выглядит тяжеловесным, и порой при утренней дымке возникает впечатление, будто мост парит над водой:
Проход пешеходов через мост даже в советское время не разрешался, это был режимный объект. Возле платформы Левобережная в одной из бывших дач разместилась военизированная охрана ВОХР, а на самом мосту стояла будка, где посменно дежурили вооруженные охранники.
И даже зимой, когда водохранилище замерзало, проход под мостом перекрывался. Для этого с обеих сторон в некотором удалении от моста между берегами натягивалась колючая проволока с табличками «Охранная зона, проход запрещен!».
Мост был введен в эксплуатацию 4 ноября 1935 г.
Ближе к Москве русло реки Химка пересекало Ленинградское шоссе около села Химки, расположенного на левом берегу реки. В этом месте был возведен автомобильный (в 30-х его называли «автогужевой») мост, который вполне обоснованно можно назвать изящным архитектурным сооружением:
Мост был металлический, арочный, общей длиной 332,5 м. Он тоже строился с двойным запасом, так как в те годы Ленинградское ш. было двухполюсным, а мост спроектировали четырёхголосным (по стандартам тех лет) с шириной проезжей части 14 м и с двухметровыми пешеходными тротуарами по обе стороны. Он возвышался над водой на 21 м, и несмотря на свою кажущуюся хрупкость, был рассчитан на пропуск автомобилей максимальной массой до 50 т. Мост был сдан в эксплуатацию в ноябре 1936 г. еще до заполнения русла реки Химка волжской водой.
К концу 60-х годов интенсивность движения на шоссе значительно возросла, потребности народного хозяйства вызывали необходимость расширения дороги до 6 полос. Соответственно возникла потребность постройки нового моста через водохранилище.
За дело взялись в 1966 г.
Обычно чтобы не прекращать движение новые мосты строят рядом со старыми, и на финальной стадии строительства транспортный поток переводят на новый мост, а старый впоследствии потихоньку разбирают.
Но в этот раз решили строить новый мост на том же месте, где находился старый. Но как вести грандиозное строительство, не прекращая движение автомобилей по старому мосту?
Общеизвестно, что не было в мире таких крепостей, которых не смогли бы взять большевики. Поэтому возникшую трудность преодолели решительно, по-большевистски: сначала ниже по течению соорудили железобетонные опоры, потом в январе 1967 г. на них переставили мост и опять пустили через него автотранспорт. А на его старом месте начали неспешно возводить новый широкий шестиполосный мост длиной 310 м и шириной 30 м (вид с правого берега на Москву):
Газета "Вечерняя Москва" 11 января 1967 г по этому случаю сообщала: «Инженеры составили график "путешествия" моста. Когда это состоится? Пока точно сказать трудно. Но время рассчитано с минутной точностью. Мост передвинут ночью. Всё перемещение займет не более двенадцати часов».
Встречаются сведения, что новый мост начал эксплуатироваться с 1970 г.
А старый еще около 10 лет стоял рядом с ним уже в качестве памятника советской довоенной мостостроительной школы (вид с левого берега):
Только в конце 1979 г его начали разбирать и к началу весны 1980 г. от моста остались только ж/б опоры. В 1980 г в столицу приехали миллионы интуристов, в основном они прилетали в Шереметьево-2 и въезжали в Москву по Ленинградскому ш. По всей видимости городские власти посчитали, что старый мост будет загораживать гостям столицы открывающийся с нового моста шикарный вид на просторы Химкинского водохранилища. И поэтому решили эту достопримечательность убрать.
В 10-х гг. XXI века была проведена реконструкция советского моста и движение по всем его 6-ти полосам было направлено в сторону области. Но потом после очередной реконструкции перечертили разметку на 5 полос: три оставили для движения в сторону Химок и две выделили как начало съезда на МКАД.
