Пожалуй, ни один округ столицы не может похвастаться таким количеством водоемов, расположенных на его территории, как наш Северо-Запад , только у нас разливается настоящим морем Химкинское водохранилище, у нас есть шлюзы, ГЭС и набережные канала. Когда наша семья переехала в 1955 году в Тушино, на Сходненскую улицу, в дом 46, то из окошка была видна звезда на шпиле Северного речного Вокзала. Все эти сооружения – составная часть Канала имени Москвы, который до 1947 года носил имя канал «Москв-Волга».
Канал имени Москвы - один из крупнейших в мире. Его протяженность - 128 км. Здесь построено 11 шлюзов - один на Волге, семь на трассе канала, три на прилегающем к нему участке Москвы-реки; 11 плотин, из них три - железобетонных; 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, мосты, заградительные ворота, грузовые и пассажирские причалы, тоннели, маяки, ряд других сооружений - всего 240 объектов. Многие из них по сей день удивляют специалистов смелостью и оригинальностью инженерных решений.
Как же создавался Канал имени Москвы?
К началу 20 века Москва стала крупнейшим промышленным городом с населением свыше 1,5 млн. человек. Перед Городской Думой встал вопрос о новых источниках водоснабжения. Начались проектные работы, но Октябрьская революция 1917 года и последовавшая затем Гражданская война, не позволили продолжать работу, проблема осталась неразрешенной. В 1925 году к этой проблеме вернулись, и вновь возобновились изыскания.
В июне 1931года газета «Правда» писала: «Москва является крайне отсталым городом по сравнению со столицами Западной Европы и Америки, как в отношении общего потреблении воды, так и в отношении расхода воды на одного жителя. К водопроводной сети присоединено лишь 42% от всех домов». В эти годы проблема обеспечения водой жителей Москвы стояла, как и всегда, весьма остро.
16 июня 1931 года пленум ЦКВКП (б) принял решение о строительстве канала Москва—Волга, первоначально строительство было поручено Наркомводу СССР.
На основании постановления СНК СССР № 758 от 1 сентября 1931 года, приказами Наркомвода СССР № 142 от 8 сентября 1931 года и по Управлению строительства канала Москва—Волга № 1а от 1 сентября начальником строительства канала назначался П. Я. Бовин (бывший зам. начальника Центрального управления речного транспорта Наркомвода СССР).
Карта Москвы и окрестностей 1935 года, канала еще нет
А вот карта Москва и окрестности от 1939 года, с каналом, но! самое интересное, что за канал планируется от Клязьменского водохранилища огибая всю Москву с востока
Через год перед правительственной комиссией предстали три варианта прокладки канала, отличавшиеся трассами и способами подачи воды.
Очень привлекателен был народный проект инженера Авдеева. Авдеев предлагал построить в районе города Старица плотину высотой 40 м: вода должна была пойти самотёком в Москву. Такой способ подачи воды в крупные города известен издревле, на память приходят знаменитые римские и карфагенские акведуки. У “самотёчного” проекта, однако, нашлось немало противников. Но в данном случае хватило и одного. После того как на расширенном заседании Московского горкома партии Глеб Максимилианович Кржижановский прямо сказал: “Я враг любого самотёка как в технической, так и в партийной жизни” — участь самотёчного проекта была решена.
Наиболее эффективным был признан проект, разработанный группой специалистов вместе с молодым инженером Комаровским, так называемый Шошинский вариант.
Согласно ему канал должен был спуститься в устье реки Шоша, а дальше вода с помощью шлюзов подавалась бы в столицу. Далее это вариант был доработан и появился Дмитровский вариант проекта канала. По этому проекту длина канала составляла 128 км, объем земляных работ -151 млн. кубометров, а глубина канала лишь в нескольких местах достигала 30 метров, в основном не превышая 12 м.
Постановлением СНК СССР № 859 от 1 июня 1932 года было предписано "немедленно приступить к сооружению водного канала Волга-Москва, утвердив Дмитровский вариант направления этого канала", с окончанием всех работ по строительству канала к ноябрю 1934 года.
Было разрешено использование на строительстве части рабочей силы, техперсонала и оборудования, освобождающихся от работ на строительстве Беломорско-Балтийского канала, имея при этом в виду, что основная масса строителей Беломорского канала должна быть направлена на строительство Камышинской плотины.
Рабочих канала в снабжении приравнивали к рабочим торфоразработок ввиду смежности работ. Строительство канала было отнесено к особому списку крупных индустриальных строек.
Масштабы грандиозной стройки поражали воображение советских людей. Множество наивных, романтически настроенных энтузиастов, бросив все, приезжали на строительство канала и устраивались здесь вольнонаемными.
Дмитровский проект в ходе изыскательских работ был скорректирован. Первоначально строительство плотины через Волгу предполагалось за устьем Дубны-реки — там, где впадает в Волгу речка Ситмежь. Канал должен был начинаться с Ратминской стрелки и идти по руслу реки Дубны. Сооружение дамбы в этом случае обошлось бы дешевле. Но когда начали “бить шурфы”, обнаружилось, что геологические условия не позволяют.
Строительство плотины перенесли к деревне Иваньково, где грунты покрепче, на 8 км выше по течению: деревня стояла как раз месте нынешнего шлюза № 1. Как и многие другие населённые пункты, подлежавшие затоплению, Иваньково перенесли на новое место — на территорию так называемой “Любомиловской лесной дачи”. По этому случаю Иваньково было переименовано в Ново-Иваньково.
Также очень много споров вызывал вопрос подхода к Москве-реке. Были предложения соорудить гигантское водохранилище у Мытищ. Но при этом варианте в случае прорыва плотины огромные массы воды хлынули бы на Мытищи и в секунду смыли бы город, поэтому предпочтение отдали Учинскому водохранилищу.
21 комментарий, последний 17 сент. 2009