Всем желающим посетить музей сообщаем его адрес:
123103, Москва, ул. Паршина, д. 39, УВК № 1838 для глухих детей.
проезд: ст. м. "Щукинская", трамвай № 28 до ост. "Ул. Паршина (Бассейн)".
Время посещения целесообразно согласовать по тел. (095) 199-95-59
Инициатива создания в школе Музея истории отечественной сурдопедагогики принадлежит учителю русского языка и литературы Елене Николаевне Комаровой, которая совместно с учителями Л.П. и А.Г. Гангардт, Е.А. Мясоедовой, В.Я. Стаценко и другими собрала и оформила первую часть экспозиции. Открытие первой очереди музея состоялось в 1988 г., когда наша школа отмечала 25-летие своего пребывания в новом здании. Примечательно, что стенды и витрины были изготовлены самими учащимися в школьных мастерских.
Материалы музея собирались на протяжении более десяти лет. В основу фондов легли книги, рукописи, фотографии и документы, подаренные музею видными сурдопедагогами, их родными, близкими и потомками. Большую помощь в создании музея оказала А.Г. Басова - специалист по истории сурдопедагогики.
Экспозиция состоит из трех залов и галереи, с которой и начинается знакомство с музеем.
Первый стенд посвящен основателю и первому хранителю музея, Елене Николаевне Комаровой, ушедшей из жизни накануне 130-летия Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых. Продолжение дела Елены Николаевны стало делом чести коллектива школы.
Основной идеей экспозиции галереи является рассказ о людях, которые победили свою глухоту: стали известными учёными, художниками, рабочими. Среди них представлены слепоглухонемая Ольга Скороходова, ставшая учёным, писателем и поэтом, "дедушка русской космонавтики" К.Э. Циолковский, который потерял слух в возрасте 9 лет, но сумел стать ученым мирового масштаба, актеры Московского театра мимики и жеста и другие активные члены Всероссийского Общества Глухих.
С большим уважением и любовью подобран материал о достижениях неслышащих. Эффективность всей сурдопедагогической помощи может быть измерена и тем, какое место занимают неслышащие в производстве, какие профессии и в какой мере оказываются им доступны. В музее вы встретите рассказы о выпускниках специальных школ для глухих и слабослышащих детей: высококвалифицированных рабочих станков с числовым программным управлением, бригадире часового завода, который руководит бригадой слышащих, журналистах, актерах, художниках-реставраторах, кандидатах наук, научных сотрудниках, конструкторах, рационализаторах и других.
Первый зал музея посвящен истории российской сурдопедагогики.
Открывается экспозиция книгой Г. Гурцева, изданной в 1838 г. и содержащей "Энциклопедический курс методических и практических уроков... для глухонемых". С этой книги начинается рассказ о первых попытках обучения глухих в России: Воспитательном доме в Москве, в котором среди других детей обучались глухие, и о создании Петербургского Училища для глухонемых детей, открытого в 1806 г. (его первыми директорами были Флери и Гурцев).
Здесь же представлен портрет отца Пушкина. Этот портрет нарисовал глухой художник К. Гампельн, который был учителем рисования в петербургском училище глухонемых. Он был очень талантливый художник, писал портреты героев войны 1812 года. Восемь лет он жил в доме президента Академии художеств Оленина, в дочь которого был влюблён А.С. Пушкин, посвятивший ей стихотворение "Я вас любил".
Следующие стенды знакомят посетителей с русской сурдопедагогикой второй половины XIX века. Достоверные материалы повествуют о положении глухих в дореволюционной России, об открытии Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых в Москве.
Особое место занимают в экспозиции материалы, посвященные открытию в Москве первого в Европе детского сада для глухих дошкольников, детищу замечательного русского педагога - Натальи Александровны Рау. Материалы рассказывают об истоках дошкольной сурдопедагогики, идеях и концепциях русских ученых и практиков.
В одной из витрин вы видите интересную фотографию: это глухой мальчик Коля Конради, с которым занимался Модест Ильич Чайковский, брат известного русского композитора П.И. Чайковского. Перед тем, как взяться за обучение мальчика, Модест Ильич побывал в Германии, перенимал опыт немецких сурдопедагогов. В результате обучения этот мальчик хорошо говорил, сдал экзамены за гимназию; он также неплохо изъяснялся на французском.