А на том месте, где стоял переставленный старый мост, построили новый с 5-ю полосами (в сторону Москвы). Т.е. фактически сейчас в месте пересечения Ленинградского ш. и Химкинского водохранилища находятся два отдельных шоссейных моста, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга.
Теперь возвращаемся во времена СССР.
В 1956 г развернулось строительство новой важной городской автомагистрали – Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Трасса пересекала Химкинское водохранилище, поэтому в начале 60-х гг. между железнодорожным и шоссейным мостами был возведен четырехполосный шоссейный мост (1962-63 г). Проектировщики постарались сделать это сооружение не только функциональным, но еще и красивым:
Так что этот арочный мост очень хорошо вписался в местный живописный ландшафт и стал очередным архитектурным украшением Химкинского водохранилища.
Он имел длину 320 м, ширину 21 м, возвышался над водой на 25 м, и был рассчитан на пропуск автомобилей максимальной массой свыше 100 т.
Мост пережил СССР и был демонтирован в 1995-96 г., когда велись работы по расширению МКАД и рядом был построен обычный сугубо функциональный безликий мост на 6 полос, а потом на месте старого моста возвели еще один тоже на 6 полос.
Таким образом, в этом месте сейчас расположены два моста.
В XIX веке неподалеку от деревни Алешкино в р. Химку впадал ручей, который в те времена называли река Грачевка. В начале XX века его уже обозначали на картах «р. Встречный». Еще встречались названия Чернавка и Черная речка. На современных картах его опять называют Грачевкой.
После затопления исторического русла р. Химка глубокий овраг, где протекал ручей, заполнился водой и в результате образовался залив Химкинского водохранилища, почему-то названный не Алешкинским, а Бутаковским – в честь другой деревни, находящейся выше по течению ручья.
В начале 60-х гг. через залив был построен 4-х полосный мост МКАД, тоже названный Бутаковским. Его старые фото не сохранились, имеется лишь спутниковый снимок 80 г.:
Мост имел длину 160 м, ширину 19 м, и был рассчитан на пропуск автомобилей максимальной массой свыше 100 т.
В ходе реконструкции МКАД он был перестроен и в настоящий момент утратил свой исконно исторический облик.
На ул. Левобережной ниже бывшей гостиницы Союз имеется глубокий овраг, где в XIX веке протекал ручей Воросьев (он этот овраг и «выкопал»). В начале XX в. ручей утратил свое историческое название и на картах обозначался как безымянный. На современных яндекс-картах он непонятно кем и отчего назван р. Воробьёвка.
После открытия Химкинского водохранилища овраг заполнился водой, в результате образовался живописный безымянный залив – излюбленное место купания жителей близлежащих проездов и улиц.
Через него был построен деревянный мост 30 м длиной и 4 м шириной, рассчитанный на пропуск автомобилей максимальной массой до 4 т. Дата его сооружения не известна, предположительно он был возведен в конце 40-х гг.
Возле моста располагалась лодочная станция, на южном берегу залива имелись обширные песчаные пляжи, в летнее время народ сюда буквально валил валом, словно на какой-то курорт. Да и зимой в заливе постоянно сидели рыбаки и ходили на лыжах граждане самых разных возрастов от мала до велика.
Советские люди любили активный отдых, и даже распивать спиртные напитки в летнее время предпочитали на природе. А уж удержать в квартирах детей вообще не представлялось возможным.
В первой половине 80-х гг. на северном берегу залива развернулось строительство корпусов военного госпиталя МО, что потребовало проезда тяжелой строительной техники. Поэтому было принято простое примитивное решение: мост разобрали и на его месте возвели земляную насыпь.
Таким образом, из всех советских мостов через Химкинское водохранилище до наших дней продержался только один – железнодорожный.
Он жив, здоров, еще держится бодрячком, и видимо благополучно простоит до своего 100-летнего юбилея.
Лев Тюрин
Новогорск, 2022
Фотографии использованы с великолепного сайта https://pastvu.com
1 комментарий, последний 12 окт. 2023