Строительство канала имени Москвы.
Sontucio, 20 февраля 2007 ( редакция: 10 ноября 2018 )
Проекты соединения Москвы-реки с Волгой начали появляться еще при Петре-I. В 1722 году инженеру Вилиму Генингу было поручено выяснить, в каком месте удобнее устроить «водяную коммуникацию» от Москвы-реки или Яузы до Рогачевской пристани на реке Сестре в сорока верстах от Волги. Генинг произвел ряд изысканий, но, как и многие другие начинания Петра-I, проект канала осуществлен не был.
Вспомнили о нем в 1825 году, когда по указанию Николая-I было решено соединить Москву-реку с Сенежским озером и далее с Волгой. Это был второй петровский вариант. За 20 лет был прорыт 8.5-километровый канал, возведены три шлюза и перекрыта плотиной река Сестра. Работы производились полками 16 дивизий и тремя тысячами крепостных. Но построенная вскоре Николаевская железная дорога перехватила основной грузопоток, и канал оказался ненужным. В 1844 году работы на нем прекратились. Использовался он только для сплава леса в Москву из волжского бассейна. А в 1860 году система и вовсе была упразднена. Сейчас остатки ее строений можно видеть недалеко от города Солнечногорска, Химкинского района. На карте он показан как Екатерининский канал.
К началу XIX века вновь возникает необходимость соединения Москвы-реки с Волгой. Без водного транспорта город обойтись не мог, особенно в доставке таких грузов как камень, лес, хлеб и соль. К этому времени возникает и еще одна существенная для города проблема, обмеление Москвы-реки, вызванное массовой вырубкой лесов на ее берегах. Приходили в упадок и некогда полноводные притоки – Неглинка, Истра, Руза. Со временем стало не хватать и питьевой воды. В Москве были построены Ходынский, Преображенский, Андреевский и Мытищинский водопроводы.
В 1903-1911 годах в Москве выше города, в районе Рублева, была построена новая насосная станция, которая значительную часть расхода воды направляла на водоснабжение города. При этом Москва-река стала умирать на глазах. Летом протекала она по городу мелководным загрязненным потоком, угрожая здоровью горожан и откладывая у берегов наносы. Даже перед самым Кремлем открылись солидные, обсыхающие у берегов отмели.
Различные варианты спасения Москвы-реки были выдвинуты уже в советское время. В 1929 году Мосводопровод и немецкая фирма «Си-менс-Бау-Унион» разработали проект дополнительного питания Москвы-реки водой из Оки по стальному водопроводу длиной свыше 100 км. Стоимость этого сооружения оценивалась тогда приблизительно в 100 млн. рублей золотом. Но ни немецкая фирма, ни промышленность Советского Союза в то время не были в состоянии доставить нужное количество труб. Поэтому этот вариант отпал. Тогда был выдвинут так называемый запрудный или водохранилищный вариант. Путем создания запруд на реках Истре, Рузе и Москве. Однако этот вариант мог только прикрыть бреши в водопроводном хозяйстве.
Впервые вопрос о строительстве канала Москва-Волга был поставлен на июньском пленуме ЦК ВКП(б) в 1931 году, когда обсуждался вопрос о реконструкции Москвы и городов СССР. Наркомводу и Госплану, а так же другим организациям было поручено приступить к составлению проекта канала, чтобы уже в 1932 году приступить к строительству. Было разработано (по неподтвержденным данным) несколько десятков вариантов канала, отличающихся друг от друга отдельными отклонениями, из которых три: Старицкий, Шошинский и Дмитровский были рассмотрены Советом Народных Комиссаров СССР. А 1 июня 1932 года Дмитровский «машинный» вариант был утвержден. 3 сентября 1932 года начинается собственно строительство. Тысячи завербованных рабочих прибывают на стройку.
Фото Карамышевского шлюза из газеты "Правда" за 1937 год.
Аналогичная звезда была установлена на шпиле здания Северного речного вокзала.
Все остальные фото Дмитровского ИТЛ с сайта Собор
17 комментариев, последний 24 окт. 2016