Давайте посмотрим старые фотографии района шлюзов №7 и №8 в Тушино, построенных по проекту Ф. В. Кринского. Увидим, как строились шлюзы. Здесь канал вытекает из Химкинского водохранилища и опускается на 36 метров и впадает в Москву-реку. Часть канала проходит по искусственной дамбе, под которой вырыт автомобильный, трамвайный и пешеходный туннели
01. А какой состав с паровозом идёт по мосту
Котлован около шлюза №7 копали в водонасыщенных плывунах и заморозка не применялась. Тяжёлые экскаваторы, работавшие на железнодорожном ходу порой засасывало вместе с рельсами. Требовалось уложить 4-5-метровую толщу бетона на дно будущих шлюзов; для его производства был построен бетонный завод. Транспортеры в утепленных галереях подавали бетон к месту раздачи, и заключенные в ручных тачках по узким доскам перевозили его в котлованы.
02. Подход к верхней голове (арх. В. Ф. Кринский)
Железная дорога между 7 и 8 шлюзами пересекалась на одном уровне с каналом и надо было либо поднимать дорогу над каналом со станцией Тушино на 10 метров,либо переносить её на новое место. Было принято решение пересечь канал мостом над нижней камерой 8-го шлюза, но мост должен был иметь пролёт 130 метров. Эту задачу решил инженер Александр Бачелис.
На сооружение моста были пригнаны зеки, строившие Беломоро-Балтийский канал.На берегу появились десятки бараков с заключёнными. На низком берегу была сооружена трёхкилометровая насыпь высотой 22 метра. Сотни коневодов водили коней туда-сюда, чтобы утрамбовать её. Старики вспоминали, как будучи детьми бросали хлебные горбушки через забор заключённым. Много людей погибло там.
03. Виадук Калининской (Рижской) железной дороги у шлюза №8
А вот что пишет сам Бачелис: " «Чтобы освоить все работы к сроку, - пишет А. С. Бачелис в газете "Москва-Волгострой" 18 августа 1936 года, - надо было сразу же взять исключительно высокие темпы. Здесь следует отметить, что весь коллектив работников, сооружавших мост, чувствовал всю ответственность возложенной на него задачи... В этом отношении наш коллектив, хотя и немногочисленный, полностью себя оправдал. На мосту работали: старший инженер тов. Максимов, старший прораб опалубочных работ тов. Тихомиров, прораб арматурных работ тов. Свердлов, старший топограф тов. Корф и начальник ЭМБ тов. Иванов. В нужный момент каждый из них забывал свои "чины" и занимаемые должности и становился на тот участок работ, где это было нужно. Многим помогал нам начальник сооружения по отводу Калининской железной дороги тов. Рубинштейн".
04. Шлюз №8. Башня управления средней головы (арх. В. Ф. Кринский)
Вот что писали "Известия" про испытания моста 29 июля 1936 года: "По нему одновременно были пущены четыре тяжелых паровоза с американскими платформами, груженными камнем. Мост блестяще выдержал испытание! На пути парохода, отправляющегося из Москвы, это будет первое сооружение, которое пассажиры увидят на канале".
05. Шлюз №8. Башня управления нижней головы (арх. В. Ф. Кринский)
"Рабочая Москва" в этот же день написала: "Первого августа мост предполагается открыть для эксплуатации. После этого поезда Калининской железной дороги на трехкилометровом пути между Тушиным и Покровским-Стрешневым пойдут по новой трассе. Эта трасса уже готова. Здесь закончена укладка рельсов. Производятся последние работы по отделке и озеленению пути"
06. Башня управления средней головы. Вид с устоя (арх. В. Ф. Кринский)
Начали строительство моста 1 июля 1935 года,а открыли 5 августа 1936 года. Вот что сообщала газета "Москва-Волгострой" под рубрикой "Молния": "4 августа в 8 часов 5 минут вечера открыто пассажирское движение по сооруженному отводу Калининской железной дороги на участке Покровское-Стрешнево - Тушино и новому железнодорожному мосту N424 через шлюз N8. Вечером через мост пропущены 3 пассажирских поезда, прошедших вполне удовлетворительно. Приступили к разборке старого полотна. Начальник Южного района Кузнецов. Начальник работ района Костров".
07. Гидростанция находится у Западного моста на Деривационном канале и действует до сих пор (арх Н. Ф. Пронин)
08. Шлюзовая лестница
09. Мост через деривационный канал к Сходненской ГЭС
10. Железнодорожный мост через шлюз №8
11. Деревянный трубопровод Сходненской ГЭС
12. Химкинский перепад
13. Шлюз №8
14. Общий вид Химкинского узла
15. Химкинская земляная плотина
16. Подход к верхней голове шлюза №8
17. Место Химкинской плотины (нижний бьеф - до постройки)
18. Железнодорожный мост Калининской (Рижской) железной дороги над двухкамерным шлюзом у Москвы-реки
19. Над бетонным устоем возвышается башня управления механизмами шлюза
20. Нижний двухкамерный шлюз канала у выхода в Москву-реку
21. Под самой Москвой у Покровского-Стрешнева строится земляная плотина, преграждающая реку Химку
"
22. Башня управления шлюза №8 (арх. В. Ф. Кринский)
23. Тоннель с Волоколамского шоссе под каналом (арх. В. Ф. Кринский)
24. Общий вид шлюза №7 (арх. В. Ф. Кринский)
25. Верхний подход шлюза №8 и башни управления шлюза (арх. В. Ф. Кринский)
26. Выход канала Москва - Волга в реку Москву и мост Калининской железной дороги через шлюз №8
27. По высокому мосту над каналом проложен железнодорожный путь
28. Мост Калининской железной дороги через шлюз №8
29. Панорама шлюза №8
30.
31. Заморозка грунта у шлюза №8 при строительстве метро на перегоне Щукинская - Тушинская
32. Автор Б.Игнатович
33. Автор Б.Игнатович
34.
35.
36. Автор Н.Грановский
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43. Авторы: В.Лебедь и Б.Козюк
44.
45. Автор А.Шайхет
46.
47. Восьмой шлюз канала
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54. Соединительный канал между 7-м и 8-м шлюзами, вид от 8-го шлюза. Место съемки - фактически над тоннелем Волоколамского шоссе.
55. Гидромеханическая засыпка пазух шлюза №7
56.
57.
58.
59.
60.