Зал № 2 содержит экспозиции, рассказывающие о работе и поисках коллектива УВК № 1838, о судьбах выпускников, об интересных событиях, происходивших в школе.
УВК 1838 вот уже много лет работает по индивидуальным учебным планам, составленным с учетом разнообразия контингента учащихся нашей школы.
Cозданы экспериментальные классы коррекционно-развивающего обучения, классы для учащихся с задержкой психического развития и вспомогательные классы, что позволяет обучать практически всех глухих детей по индивидуально-дифференцированным планам.
На школьной территории имеется стадион, помогающий учащимся активно заниматься спортом. В течении ряда лет наши ученики занимают ведущие места по спорту среди глухих и слабослышащих, а в 1997-1998 учебном году команда УВК заняла II место на первенстве России по легкой атлетике. В экспозиции зала № 2 широко представлены спортивные достижения учащихся: кубки, медали, вымпелы и дипломы; многие ребята становятся мастерами спорта и участниками Всемирных игр глухих.
Школьные спортсмены достойно защищают честь УВК на различных российских и международных соревнованиях.
Наши ученики достигли больших успехов в художественной самодеятельности и танцах, неоднократно становясь лауреатами международных, российских и московских конкурсов и фестивалей.
В музее собран большой материал о трех поколениях педагогов и других сотрудников УВК, чьим трудом живет и развивается наша школа. Об истории школы и ее учителях рассказывают многочисленные фотоальбомы. Представлены работы учащихся: сочинения, тематические альбомы и рисунки. Собран большой материал о выпускниках школы и их достижениях. Например, выпускница 1988 г. Марина Муратова стала Мисс Мира 1992 года среди глухих.
В зале также также представлены несколько десятков учебников и учебных пособий, написанных учителями УВК и изданных как на русском, так и на иностранных языках.
Отдельные стенды посвящены связям школы с Московским Педагогическим Государственным Университетом (МПГУ) и Московским Государственным Заочным Педагогическим Институтом (МГЗПИ). Студенты этих вузов проходят в нашей школе практику, а многие выпускники становятся учителями нашей школы.
В зале № 3 рассказывается о международных связях УВК, о работе клуба интернациональной дружбы и о тех слетах глухих, которые остались в памяти нескольких поколений. Представлены материалы международных конференций сурдопедагогов и учебные пособия для глухих из разных стран мира.
В музее собраны подарки от школ глухих из стран ближнего и дальнего зарубежья, многие из которых искусно сделаны самими ребятами. Обширные фотоматериалы живо и наглядно рассказывают об обучении и досуге глухих детей как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Покидая музей, вспоминаются слова Ф.Ф. Рау, приведенные в одной из его последних работ: "...трудно переоценить важность изучения исторических путей развития любой науки, в том числе и сурдопедагогики. Не подлежит сомнению, что современное понимание основных вопросов обучения и воспитания глухих - результат длительного исторического развития сурдопедагогической мысли, в процессе которого каждый новый этап, каждое новое воззрение вносили позитивные идеи, явившиеся ценнейшим вкладом в теорию и практику сурдопедагогики. Конечно, в прошлом можно отметить немало ошибок и заблуждений, раз и навсегда отвергнутых поступательным ходом науки, однако и сами эти ошибки весьма поучительны. Только тот сурдопедагог способен творчески подходить к своей работе и уверенно двигать свою науку вперед, который хорошо знаком с историей её развития и гарантирован тем самым от повторения ошибок прошлого, а также от пресловутого "открытия америк".
В музее истории обучения глухих найдут для себя ценное и интересное и студент, и учитель, и научный сотрудник, и мастер производственного обучения, и сами люди с недостатками слуха. Музей интересен и людям непосвященным. Вот, что написала журналистка, посетившая музей и впервые здесь узнавшая о том, что такое сурдопедагогика: "Музей этот - не просто музей. Экспонаты вобрали в себя нечто вечное, не поддающееся действию времени - дух и подвижничество благородных людей, посвятивших себя не просто науке, борьбе за полноценного и счастливого человека. Всё сказанное относится к создательнице и хранительнице музея - Елене Николаевне Комаровой. Спасибо Вам!"