В субботу, мы с Дмитрием вслед за Korbi, решили посетить тушинскую ДШС (дренажно-штольневую систему).
Описание с Википедии:
Дренажно-штольневая система (ДШС) — вид гидротехнических сооружений. ДШС строятся на склонах гор, с целью отвода грунтовых вод и предотвращения оползней. Представляют собой систему вертикальных колодцев и горизонтальных штолен с наклонным полом, по которому течет отводимая вода. Часто для этого в полу существуют специальные желоба. Сооружают ДШС из бетонных балок, цельного бетона, реже из бетонных труб. В XIX — начале XX века дренажные системы изготавливались из дерева или кирпича. В начале XXI века получили распространение штольни из цельных пластиковых секций[источник не указан 932 дня].
Высота штольни обычно составляет 1,6-2 м. Вертикальное сообщение между уровнями в многоуровневых ДШС производится при помощи лестниц (часто находящихся под льющимися потоками воды). С течением времени, по ходу эксплуатации системы заростают карстовыми наростами, сталактитами и подземными грибами, что делает эти сооружения более похожими на природные пещеры и привлекательными для посещения их диггерами. Часто внутри ДШС обитают летучие мыши, насекомые.
Строительством и контролем за эксплуатацией ДШС занимаются специальные службы противооползневых работ. Так например, в Киеве этим занимаются служба СУППР. Каждой ДШС присваивают номер, например ДШС-47 или ДШС-20бис. Некоторые системы имеют свои названия, например Никольская система в г. Киев.
Наша ДШС, одна из немногих в Москве, защищает от оползней искусственный холм, на котором находится Сходненская ГЭС.
Вход в систему находится на территории бывшей запретной зоны Гидродинамической испытательной станции, о которой я писал ранее Гидродинамическая испытательная станция и представляет из себя прямоугольный бетонный колодец, выступающий из земли примерно на 1 метр. Территория нынче не является запретной, так как Гидродинамическая испытательная станция больше не функционирует.
Внутри колодца ржавые скобы-ступени, ведущие на глубину около 15 метров.
Внизу нас ожидает куча мусора, скрывающая вход в штольню - листья, ветки, пластиковые ведра, кассеты для видеомагнитофонов, компакт-диски и бутылки.
ДШС представляет из себя бетонный коридор с отверстиями в стенах, из которых поступают грунтовые воды. По дну течет поток воды. Местами попадаются неопознанные девайсы из прошлого, вот например металлический шар.
По пути встречаем тачку - видимо раньше штольню чистили, но судя по состоянию тачки, последний раз это было при советской власти.
На потолке попадаются настоящие сталактиты.
На стенах, намытый из отверстий в стенах, песчанник.
Сама штольня идет под небольшим уклоном, но так как местность понижается довольно круто, через каждые 200 метров сделаны ступенчатые переходы на уровень ниже, образующие каскады или настоящие водопады.
Длина ДШС около километра. Периодически нам попадаются выходы на поверхность в виде, таких же как на входе, прямоугольных колодцев. Все эти колодцы расположены на территории гаражных кооперативов "Жигули", "Заря" и "Строитель".
Местами, из стыков бетонных колец, торчат корни растений.
Есть здесь и подземные растения альбиносы.
Ближе к концу, штольня делает свой единственный поворот под углом 45 градусов.
В месте прохождения штольни Строительным проездом, проход сужается по вертикали, приходится идти гуськом (а я-то все думал - зачем физрук в школе учил меня так ходить). Так же в этом месте, судя по запаху, проходят какие-то трубы, скорее всего водоснабжение. С обеих сторон от сужения, шахты круглого сечения, закрытые люками.
Кстати, где-то в этих местах, в районе малой ГЭС, был найден самый древний череп человека на территории московской области - древнейшая стоянка человека в Москве.
Чем ближе к месту впадения штольни в речку (подозреваю, что это тот самый Керосиновый ручей), тем больше в воздухе испарений - идем сквозь туман, видимость ниже среднего.
И наконец мы достигаем конца нашего путешествия - поток уходит в узкую трубу, впадающую в речку - чувствуем запах свежего воздуха.
Когда мы заходили в ДШС, на улице начинался дождь, мы не придали этому значения и как оказалось зря. На обратном пути, водопадики в местах перепада высот, превратились в настоящие бурные водопады, сквозь которые приходилось прорываться с боем. В итоге к выходу мы вернулись мокрые до последней нитки.
Тем не менее на поверхность мы выбрались довольные собой и отряхнувшись, как мокрые собаки, отправились по домам.